Дорога в юность

Как молоды мы были, как верили тогда
опубликовано в " Злой град"  2016
Ах, какими были эти годы  . Годы юности близки и дороги каждому из нас. Каждый, кто бы он ни был, где бы ни жил,  с трепетом в душе вспоминает и нмх  и, как бы не хотел, никогда их не забудет . Они являются к нему , подчас, когда их совсем не ждешь, а они приходят, будят, тревожат  волнуют застывающую кровь  теребят вопросами и незаметно уходят.  Уходят, чтобы спустя некоторое время  вернуться вновь  Вот и сейчас, слушая  слушая довольно известную Аллу Баянову, а ее очень любила мать Михаил грустно улыбается .
 Слова, которые поет  с явно нерусским акцентом  русская певица,  дарят взрослому Михаилу  яркие воспоминания детства, юности.
Мищка, Мишка, где твоя улыбка .
 Полная задора и огня,
Самая нелепая ошибка, Мишка,
То, что ты уходишь от меня .
 Эта песню  спела ему пионервожатая  Люда, когда закончилась  последняя смена в пионерском лагере . И было это еще в смоленской Каменке , в  самом начале прекрасной поры юности  молодого человека 
 Тогда после отъезда детей, они молодые работники пионерского лагеря , на тропинке ведущей к речке, устроили пионерский привал . Тропинка вела вниз , где синела,  переливаясь в вечернем солнце , неширокая речка Хмость.  Посередине тропинки  было одно примечательное,  удобное и довольно вместительное пространство , где все и расположились  Зажгли костер . Шашлыки тогда еще не готовили. Как то не пришли они  к нам тогда в российскую глубинку. Напомню,  после окончания войны с фашистами  прошло только 15 лет. Страна отдавала последние силы , чтобы восстановить разрушенную войной промышленность, сельское хозяйство, хоть как то накормить  население.
 Был конец августа и ветер дул совсем не летний.
 Костер согревал.  На нем ничего не жарилось и не готовилось.  Он просто освещал. Ужин принесли из лагерной столовой . Обычный пионерский ужин: картошка, по две котлетки на человека,  чай, хлеб.
  В сельском магазине купили немного вина Засиделись допоздна  самым молодым в этой капании был Миша.  Он совсем недавно окончил восемь классов Каменской  школы, но здесь был  полнокровным участником  этой заключительной посиделки.   В лагере от проработал три смены  Должность его называлась музыкальный руководитель.  А попросту- баянист лагеря . Конечно, сегодня, спустя годы ,  взрослый Михаил понимает,  что его игра на баяне была далеко от совершенства . Но, в принципе, и тогда  он играл правильно ,  многое по нотам, нигде не фальшивя  и не коверкая  мелодию. Просто гармонизация произведений была простенькой , не богатая полноценными аккордами, проигрышами, вариациями.
 По утрам- зарядка.  Лагерный физрук строил детей.  Все дружно под музыку делали  несложные разминочные упражнения.  Раз-два-три- - четыре-  четко давал он ритм.  Мелодии подобрать здесь было несложно Подходили танцевальные полька  , матросский танец " Яблочко" , вальсы.  Заключительное упражнение-бег.  Х здесь подходила веселенькая мелодия  из кинофильма" Неподдающиеся" После завтрака все строились на линейку. Под звуки Гимна СССР поднимался флаг. На вечерней линейке флаг опускался. Гимн у Миши получался неплохо. Еще бы! Учил по нотам. Линейки эти запомнились еще и потому,  что с ними был связан навсегда  врезавшийся в память бухгалтер пионерского лагеря . Это был пожилой, седой человек. Звали его Моисей Соломонович.  Услышав звуки Гимна,  где бы он не находился, он мгновенно застывал на месте, и стоял, пока звучала музыка , вытянув руки по швам. Выглядело это немного комично,  и молодые пионервожатые, увидев бухгалтера , просили Михаила сыграть первые такты Гимна. Один раз он уступил  этим просьбам, потом понял, зачем  они просят сыграть гимн , и больше не поддавался на эти розыгрыши.
