По натянутой струне 30. И почему я не Гамлет

Глава 30. И почему я не Гамлет

Эти десять дней пробежали, так быстро, что временами, когда хотелось их остановить и задуматься, насколько в дальнейшей жизни нужны ему изменения, не получалось. И не потому, что время материально и находится в постоянном движении, а скорее всего потому, Что Готлиб так еще и не понял, что такое замереть. Замереть, как в детских играх, на секунду, две, три… Но мысли они тоже материальны, чтобы остановиться на них, нужно быть своего рода белкой, которая может бежать и быть на месте в постоянно крутящемся обруче. Но Майлер не был белкой, и не обладал тем опытом, который бы ему позволил в мгновение ока принимать правильное решение.
Именно правильные.

Предложение Антона Старовойтова перейти работать на его компрессорную станцию, было заманчивым. Работать под крылом старого друга. Но что-то в этом его и пугало. Что? Его будущее. Скорее всего да. Вот не изберут его председателем профкома ЛПУ, и что тогда? Он Антону будет не нужен, а нужен тот, кто будет в этой должности. Хотя, при всем этом, Готлиб будет оставаться заместителем председателя профкома. Но при этом возникает другой вопрос, а на долго ли?

Пусть даже не так, а его изберут. И что? Он будет оставаться при этом зависимым от своего друга-начальника. Именно это и начинало угнетать Готлиба. Ни что-нибудь, а именно понятие этого слова – ЗАВИСИМЫМ. Как в сказке у Пушкина, когда волшебник влюбляется в колдунью.

Нет, нет, только этого еще не хватало.

А Старовойтов жил подготовкой к отчетно-выборному собранию в профсоюзе. И со всей нужной информацией после программы «Время», заходя к Готлибу в гости, и вызывая на улицу покурить, подробно рассказывал о кандидатурах, предложенных начальником ЛПУ, о том, что эти лица представляют из себя и насколько они сильны по отношению к Майлеру.

И вот наконец пришел этот десятый день. Из поселка Комсомольского на выборы прилетел председатель профкома головной организации Александр Яковлевич Пустовалов, от администрации – заместитель генерального директора по социальным вопросам Юрий Сергеевич Холманский.

Их Готлиб увидел только на самом собрании. Его решили провести в киноконцертном зале Дома культуры, единственное помещение в поселке, которое могло вместить в себя около пятидесяти человек.

Из-за какой-то задержки, было принято решение начать со спектакля «Гамлет», подготовленного из труппы местных артистов, в которую еще недавно, до Нового года, входил и сам Готлиб. Но обида, что он был вторым, а может даже и третьим артистом в роли Отелло, его постоянно угнетало. А как перестал ходить на репетиции, так успокоился, что принял правильное решение, бросить эту труппу. И все потому, что о нем сразу же забыли. Только режиссер Иван Васильевич Волковцов, встретив его недавно на рынке, что-то хотел ему сказать. Но был слишком пьян…

И вот половинки темно-бордового занавеса, закрывающего всю сцену, стали разъезжаться. В ее середине стоит несколько столов и стульев, не тех времен - XVII века, а нынешнего. Ведущий рассказывает о событиях, произошедших в то время в датском государстве и окружающих его странах. 

Гамлет - принц датский, сын покойного короля и племянник ныне правящего властителя Клавдия, женившегося на его матери Гертруде. В начале пьесы зритель узнает, что Гамлет одержал победу над норвежцами, чем обеспечил государству некие земли. Сын покойного короля Фортинбраса не признал поражения и готовится к новой войне, в которой Гамлету предстоит сыграть важную роль. Но Гамлета гнетет не эта мысль, а то, что он пытается выяснить, причастен ли нынешний король к гибели его отца.

И вот перед ним появляется Призрак отца, рассказу которого Гамлет вначале верит, но затем тому, что говорит ему призрак, начинает сомневаться, считая его дьяволом. А после, лишь убедившись в правдивости его слов, начинает мстить. Но призрак проявляет человеческие качества, призывая принца не мстить Гертруде.
Офелия, влюбленная в Гамлета, жалуется отцу на его странности. Полоний решает, что принц сошел с ума от любви к дочери. Королевская чета решает пригласить бывших соучеников принца, чтобы те узнали причину его странного поведения. Тем временем из-за границы приходит новость о том, что норвежская угроза миновала. Гильденстерн и Розенкранц - друзья Гамлета - приглашают в замок артистов. Принц просит их разыграть сцены из произведений об убийствах и в конце - небольшую сцену его собственного сочинения. Он сомневается в словах Призрака, подозревая, что к нему приходил не отец, а дьявол, но решает проследить за поведением Клавдия.

