Несвобода осознанного выбора

Спектакль «Дракон».
По пьесе Евгения Шварца.
режиссер Ольга Иванова.
В ролях:
Ланселот – Алексей Цупа.
Эльза – Виктория Фёдорова.
Дракон и Тюремщик – Полина Шпартько.
Бургомистр – Сергей Островский.
Шарлемань – Александр Мороз.
Генрих – Егор Витязев.
Кошка –Светлана Афонина.
Театр ОН. Санкт-Петербург 2022.
В спектакле «Дракон» Ольга Иванова обращается к одному из монументальных драматургических трудов великого советского писателя и драматурга Евгения Шварца.  В массиве творческого наследия Шварца пьеса «Дракон» занимает особое место, она является символическим итогом его многолетнего исследования человеческого общества, тенденций и законов управляющего им. Источником для создания и воплощения в его драматургии были жизнь и творческий путь самого Шварца, которые позволили ему наблюдать человеческое общество на различных исторических перекрёстках. Проекция жизни великого драматурга подобна яркому, многоликому историческому полотну, запечатлевшем на своей поверхности различные эпохи, судьбоносные исторические события, ставшими катализаторами для тектонических сдвигов. Эти исторические события были прекрасной плоскостью познания человеческого общества в нём его онтологических исследований, которые фокусировали его пристальный взор сквозь внешнюю оболочку людей и явлений в самую их глубь. В этих, скрытых от постороннего взгляда, просторах Шварц исследовал глубинные процессы человеческого сознания, формирующие различные поведенческие паттерны и шаблоны. Его первые плоды онтологического познания он облёк в драматургическую форму в пьесе «Тень», в ней он контурно обозначил факторы влияния на поведенческие паттерны человека в обществе, условности и барьеры его жизни. Тема первично-обозначенная в пьесе «Тень» была представлена Шварцем театральной общественности в виде философской сказки, в которой он иносказательным языком, нарисовал картину человеческого общества, завуалированную в галерее полу-сюрреалистических персонажей. В их образах и поступках зритель легко угадывал героев своего времени, живущих в жёстких рамках общественных поведенческих паттернов и шаблонов, их поступки и деяния.
Картина человеческого общества, воплощённая Шварцем в пьесе «Тень» была незавершённой, так как многие факторы влияния на человеческое общество были за границами сюжетного пространства. По этой причине и в результате дополнительных наблюдений человечества драматург расширяет это полотно в пьесе «Дракон», которую он пишет в годы его эвакуации из блокадного Ленинграда в Сталинабад (1941-1944). В ней его наблюдение человеческого общества в период сталинского культа личности, на пороге мировой войны позволяют ему более основательно углубится и детализировать картину главных факторов влияния на поведение человека, которые сыграли решающую роль в формировании взглядов и мировоззрений человека. В своих исследованиях Шварц совмещает эти наблюдения с картинами человеческого общества в пост-революционную эру, в годы гражданской войны, НЭПа, с парадигмой существования человеческого общества в довоенные годы и в начале войны. Эти наблюдения позволили ему выделить ряд факторов влияния на человеческое сознание, которые универсальны и неподвластны времени, они существуют вне временных границ и этнических условностей. В финальной точке своих драматургических исследований этих факторов Шварц создал их визуальную проекцию, которую он воплотил в многомерном образе дракона, многостороннее исследование которого является главным объектом сценического познания спектакля Ольги Ивановой. В нём она создаёт сценическую проекцию человеческого общества, в жизни которого фактор дракона является определяющим на всех уровнях. В этой сценической проекции философской сказки Шварца дракон - это сложный образ, который имеет дуальное воплощение, в ней он воплощен на физическом и метафорическом уровне.
Метафоричность образа дракона в спектакле заключается в его незримом присутствии в жизни сообщества, в котором он существует в каждом персонаже и в этом множестве образов проекция его внутреннего присутствия дракона вариативна. В сценическом воплощении жизни этого сообщества Иванова приближает его к реалиям нашего времени, запараллеливает его с реалиями и событиями наших дней. В спектакле изучение пространство фактора дракона и его влияние на человеческое общество является главным объектом нашего познания, оно осуществляется в рамках небольшого сообщества, представляющее из себя модель человеческого общества, созданного путем имитации социологической выборки. Люди истории под названием «Дракон» - это персонажи, каждый из которых является характерным представителем определённой социальной группы. Галерея образов спектакля позволяет каждом зрителю увидеть каждому зрителю изучить в образах персонажей индивидуальные проекции дракона.
