Радость встреч

      Вот и наступил час написать последнюю страницу "Родной поскотины". Жаль, что не пришлось поработать с архивами, открыть то, что оказалось за стеной памяти.

Для меня "Родная поскотина" стала самым дорогим моим достоянием. Моей любовью и надеждой, что внуки и правнуки прикоснутся к тому, что не должно быть предано забвению.

Столетний юбилей деревни убедил меня в том, что "Родная поскотина" нужна аржавцам, что она живёт в их сердцах, и что мы, старшее поколение, в долгу перед потомками и наш долг воскресить прошлое таким, каким оно было, без прикрас, но в правде, в чистоте духовной и любви к людям, к родной земле.

Вот эту историческую миссию и взяла на себя Софья Владимировна (a мне так хочется назвать её просто Софьюшкой) Гарнак-Туринова, правнучка одного из основателей деревни Аржаво - Низко-Городецк Дядечкина Фадея.

К столетию деревни Софья Владимировна всколыхнула весь Абанский район, и не только, письмами связалась со всеми, кто ей был известен. И съезжались сами аржавцы, их дети и внуки. Сколько объятий, поцелуев, откровений и слёз радости! Передать словами это невозможно. Это надо видеть, быть самому участником праздника и ощутить все это собственным сердцем.

Я подхожу к тополю на отчем пепелище... Затем иду к месту встречи, приветствую земляков и останавливаюсь у монумента, камня-глыбы с надписью:

            "Здесь с 1894 по 1983 стояла деревня Низко-Городецк (Аржаво)".

Стояла и нет. Ни одной избы не осталось, только редкие кусты черёмухи, да покосившиеся столбы (шулы) по обе стороны просёлочной дороги убегают туда, вниз к речке Почет, прижавшейся к подножию Лермонтовской горы.

К сожалению, на официальную часть праздника я опоздал, Но встречи! И какие! Кажется, празднику не будет конца, А вот и моя встреча с Софьей Владимировной. У нас одна родословная, общие корни. Но оказалось, что и боль-то у нас одна - Родная поскотина. По профессии она культработник. Но не по статусу, а по сути Софья Владимировна является организатором и душой культурной жизни села. Созданный ею хор известен не только в Абанском районе, но и в крае. Вообще надо отдать должное семье Туриновых. Алексей Васильевич, муж Софьи Владимировны, и сын Андрей через, фото, кино-телекамеру воссоздают книгу-летопись и Ново-Успенки и Низко-Городецка, и других деревень, которую делают достоянием потомков, что предстоит им ещё по-настоящему оценить. Разве можно было бы сегодня равнодушно смотреть живые кадры приезда братьев Дядечкиных в таёжную глухомань и тут же кладущих первые венцы крестьянской избы?!

После встречи с Софьей Владимировной на 100-летнем юбилее мнe не хотелось делать поспешные выводы об этой удивительной женщине, корни рода-племени которой уходят в Белую Русь. А после 105 летнего юбилея, организованного опять же Софьей Владимировной, бесед с ней и оценкам её подвижничества земляками я вправе сказать:
      "В ней российская есть стать
       И есть любовь к простому люду.
       За ту от Бога благодать
       Чтить её потомки будут.
          За то, что корни сохранив
          Белорусские поныне,
          А дух аржавских хлебных нив
          Мы пронесём в своей судьбине".

Это о таких женщинах, как Софьюшка, сказал великий русский поэт Н. Некрасов "Есть женщины в русских селеньях". Есть. Они даруют не только жизнь, но и радость жизни, свет разума и щедрость сердца, любовь, веру и надежду.

И вот 105-летний юбилей деревни Низко-Городецк. 3 июля 99 года. "Волга" Виктора Лахмоткина останавливается у таблички "Подворье Лахмоткина В." Ровно 11 - открытие праздника. Но у памятного камня нет никого. Все разошлись по своим Сялибам, как говорили наши деды.

Я медленно бреду к сялибе моего деда Емельяна. Только первый, вросший в землю, истлевший венец. Здесь, в небольшой крестьянской избе с окнами-малютками, ровно 65 лет назад, появился я на белый свет. Здесь я вошёл в огромный и непонятный мне манящий мир. И где только не носило. Но вернулся и замкнул круг. Стою и перебираю в памяти пережитое. И так не хочется разрывать этот круг, начинать новый. Состояние трудно передать.