Следя за событиями, происходящими на сцене, Готлиб потерял желание хоть как-то критически подходить к роли Гамлета, которую прекрасно играл сам режиссер Иван Васильевич Волковцов. Но когда на сцену выходила Офелия, он, теряя свое самообладание, слушая ее голос, попадал в какой-то незнакомый ему мир.
Мир, наполненный впечатлениями, которые начинали свою неприятную игру в его нервной системе, как смычок на струнах скрипки. И с каждым своим новым движением, она все сильнее и сильнее плакала.

Очень хотелось подняться и выйти из зала, но что-то его продолжало удерживать. И вот, наконец-то, лампы в зале заморгали, и он начал сильнее и сильнее освещаться. Закончился второй акт спектакля.

- Ой, как сильно получилось, - кто-то сказал сзади от Готлиба.

- Да, как вы правы, - поддержал этого человека Майлер.

Да он просто был шокирован тем, что и как сейчас происходило на сцене…

- 2 -
 
Собрание пошло по-старому. Председателем профкома сказано, сколько человек присутствует на нем, потом, какие вопросы будут рассматриваться кроме отчета, хотя и так понятно, что пройдут только выборы нового председателя. Но, как говорится, и здесь без своей классики не обойтись.

Отчетный доклад Александр Михайлович Ефименко, председателя профкома, был скучноват. И почему понятно. Сколько прошло профкомов в течение последних двух лет, сколько бюро, какие вопросы на них рассматривались… Зева овладела половиной зала. И наконец-то доклад закончен. Собрание проголосовало за отчет, поставив ему удовлетворительную оценку.

И наконец-то приступили к самому главному вопросу. Предлагали свои кандидатуры в профком пять человек. Трое - инженеры из аппарата управления, один - начальник службы связи, и кандидатура Готлиба, рабочего.

С предложениями выступили представители служб, сказав по нескольку слов о своих представителях, кандидатуры которых будут поддерживать. Скучные обычные слова: преданные делу, ответственные, хорошо работают, дисциплинированные. Детский лепет.

Самым интересным было выступление Антона Александровича Старовойтова, начальника Ново-Казымской компрессорной станции. Они предложили кандидатуру Готлиба, четко расписав почему. Человек, который смотрит на мир со стороны рабочего класса, зная его нужды. Рассказал, как Готлиб договорился с хантами за мясо оленины, и закупил его для отоварки, как привез два вагона сахара из железнодорожной станции Приобье. С какими при этом встречался проблемами и как их решал. Готлиб Майлер – человек, который слов на ветер не бросает.

И в детском садике, оставаясь за председателя профкома решил вопросы по ремонту его помещений, когда там прорвало трубу отопления. Никого не ждал, а собрал бригаду, заявив об этом начальнику службы, поехал туда, выполнив все нужные ремонтные работы. Если бы этого вовремя он не сделал, то трубы бы перемерзли, и детский садик пришлось бы закрыть на несколько дней, а может и больше…
Начальнику ЛПУ Юрию Владимировичу Торопинову, видно было, что такое выступление начальника компрессорной станции не понравилось.

Попросив слова. А в нем всем дал четко понять, что он видит в руководителе профсоюзной организацией не простого рабочего, а инженера, опытного специалиста, который хорошо разбирается в производственных вопросах, как они решаются, в том числе и, касаясь охране труда и промышленной безопасности, соблюдения трудовой дисциплины и ее важности на производстве, уважение к руководству. Зал вздохнул, когда он закончил свое длинное выступление.

И вот, наконец, дается слово самим кандидатурам.

Майлер, клокотал в душе, слушая выступление нового начальника их линейного производственного управления. Да он понимал, что тому нужен его человек, а не тот, который будет защищать их рабочий класс. А это страшно. Ведь с завтрашнего дня все вернется к исполнению каждым работником своих обязанностей, и – не больше того. Как в армии: офицеру все полномочия руководителя, солдату - подчиненного. Завтра же и в очереди на получение жилья, мест в детском садике, путевок в санаторий-профилакторий все начнет решаться начальником, а не как положено – по очереди.