Наше изучение этого метафизического фактора в спектакле начинается в особой сюжетной точке, в которой происходит событие, которое по своей форме и содержанию имеет некоторый деструктивный характер, так как оно разрушает размеренное существования этого сообщества. В качестве такового события выступает появление в сообществе Ланселота (Алексей Цупа) его мировоззренческая концепция кардинально-отлична от доминирующей в сообществе и главной точкой контрадикции основывается на различии в восприятие дракона. Конфликт сообщество vs Ланселот представляет нам два взгляда на присутствие дракона в пространстве общественной жизни. С точки зрения общества дракон - это элемент иерархической системы управления общества, он фактор страха, который определяет собственный миропорядок, регламентирующий существование каждого члена этого сообщества. Этот особый миропорядок зиждется на абсолютной власти Дракона (Полина Шпартько), полном ему подчинение, эта особая диспозиция в общественном пространстве подводит зрителя к пониманию основ тоталитаризма власти, для которой страх – это инструмент управления общества. В сценической проекции сказки Шварца взгляд Ланселота диаметрально-противоположен он видит в драконе главный объект негативного влияния на человеческое общество. Это понимание определяет парадигму существования Ланселота в целом и первопричину его поединка с драконом. Он верит, что победа в этом поединке высвободит людей из оков тоталитаризма, но это видение иллюзорно, так как фактор дракона дуален и глубоко укоренился в человеческом сознании. Изучение этого конфликта в спектакле фокусирует наше внимание на понимании понятий свободы и несвободы, которые в этой истории тесно взаимосвязаны с двуальностью концепции фактора дракона в человеческой жизни.
Финал поединка Ланселота с физическим устранением фактора дракона не становиться праздником торжества добра над злом, так как гибель Дракона не освобождает сообщество из кандалов несвободы, так как фактор дракона продолжает существовать у людей на ментальном уровне, в их сознании и мировоззрении, где он определяет определять их существования. Парадигма существование людей под влиянием этого фактора представляет из себя особую форму экзистенциализма, объединяющей в себе некоторые черты влияния Стокгольмского синдрома и конформизма. В этой концепции персонажи не готовы расстаться с этим фактором влияния, так как их парадигма сосуществования с Драконом создавала им иллюзию «порядка и защищённости» и это видение определяет их выбор. Персонажи этой истории в своей морально-этической дилемме о свободе и несвободе бессознательно делают свой выбор в пользу жизни во власти фактора дракона. Причина этого выбора не случайна, убитый в поединке дракон, физически исчез из пространства человеческой жизни, но каждый из них должен был убить дракона в себе, без этого акта он продолжает существовать в их головах и оказывать влияние на их мировоззрение и поступки.         
В спектакле «Дракон» Ольга Иванова создаёт нам возможность посмотреть на сюжет и персонажей философской сказки Евгения Шварца её сценическая проекция по своей форме и содержанию подобна особому зеркалу, позволяющему увидеть в сюжете Шварца реалии нашего времени. В этом зеркальном отражении каждый из нас может легко узнать в образах персонажей самих себя, так как наша парадигма существования и образ мысли подобен. Сегодня, в реалиях нашего времени в ситуации подобного выбора мы стараемся скрыться в своих зонах комфорта, из которых мы испуганно смотрим в сторону дракона, живущего с наружи и внутри каждого из нас и таким образом определяем наш выбор между свободой и несвободой. Спектакль «Дракон» подводит каждого из нас к точке критического анализа и осмысления собственных взглядов и воззрений, в ней он даёт каждому из нас возможность убить своего собственного дракона и таким образом познать свободу во всех смыслах этого слова.
Видео фрагмент спектакля Ольги Ивановой и его анализ вы можете посмотреть на моём авторском канале «Мой Не_Критический Взгляд»:https://youtu.be/ya-RRM3u8rg


Рецензии