 Среди работников лагеря Михаил был самым молодым Он только что окончил Каменскую восьмилетку  и по сути , был ровесником мальчишкам и девчонкам , которые отдыхали в том лагере.  Начальником пионерского лагеря был отец Михаила  Алексей Иванович. Алексей Иванович работал директором  школы. Лагерь был от профсоюза работников здравоохранения и отдыхали там в основном  дети медицинских работников.
 председатель ОБКОМА ПРОФСОЮЗА САМ ПОПРОСИЛ  ОТЦА БЫТЬ НАЧАЛЬНИКОМ ПИОНЕРСКОГО ЛАГКРЯ , С КАДРАМИ ТОГДА БЫЛО ТУГОВАТО.  ВОТ И ПРИшЛОСЬ ОТЦУ В ЛЕТНЕЕ ВРЕМЯ  СОГЛАСИТЬСЯ НА ПРЕДЛОЖЕНИЕ СТАТЬ НАЧАЛЬНИКОМ ПИОНЕРСКОГО ЛАГЕРЯ , ХОТЯ И СВОЕЙ РАБОТЫВ В ЛЕТНЕЕ ВРЕМЯ  ХВАТАЛО. ну  а Михаил БЫЛ ДОВОЛЕН.
 и ДЕЙСТВИТЕЛЬНО. ЧЕРЕЗ МЕСЯЦ ОН РАСПИСЫВАЛСЯ В ВЕДОМОСТИ , ПОЛУЧИВ СВОЮ  ПЕРВУЮ ЗАРПЛАТУ. Из начисленных сорока рублей  двенадцать рублей вычли  за питание. На оставшиеся двадцать восемь рублей  он купил себе ручные часы популярной тогда марки "Победа"  и за три рубля хорошую клетчатую рубашку. На следующий месяц он получил уже сорок рублей . Старший пионервожатый специально съездил в Смоленск  и договорился в обкоме профсоюза , что за питание у них удерживать деньги  не будут. К тому же как взрослого школьника  Мишу все работники лагеря величали Михаилом Алексеевичем , относились к нему с уважением. . По имени , отчеству называли его и пионеры . Правда ребят старшей группы Михаил просил    называть его просто по имени. . А в кампании взрослых ему было как то неуютно. . Все они пионервожатые пяти отрядов, на каждый отряд  по два человека молодые юноши и девущки  были студентами Смоленского медицинского института  и относились они к Михаилу  несколько свысока, покровительственно , что не очень ему нравилось.  Другое дело-= старший отряд  И тогда в ту смену ему , можно сказать, отчаянно  понравилась одна девчонка 0 Валя Куприна,  которая сначала обращала на него мало внимания. . Было заметно, что ей нравился другой парень, , который к счастью Михаила был к ней  абсолютно равнодушен . Парня звали Толик и он тоже умел и
 грать на баяне . Он учился в Смоленской музыкальной школе  то ли три, то ли четыре года и на баяне уже играл прилично  Особенно хорошо у него получались вальс " У моря"  Тихонова  и его же довольно техническая пьеса композитора Бориса Тихонова.
  " Ручеек" Толик не возражал, когда Михаил брал у него ноты  и переписывал их в нотную тетрадь . Сам он в музыкальной школе тогда не учился. Откуда ей было взяться в далекой Каменке, но раз пять он на велосипеде  еще год назад ездил в районный центр Кардымово. Семнадцать километров в одну сторону он преодолевал легко.. К тому же дорога домой вела под уклон , и ехать было нетрудно.
В дом е пионеров он брал двухчасовые уроки у баяниста , который и научил Михаила и нотной грамоте  и технике исполнений некоторых произведений.