Это и понятно, ему, руководителю, будет легче управлять незнакомым коллективом, поставив всех под свои требования! Нет, нет и нет!

Майлер, послушав выступления своих конкурентов на должность председателя профкома, их заунывные обещания, соблюдать демократическим принципам, защищая рабочий класс, но при этом требуя максимального исполнения своих обязанностей…
И его еще теплившееся желание, выйти и снять свою кандидатуру с выборов в председатели профкома иссякло. Выйдя за трибуну, посмотрел на зал, переполненный людьми. Откашлялся и коротко сказал:

- Дорогие мои, если изберете меня, то сладкая жизнь закончится. Это я вам обещаю. Много проблем остается у нас на производстве. Да, и в дисциплине, да – и в неумении вашем отстаивать свои позиции в социальных вопросах. Блата, я вам скажу, у вас больше не будет. И то, что кто-то из вас знаком с тем-то или с тем-то из руководства, будет пресекаться на корню. И буду бить не столько по вашим рукам, а по тем, кто будет вас притягивать за шиворот к благам, которых вы не заслуживаете, а те, кто в очереди стоит на них первым. Понятно? – и посмотрел в зал.

Кто-то начал искать у себя что-то под ногами, кто-то, шушукаться с соседом, а кто-то потихонечку начал хлопать в ладоши, не боясь взгляда первого руководителя, сидевшего за столом, стоящим на сцене. И через несколько секунд после этого, зал ожил, и многие поднялись со своих сидений, и стали громко хлопать в ладоши, поддерживая мысли Готлиба.

Через полчаса после просчета голосов, зал снова аплодировал, поддерживая выбранную кандидатуру Готлиба Майлера в председатели профсоюзной организации. В их числе были и начальник ЛПУ Торопинов, и председатель профкома объединения газотранспортников Пустовалов.

А сразу после этого к ним на сцену вышел кто-то из артистов и что-то на ушко прошептал начальнику ЛПУ.

- Дорогие мои сослуживцы, прошу вашего внимания, - громко сказал Торопинов Юрий Владимирович. – У артистов проблема, главный герой, исполняющий роль Гамлета – принца датского, перебрал. Предлагают его сменить нашему новому председателю профкома Готлибу Яковлевичу Майлеру. Как вы отнесетесь к этому предложению, Готлиб Яковлевич?

- Неожиданная ситуация, - развел руками Майлер. – Я готов. Только дайте мне хотя бы десять минут…, - попросил Готлиб, внимательно кого-то выискивая в зале.

Это была его жена, сидевшая на тринадцатом месте в тринадцатом ряду. Кто-то из своих видно решил над ней поиздеваться, предоставив это место, на которое в некоторых странах из-за всевозможных проклятий, билет не выдается, и оно пустует.

Но этого Готлиб не знал, а по привычке, помня ее недавнюю обиду, хотел было встретиться с ее глазами, и спросить разрешения…

Но его жена, не стала дожидаться взгляда мужа, а встав со своего места, опустив глаза вниз выходила из зала. Из зала, который поддерживал решение Готлиба, доиграть эту роль, громкими аплодисментами.


- 3 –

Выйдя на середину сцены, в наряде датского принца Гамлета, Готлиб замер на некоторое время. Но не найдя в центре зрительского зала своей жены, он повернул глаза к Офелии, стоявшей рядом с ним, и начал свой монолог:

«Быть иль не быть, вот в чем вопрос.
Достойно ль
Смиряться под ударами судьбы,
Иль надо оказать сопротивленье
И в смертной схватке с целым морем бед
Покончить с ними? Умереть. Забыться
И знать, что этим обрываешь цепь
Сердечных мук и тысячи лишений,
Присущих телу. Это ли не цель
Желанная? Скончаться. Сном забыться.
Уснуть… и видеть сны?»

…Поздно вечером, он не вернулся домой. Видно Офелия решила больше не отпускать его от себя.

В ответ Готлиб махнув рукой и сказав "...И почему я не Гамлет", - поддавшись чувствам своей героини.


Рецензии
Здравствуйте, Иван Валентинович!
Как-то неожиданно подошла эта последняя глава.
Возможно ещё будет продолжение? Уж больно обаятельный ваш герой!
Очень жаль, что его жена так и поняла его тяги к искусству...
С уважением,

Светлана Петровская   19.01.2023 19:01     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.