Месть... прощение... Окончание следует

   Лучшая месть человеку - это доказать,
   что ты можешь обойтись без него.  /Валентин Пикуль/

   Попроси любого из нас назвать самого главного мстителя, известного в мире, и -
 - я почти уверена в этом - мы произнесём имя героя романа "Граф Монте - Кристо" Александра Дюма - отца, Эдмона Дантеса. Человек железной воли, холодного расчёта, колоссальной выдержки, целеустемлённый и убеждённый в справедливости всего, что он делает, богатый, но потерявший любовь, он посвятил свою жизнь ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВУ МЕСТИ.

   Дантес справился с поставленной задачей, но, что это принесло ему? На что он истратил жизнь, единственную жизнь? Стал ли он счастливым? Увы!

   Месть... Не случайно говорят, что нет такого существительного, которого нельзя было бы испортить прилагательным. Как по разному звучат словосочетания - "кровная месть" и "святая месть".
   О первой говорить не буду, а о второй - попробую.

   И первое, о чём хочется вспомнить - это один из лучших фильмов о войне по книге Бориса Васильева "А зори здесь тихие". Фильм знаком всем, неоднократно мы его смотрели, восторгались и плакали. В свете сказанного напомню эпизод, где красавица Женя Камелькова не захотела "затаиться", и бросила вызов немцам:
 - Эй, вы, идите сюда, идите!... Боитесь... Гады!
   И дальше - отчаянная автоматная очередь с криком:"За Риту, за Галю, за Соню, за Лизу!"
   "Непрошенные гости", посягнувшие на всё, что нам свято, не дрогнув, убивают девушку, которая не испугалась их и в минуту смерти мстила за подруг.
   Это ли не СВЯТАЯ МЕСТЬ!

   Наверняка, нет человека, кто бы не читал книгу мамы двух Героев Советского Союза - Зои и Шуры Космодемьянских, Любови Тимофеевны Космоденьянской. Молодые, красивые, беззаветно любяшие Родину, они погибли, защищая её. Зоя была повешена гитлеровцами в селе Петрищево 29 ноября 1941 года. Газета "Правда" сообщила об этом и поместила фотографию повешенной девушки. Шура, увидев фото, решил, что он должен отомстить за сестру, которую он очень любил и с которой всегда был дружен.   Шура закончил Ульяновское танковое училище и отправился на фронт. На своём танке он написал - "ЗА  ЗОЮ!"
    К сожалению, Шура незадолго до конца войны погиб, 13 апреля 1945 года, но за Зою он мстил отважно и беспощадно, и это, вне сомнения, СВЯТАЯ  МЕСТЬ...
   
   "Алые паруса"... Эти два слова - символ сбывшейся мечты о счастье и любви. Небольшая по объёму повесть Александра Грина вселяет в каждого веру, дарит надежду.
   Но, насколько прекрасен финал повести, настолко печально начало. И тут я хочу напомнить состояние отца главной героини, Ассоль, моряка Лонгрена, вернувшегося домой после плавания и узнавшего страшную историю любимой жены Мери.

   Вдова - соседка, а не Мери встретила Лонгрена дома у кроватки  дочери. Она и поведала матросу о том, что случилось с Мери. Роды у женщины были трудные, после них она лечилась, одновременно заботилась о ребёнке. Но деньги, оставленные Лонгреном, закончились. Мери  задолжала соседям, которые как могли помогали ей. Но женщина уже не могла просить и отважилась пойти к Менерсу - состоятельному хозяину трактира и лавки и попросить в долг денег до возвращения мужа.
   Менерс не отказал, но взамен "требовал любви".

   Мери со слезами направилась домой и решила пойти в город, чтобы заложить обручальное кольцо, т.к. в доме не было ни крошки еды. Соседка, которую она попросила присмотреть за Ассоль, пыталась её отговорить, но не сумела.
   Дело было зимой, стояли сильные морозы, дул холодный ветер. Три часа дороги туда и обратно оказались роковыми: Мери простудилась, схватила двустороннее воспаление лёгких и через неделю умерла. Сердобольная вдова переселилась в дом Мери и смотрела за девочкой до возвращения Лонгрена...

   Прошла зима, настала весна. Ассоль уже делала первые шаги. Отец души не чаял в дочери, но стал угрюмый, нелюимый, сторонился соседей. Весна была холодная, океан штормило. Лонгрен, стоя на моле, курил. В этот момент появился Менерс, который забыл вытащить свою людку на песок и её могло унести в океан. Менерс, прыгнул в лодку, не взяв весла, и сильный порыв ветра отбросил лодку в океан. Рядом с Лонгреном висел канат с грузом на одном конце, который мог бы быть спасением для Менерса, но Лонгрен не двигался с места.

  Лодку с Менерсом уносило всё дальше, но расстояние между ним и Лонгреном ещё позволяло Лондрену спасти Менерса.
   В отчаянии Менерс кричал:
 - Лонгрен! Что же ты стал, как пень? Видишь, меня уносит, брось причал!
   Лонгрен не реагировал, продолжая спокойно наблюдать за метавшимся в лодке Менерсом.
 - Лонгрен! Ты ведь слышишь меня, я погибаю, спаси меня!
   Наконец Лонгрен громко, чтобы Менерс слышал, прокричал:
 - Она тоже просила тебя! Думай об этом, пока ещё жив, Менерс, и не забывай!

   Может быть, кто - то осудит Лонгрена, а я вот - нет! Слишком уж состоятельный, но бессердечный сосед больно ранил Лонгрена. И, кто знает, может быть, этот шторм - божья кара. Справедливая кара.
 
 
  P.S. На фото - Ольга Остроумова в роли Жени Камельковой в фильме "А зори здесь
       тихие".

   


Рецензии