 А музыкальную  школу Михаил окончил уже после одиннадцатого класса . Причем окончил за полгода.  Техника игры у него к тому времени  была неплохая.  Нужно  было подтянуться только по сольфеджтл т музыкальной грамоте  Пользуясь тем, что Толику также хотелось поиграть на баяне,  Михаил во время вечерних танцев  передовал баян ему,  а сам приглашал на танец понравившуюся ему  Валентину.  Сегодня  Михаил живет  более сорока лет  с другой , настоящей Валентиной , за которую он готов отдать свою жизнь, которую любит ка никого на свете. Но тогда его чувства и переживания  были серьезны и глубоки , и в этом есть свое очарование юности, молодости. Танцуя со школьницей Валентиной, которая была на год моложе его   Михаил тогда впервые испытывал  любовь и ревность , и желание вот так танцевать  и танцевать с нею. Но танец кончался  и Михаилу приходилось снова садиться за баян . Конечно, Валентина понимала,  что она нравится Михаилу , но , и это понимал Миша,  она не видела перспективы продолжения их дружбы  Михаил говорил, что в девятом классе  он будет учиться в Смоленске  и тогда они могут и дальше встречаться , ходить вместе в музей, кинотеатр, а там.. Но учиться в Смоленске Михаилу не было суждено. Не имея естественной подпитки  Михаил для Валентины и Валентина для Михаила  постепенно забылись, исчезли , выветрились из памяти. Но тогда все было иначе. . Сегодня спустя более полувека, Михаил улыбается, вспоминая еще  один курьезный случай  в истории этой юношеской дружбы.. А дело было так.  Не одному Михаилу тогда нравились девчонки. Его друзья- пионеры, комсомольцы , тоже имели свои симпатии. , поэтому Михаил не особенно удивился ,  когда его друзья Эдик и Шурик  предложили ему после отбоя  потихоньку войти в палатку к девушкам .  Те знали об этом намерении  молдых  парней и особенно не возражали. Но дело осложнилось им,  что после отбоя минут тридцать  -сорок старший дежурный  по лагерю ходил по территории, иногда заглядывал в палатки , проверяя все ли на месте.. Нередко ему приходилось прерывать ночные разговоры , которые вели в своих палатках пионеры и  пионерки.  Спать почему то тогда молодым ребятам не хотелось , и разговоры утихали только к полуночи . Зато утром молодежь было не добудиться.  . В семь тридцать раздавались звуки горна.  Утренний горнист был штатным работником лагеря , и трубил в свой горн , который не доверял никому, изо всех сил.  Наконец, на построение , завтрак, обед, ужин  трубил уже в другой горн один из из пионеров . Сигналы были различны. и каждый пионер мог по слуху определить , что он означает. . Так, на обед сигнал прочитывался так: Бери ложку, бери бак, если нету-
 лопай так.  Отбой звучал протяжнее. : Спать, спать- по палаткам Сейчас- эти сигналы мало кто понимает. Есть надежда, что новая политизированная организация школьников  возьмет все лучшее, что было в старой пионерской организации, которая объединяла всех детей Советского Союза. .
 Таким образом, в палатку к девчонкам можно было попасть  только ближе к полуночи. Поэтому, когда три парня и Михаил  с ними заявились в палату к девочкам, из там было тоже трое , никто из них не удивился  . Они попросили ребят не шуметь.   Каждый присел на кровать к своей девушке. О чем они тогда говорили, сейчас Михаилу вспомнить трудно. Помнится, что много шутили,  перебирали впечатления текущего дня. Вспомнили лагерного бухгалтера  с его застыванием на месте во время исполнения Гимна . Самое большой, что позволяли девушки- это разрешали подержать себя за руку . Что-то напоминающие рукопожатие. Но и этого было достаточно . Иногда разговор замолкал. Юноши и девушки слышали как громко стучат их сердца, в которых пробуждалось новое ,  прекрасное, неизведанное чувство . Ни о каких поцелуях ребята тогда и не думали. . Это, если и случалось, то где -нибудь наедине, торопливо  и с достаточной степени   стыдливости и робости.
Вспоминается эпизод из одного старого советского  фильма, где героиня  говорит молодому нерешительному кавалеру
- Хороший ты парень, но не орел !
 Вот такими орлами были тогда в девичьей палатке  молдодые парни.
  Фильм" Простая история " до сих пор т приковывает к себе внимание  прекрасной игрой актеров  Нонны Мордюковой и Михаила Ульянова .
  А паузы в разговорах  тоже о многом говорили .  Девочки прислушивались к своим чувствам именно тогда  девушки впервые ощутили свою значимость, свое женское призвание приковывать к себе внимание  мужчин, быть любимой, быть матерью.
