Ботай-Бурабай

                В середине лета 2022года сподобилась побывать в интересном музее, находящемся всего-то в семидесяти километрах от дома.   Музей настолько редкий и интересный, что мне захотелось всем рассказать о нём подробнее.

                А началось все с того, что ко мне в Казахстанский провинциальный городок Кокшетау из столицы России города Москвы приехал погостить внук, любознательный, много повидавший мальчишка-дошкольник.   Он, к своим семи годам, вместе с родителями побывал во многих городах России, в Крыму, а так же в ОАЭ, Турции и даже в Мексике.  Чем развлечь ребёнка, да так, чтобы понравилось, чтобы ему захотелось приезжать каждый год - непростая задача для бабушки из города, в котором приличного кинотеатра нет.  Свозила сорванца на дачу, где он траву вместе с морковкой прополол, сводила  в батутный центр, а дальше поездка в Боровое. Как в Кокшетау без Борового, которое находится на таком малом расстоянии от дома?
               
                Мне это местечко природной красоты давно глаза замылило. К тому же  в период пандемии сюда обрушилось настоящее паломничество казахстанцев. А когда открыты границы, то сюда, в Казахстанскую Швейцарию ежедневно устремляются так много автомобилистов с пассажирами из разных стран, что даже всю траву между камней в горах и около дороги вытоптали. Я же езжу в природный парк Бурабай не чаще одного раза в год, и то для сопровождения гостей.   Не спорю, посмотреть есть на что!

                Пару десятков лет назад  в качестве экскурсовода я возила сюда группы туристов. Рассказывала путешественникам древние легенды и сказания о причудливых скалах и камнях, озерах и речках. Повествования и теперь помню и храню в памяти, как большую ценность. Вот и пригодились сегодня  мои знания, чтобы внуку показать и поведать; про скалу Жумбактас, похожую на египетский Сфинкс, превращающуюся из девушки в старуху по мере удаления от неё, о горной гряде образующей «Спящего рыцаря», о скалах трёх сестёр «Уш Кыз», и спящем слонёнке на вершине трёхсот метровой скалы «Окжетпес». Жаль, конечно, что почти  не осталось рощи из «Танцующих берёз» не сберегли её, не сохранили в девяностые. Повезу внука на «Ясную поляну», которая уютно разместилась у подножья горы Кокше, где по преданию стояла ставка Абылай Хана. Правда сейчас её превратили  в место тысячи глаз; место, где каждый стремиться красиво сфотографироваться, вставая при этом в самые типичные и безвкусные позы. Куда ни глянь – всюду виден этот "феномен туриста". Без шуток, тысячи и тысячи людей делают фото, видео, селфи на каждой смотровой площадке.
 
                У поляны Абылай Хана, кажется, нет ни начала, ни конца. Представляющаяся маленькой на фотографиях, или с экрана телевизора, она в действительности огромная. Высокие горы, кажутся поистине бесконечными, вершина Кокше или Синюхи, как называли её раньше, уходящей в небо – всё это только усиливает ощущение нашей крохотности, появившейся при внедрении в тысячу посетителей поляны.  А ведь это место у местного населения, то есть нас,  является сакральным. Посвящено оно хану Абылаю, про которого люди сложили немало легенд, написали множество поэм. В округе можно увидеть трон из гранита природного происхождения, на вершине горы Чёртову катушку «Картан каток», профиль Пушкина и танковую атаку.  А в 1991 году, когда отмечалось 280-летие хана, посредине была установлена Стелла в его честь. На поляне свой особый микроклимат, характеризующийся немного повышенной температурой воздуха, чем на всей окружающей ее территории. А запах полыни и хвои повсюду такой густой, что можно ложкой черпать и есть, наслаждаясь. Кроме того, говорят, что здешнее солнце и обилие УФ лучей способствуют омоложению человеческого организма. Но внуку омолаживаться не нужно, мал ещё, а вот послушать бабушку не помешает.
               
                Впрочем, я отвлеклась. Итак, едем в Боровое. Первый поворот с большой трассы ведёт в зелёное царство Берендея. Справа, сразу за поворотом, перед въездом в лес видны низкие  строения, похожие на юрты и стоит указатель на котором мелким, почти нечитаемым шрифтом написано: Археолого-этнографический музей под открытым небом «Ботай-Бурабай».
 
                Решили заехать, посмотреть, и не ошиблись, не пожалели.

