Необычайная история

   Все знают и не раз посещали Петергоф. Я расскажу одну историю, связанную с этим парком фонтанов на берегу Финского залива, в предместье Петербурга.
      В свое время моя деятельность была связана с музеями. В некие прошлые годы стали популярны различные музейные проекты с перформансами и прочее. Как-то летом почти все музеи были участниками такого проекта - музейщики разных городов привезли свои необычные выставки, выходяшие за строгие рамки сугубо музейной тематики. Ну например была выставка, где экспонировался мусор со сцен разных театров. Кучки сметенного мусора были размещены в стеклянных витринах, мусор был разный, в зависимости от направления того или иного театра.  Были и другие не менее интересные темы, изобретательно представленные музейными научными сотрудниками в купе с музейными художниками в самых неожиданных музейных пространствах, включая музей радио и так далее. Я обошла весь город, увидела все проекты, следуя проспекту - путеводителю, распространенному среди петербургских музейщиков. Меня удивляло всё,  всё давало повод для размышлений, расширяло сознание и меняло взгляд на обычные, казалось бы вещи. Но одна выставка, один проект поразил меня больше всего.  В особняке Румянцева, в филиале музея истории Санкт-Петербурга, во флигиле, находящемся на Галерной улице, музейными художниками, кажется москвичами, была рассказана необычайная история... Итак, по порядку. Однажды случайно на чердаке одного старого деревенского деревянного дома, купленного четой музейщиков, была обнаружена  коробка с письмами. Первая пачка писем - письма с фронта молодого бойца его молодой жене. Письма были наполнены любовью, трогательным и нежным отношением к супруге, верой в победу и надеждой на встречу после войны . Там были и стихи, посвященные жене и родине, надо сказать, весьма неплохие. Выставка начинается этими письмами. На экране проекция фотографии молодого солдата и его писма со стихами. Человек вернулся живой и здоровый с войны. Видно, что семья жила после войны дружно и счастливо. Другая переписка относится к 53-му году (точно не помню, середина 50-х). О чем она? Поехал наш герой в Ленинград в Дом Отдыха.. Работал он честно и добросовестно на мирном поприще, на благо людей, заслужил путевку. Пишет он жене о своем отдыхе, как разместился, о товарище по комнате, как кормят и так далее. В одном из писем (письма размещены по стене) пишет, что завтра поедут они на экскурсию  в Петродворец. И вот на этом письма от мужа заканчиваются и появляется письмо от товарища по комнате. Затем документ из психбольницы о том, что проведя здесь три дня, её муж, скончался. Вот так ни с того, ни с сего. А он  был ведь еще молодой здоровый мужчина. Центральное и потрясающее по глубине  и трагичности место занимает письмо товарища по комнате, написанное жене несчастного, где он описывает как и что произошло. Ведь увезли человека прямо из петергофского парка. Приехали они на экскурсию в Петродворец. Стали их водить по парку. Само собой - Большой каскад весь в золоте и Самсон с грандиозной струёй... Товарищи были изумлены видом этого зрелища и всех других красот, взволновались, и когда их отпустили погулять самостоятельно, когда им предоставили  свободное время, решили они выпить пивка. Выпили пива, пошли дальше по парку, решили выпить еще, чтобы привести себя в спокойное состояние, потом еще, ну пиво и пиво, вдруг её муж стал кричать, плакать, смеяться, упал и метался, всхлипывая, говорить  стал как-то непонятно и странные речи, вызвали скорую, увезли. Дальше вы уже знаете. Ничего подобного с человеком ранее не происходило, ничего не предвещало такого внезапного конца.
Художник, сам автор проекта, водил меня по своему детищу, сам рассказывал. Посреди небольшого зала стоял больничный дермантиновый топчан, покрытый простыней, на него было спректировано лицо несчастного героя повести. Автор сказал, что удивительным образом, в подвале психушки на Пряжке, расположенной неродалёку от Галерной улицы, места выставки, нашелся никому не нужный топчан (а вдруг от самый, на котором скончался бедняга!)... и вот он - здесь. Удивительно и то, что все документы из коробки (увеличенные, само собой, копии для экспозиции) уместились ровно по всему периметру этого небольшого помещения - от стены до стены, с нужными,  равными интервалами...

31 июля 2022

П.с. Неделю назад я наконец-то посетила Петергоф, нет, я бывала там сто раз, но несколько лет пропустила, хоть и живу в той части Петербурга, откуда, если выйти к заливу, видна громада главного тамошнего городского собора. Так вот, поехала, гуляла и вспомнила эту историю. Территория Петродворца огромна. Теперь, когда добавился восстановленный Лабиринт в части парка, примыкающей к Александровскому парку, в стороне, что ближе к Петербургу, и возделана огромная плантация роз в части по направлению к Ломоносову и Кронштадту, то тому, кто возмётся обойти всё это пространство и уделить неформальное внимание каждому фонтану...хорошо бы знать вышеизложенную историю, которая не покажется такой уж невероятной. Каждый приезжий человек может вспомнить свое первое впечатление о Большом каскаде и Самсоне, обо всех объектах и обилии воды среди золотых статуй....


Рецензии