 Пора все таки и спать, - сказала одна из девушек  А то утром и на зарядку не встанем. С этим мнение никто не  спорил и юноши засобирались в обратный путь.  Но не тут то было.  Около палатки раздался шум. Знакомый всем голос старшего пионервожатого  Юрия Германовича или просто как его между собой  называли пионеры Юрика ,  громко произнес:
 По моему они вошли в эту палатку.
 Неожиданный этот возглас  заставил юных друзей  моментально нырнуть под кровать.  Под кроватью Эдик и Шурик быстро сориентировались , приподняли край палатки  и быстренько выползли наружу  Оттуда до своих палаток было как говорится рукой подать.  а вот Миша- замешкался.  Край палатки, который он силился приподнять,  был прикреплен на удерживающую палатку толстую верёвку
 . сама ве6ревка крепилась к колышку, прочно воткнутому в землю. Колышек этот, как ни старался Миша ,  крепко удерживал край палатки и не давал возможность ему покинуть ее.
   .   Более того, Юрик с торжествующим криком  " Вот он" Держи его"" вцепился за ногу незадачливого ухажера.  От отчаяния, смешанного чувства  стыда и злости , Миша дернулся и второй ногой  угодил Юрику в лицо.  Юрик от боли и ярости взвыл. И на мгновение ослабил свою хватку.  Этого было достаточно. К тому , и колышек поддался невероятным усилиям  Михаила, и он выскочил наружу.  Бросок вниз, в овраг, , а там знакомой тропкой к домику. Дома он обнаружил, что Юрик успел стащить с его ноги  обувь. Тогда  в моде была легкая резиновая обувь- кеды Особенно ценились кеды китайского, вьетнамского производства  Кажется китайские кеды имели маркировку  и назывались " Три мяча" Достать их было не очень легко. Но они у Михаила были.  К счастью  , в этот день он надел полукеды . Они были уже изрядно поношены. . Так что, о пропаже горевать особенно не приходилось.  А вот Юрик был в ярости.  помимо того, что у него распух и кровоточил нос, он не мог забыть, И как ехидно , как ему показалось, посмеялись девушки.  На следующий день всем  им пришлось очень несладко.  Конечно, воспитатели, начальник лагеря, отец Миши , отлично понимали, что ночные посиделки  в палатке носили  в принципе невинный, целомудренный характер.  Но это было в то время  серьезным нарушением дисциплины , и все девушки были серьезно предупреждены.  Особенно они просили не сообщать об этом факте родителям, которых они уважали , и , очевидно, боялись. А Юрик тогда все ночь,  пользуясь властью дежурного лагеря, затеял обыск в палаптках  Взрослых ребят в лагере было немного Они ночевали в трех палатках . И Юрик, держа в руках несчастные полукеды , вернее одну из них,  разбудил в двух палатках сладко спавших  пионеров юношей т требовал   показать ему обувь  , надеясь найти виновных его разбитого лица. В третьей палатке Эдик и Шурик  успешно симулировали свой сон  и конечно продемонстрировали Юрику свою  обувь  Конечно Юрик ничего компрометирующего  не нашел и крайне недовольный  покинул палатки мальчиков , пообещав подробно обо всем разобраться завтра.
 Прошло с тех пор много лет, но Михаил не знает , был ли он у него в числе подозреваемых . Но вот через день его отец  Алексей Иванович   поинтересовался  у Миши, где его старые полукеды.  Тогда, помнит Михаил, , , он смущенно достал одну.
 - А где вторая, ?- спросил отец .
 - Не знаю,  стараясь выглядеть безмятежным , произнес Миша,  Наверное, затерялась где -нибудь .
 - Да, очевидно, затерялась, повторил  отец   И я знаю даже где  Вот под кроватью ночью в палатке  у девочек Юрий Германович нашел .
 И он протянул Мише потерянную обувь.
 Заметив, что Миша покраснел,  и не знал куда деться, , отец ласково потрепал его по голове  и произнес
 Ну, ничего,  не переживай сильно  Я сам был таким.  Но только, чтобы этого никогда
 Больше пятидесяти лет прошло с тех пор  но Миша отчетливо помнит и эту ночь  и эту историю  и этот августовский вечер , когда он проснулся  вместе со своими старшими товарищами  после прощального вечера  на берегу прекрасной речушки Хмость.   
   
 
 


г.


Рецензии