                Оказывается, совсем недавно в 2017 году, к 20-летию Астаны в рамках реализации проекта «Сакральная география» на территории Бурабайского района Акмолинской области был открыт музей под открытым небом «Ботай-Бурабай».  Событие это прошло неброско, без привлечения широких масс. Возможно, были сюжеты по телевидению, но мне не довелось услышать о них. 

                Немного сути  о том, что такое Ботайская культура, откуда взялась, о чём повествует:

                Ботайскую культуру в начале 80-х годов открыл уроженец  Северо-Казахстанской области молодой археолог, потомок репрессированных немцев из Поволжья - Виктор Зайберт. Это археологическая культура энеолита, существовавшая в 3700—3100 годах до н. э. на севере Казахстана (Акмолинская область). Названа по селу Ботай.  На сегодняшний день открыто около 20 поселений вдоль степных рек Иманбурлук, Терсаккан, Тобол, Тургай, Убаган, Чаглинка.  А в 1980 году у села Никольское (Айыртауский район Северо-Казахстанской области) на берегу реки Иманбурлук археологическая группа под руководством  Виктора Зайберта,тогда  преподавателя-профессора пединститута, нашла Ботайское городище.

                Каждое лето  собирались команды из студентов, которые вместо стройотрядов отправлялись с профессором на раскопки. Некоторых участников тех походов я знала лично, поскольку это были студенты исторического факультета  моего института. Помню, как слушала рассказы об их увлекательных походах и чуточку завидовала участникам. Уже тогда в восьмидесятых я много слышала о Викторе Зайберте, а после девяностых была уверена, что он эмигрировал в Германию. Как оказалось-нет!

                За долгие годы упорного и кропотливого труда Виктор Зайберт, профессор археологии, доктор исторических наук, член-корреспондент Академии социологических наук РК, не только доказал высокий уровень развития ботайцев, но и сделал сенсационное открытие: народ, кочевавший по территории Северного Казахстана шесть тысяч лет тому назад, одомашнил лошадь и успешно занимался её разведением.  А Ботай - уникальное в мире поселение ранних коневодов Евразии.

                К сожалению, Виктор Федорович Зайберт совсем недавно ушёл из жизни на 76 году  20 апреля 2022 года.  Значимость его научной работы ещё не оценена до конца.  Однако, по его инициативе и под его руководством был построен  «Визит-центр «Ботай-Бурабай» на территории Бурабайского района, как одного из ареалов распространения Ботайской культуры Урал-Иртышского междуречья.

                «Ботай-Бурабай» представляет собой туристический архитектурно-культурный ансамбль, состоящий из семи жилищ Ботайской эпохи диаметром 8-10 м. При возведении дома древние, вместо фундамента выкапывали котлован на глубине полтора два метра, что составляет степень промерзания земли. В жаркие летние месяцы внутри жилищ было прохладно, а зимой напротив, температура воздуха выше, чем на улице. В качестве крыши использовался бревенчатый купол круглой формы, забитый травой и мхом, покрытый шкурами, заделанный поверх глиной, саманом и дерном, то есть утепленный. Строения объединены серией подземных тоннелей. Каждый объект имеет индивидуальное назначение: в одном совершались обряды, в другом была оборудована мастерская, в третьем находились и представлены сейчас орудия труда из кости и камня и глины той эпохи. В соседнем жилище показано, как делали кумыс. В этом же доме расположен торсык – сосуд из кожи для напитков. Внутри сосуда температура ниже, чем температура воздуха. Среда внутри такого сосуда более благоприятная для кисломолочных культур. Проведённые археологические исследования показали, что занимающиеся коневодством ботайцы умели делать кумыс из кобыльего молока и являлись пионерами применения сбруи 6700—6000 лет назад. Кумыс послужил одним из доказательств одомашнивания лошади. Его ферменты найдены на обломках глиняной керамической посуды. По своему молекулярному составу напиток идентичен современному. Рецептура напитка сохранилась на протяжении шести тыс. лет.  В административном жилище представлены наконечники стрел, копий, нож. Это говорит о том, что ботайцы владели искусством охоты.  У спального жилища была своя особенность. Через отверстие в конусе спального жилища человек мог выбираться наружу. Такой выход использовался преимущественно при наступлении ЧС. Чрезвычайную ситуацию в то время мог создать  например - дикий зверь, проникший внутрь. В центре каждого жилища располагался очаг, изготовленный из глины и камня. Он был необходим для того чтобы отапливать дома. Сколько очагов расположено во всём объекте, столько семей могло проживать там. Семьи того периода были большими. В одной семье могли проживать около 18 человек. В комплексе установлены четыре таких очага, соответственно здесь проживали до четырех семей - около 60-70 человек. По окружности крыши жилищ украшены черепами лошадей, таким образом ботайцы защищали дом от проникновения злых духов. Самое главное место в комплексе – жилище вождя племени. Его основная особенность заключается во входном отверстии. Чтобы зайти внутрь, человеку нужно низко поклониться. Таким образом он оказывал почтение вождю племени.
                Что касается физических особенностей, то ботайский человек не был выше или крупнее современного человека. В центральной части экспозиции установлена копия черепа ботайца, которая сделана по размеру оригинала черепа. «В затылочной части видно отверстие. Такие отверстия предположительно свидетельствуют о том, что ботайцы умели проводить одну из сложнейших операций – трепанацию черепа. Они умели вскрывать черепную коробку и проводить манипуляции над мозгом человека. Могли воздействовать на задние отделы мозга, тем самым вводили человека в состояние транса. Считалось, что такая процедура раскрывает в человеке способности, которыми его наделила природа. Такая процедура проводилась не каждому. Генетически он должен был отличаться от своих сородичей и иметь определенные предпосылки. Впоследствии человек считался ясновидящим, просвещенным, как правило, становился шаманом.
                Следующее жилище – комната шамана. Коридор, ведущий к жилищу шамана, является самым длинным и темным. Жилище и сейчас обладает особой сильной энергетикой. Это звукоизолированное место и сейчас создает ощущение вакуума. Шаман являлся уважаемым человеком рода, советником вождя племени. Он мог принимать больных людей, находящихся при смерти. Люди были настолько развитыми, что понимали, если человек умирает в процессе обряда, или он чем-то болел, то не стоит проносить покойника через все жилища, чтобы не заразить своих сородичей, поэтому у его жилица был свой выход. В ходе археологических раскопок найдено 7 человеческих захоронений. Однако, как хоронили людей, до сих пор остается загадкой. Археологами обнаружено более 2 тыс. захоронений ботайской лошади. К слову, ботайцы одомашнивали лошадь с целью получения транспорта. Люди занимались охотой, рыболовством, поэтому им нужен был транспорт. Всадническая культура дала мощнейший скачок умственному и физическому развитию человечества. Реконструкция выглядит реалистичной за счет восковых фигур: вождя племени, ремесленника, шамана.
                В комплексе мало настоящих артефактов найденных на раскопках, хотя в культурном слое были найдены более шестисот  тысяч изделий из кости и камня: каменные топоры, наконечники стрел и копий, каменные ножи, иглы из кости, фрагменты глиняной посуды и т.п. Все они хранятся в краеведческих музеях Петропавловска и Нур-Султана. А здесь достаточно воссозданных копий. Кроме того, в распоряжении антропологов пока что имеется лишь 5 черепов носителей культуры. С останками до сих пор ведутся научные работы.

                Поселение Ботай, одно из величайших достояний страны, сегодня включено в Сакральную карту Казахстана. А пассионарный степной всадник открыл новую эру конно-транспортной коммуникации, которую совершенствовал и распространял по всему Свету на протяжении многих столетий.

                Ботайцы заложили основу процесса культурогенеза казахов и других этносов Евразии. Выработали календарные хозяйственные циклы, системы жизнеобеспечения и духовно - сакральные ценности.  Всадническая культура значительно ускорила ход мировой истории, а ее перво-всадники   явились новаторами и распространителями в Старом Свете самых передовых, перспективных открытий во всех сферах степной жизни.

                Рядом с ботайскими жилищами стоят несколько современных юрт, в которых нам предложили выпить по пиале настоящего кумыса,  отведать вкусные баурсаки. Внука покатали на резвом скакуне, что ему понравилось больше всего.
                Если будете в наших краях не пропустите этот уникальный музейный комплекс. Таких мало на Земле. Только подумайте, о том, что увидите, как 3700 лет до Нашей эры жили наши предки.

                А я думаю, что теперь и мне есть, что показывать гостям, кроме природных красот жемчужины Казахстана "Боровое".


Рецензии