В сторонке группа женщин. Оживлённый разговор. Подхожу к ним, обнимаю каждую. И вдруг одна из них: "Володя, ты меня не узнаёшь?" - "Нет, я вас не узнаю" - "Я, Лида Демидова".
- "О боже, - вырвалось у меня, - 50 лет, 50 лет не виделись". Пятнадцатилетними расстались. Наши деды братья. "Я живу в Денисовке, что за Абаном, - говорит Лидия Демидовна, - приезжай, Володя, в гости". - "Очень надеюсь, что встретимся".

И вот открытие праздника. На красном полотнище неожиданное для меня "Здравствуй, Родная поскотина". У микрофона Василий Андреевич Дядечкин и Софья Владимировна. "Здравствуйте, милые моему сердцу аржавцы", спокойно и уверенно говорит Василий Андреевич. Его речь коротка и лаконична. За ней Ново-Успенский хор исполняет песню "Здравствуй, милая деревня…" У меня не укладывается в сознании "Здравствуй деревня", которой нет. Да, деревни нет, но аржавцы живы. Значит, и деревня жива, жива в их памяти и сердце.

Софья Владимировна: "Так на Руси повелось встречать гостей хлебом-солью Разрешите преподнести вам хлеб, соль и чистую родниковую аржавскую воду". Девушки-молодушки преподносят на вышитом рушнике хлеб-соль, гости кланяются и причащаются даром сибирской земли.

И снова песня, которая имеет глубокий смысл для каждого аржавца.
      "Я люблю всем сердцем
       Дорогое с детства
       Русское раздолье -
       Золотое поле".

У микрофона Василий Андреевич представляет гостям тонкую книжицу-буклет, посвященную юбилею деревни.

Софья Владимировна приглашает на "импровизированную трибуну" Дядечкина Александра Иосифовича, правнука Герасима, известного фермера Абанского района и вручает ему памятный буклет. В подарок Саше звучит песня "Деревни, деревни". У микрофона снова Василий Андреевич. Он берет в руки гармонь, растягивает меха и неожиданно для всех звучит мелодия "Краковяк". Все приглашаются к танцу. Сначала робко выходят в круг пары, затем расплясываются и остановить их уже невозможно. И молодёжь и пожилые смотрят на танец с интересом: первые - как открытие, вторые - как воскрешение своей молодости.

Приглашают на трибуну и меня. Софья Владимировна держит в руке буклет. Я счастлив обнять Софьюшку, поблагодарить её за столь радостный и содержательный праздник. Экспромтом выражаю землякам то, что так долго носил и в мыслях и в сердце. Главное, не богатства определяет сущность человеческого бытия, а общение, общение близких тебе людей. И в мой адрес звучит песня из кинофильма "Дело было в Пенькове". Хор поет, а я перебираю каждую строчку песни "...Не сойтись, разойтись, не сосвататься в стороне от придирчивых глаз". Вот уж воистину деревенская черта. Как метко подмечено. И так в каждой строчке. Вручаются буклеты Феликсу Алейникову, Сумину Владимиру, Лахмоткину Виктору, Зинаиде Дядечкиной. И каждому в подарок песня.

Первым с презентацией своей семьи выступил Василий Андреевич. У него дочь и три сына. Кроме последнего Павлика, шофёра колхоза, все стали специалистами с высшим образованием. Дочь педагог, сыновья: Саша агроном, Вася - ветеринар. Дочь Петра Кувеко представляет 4 семьи. Представлено 5 семей Петровичей. А Зинаида Дядечкина, которая "прилетела на праздник на крыльях" еле не сбилась со счету, загибая пальцы. Да, чуть себя не забыла.

И в заключение застолье. Выпили по чарке за здоровье присутствующих, минутой молчания помянули ушедших из жизни.

Я листаю буклет, который назван также "Родная поскотина" и удивляюсь той огромной работе, проведенной Софьей Владимировной и её авторским коллективом по подготовке и изданию буклета. Василий Андреевич - основной помощник Софьи Владимировны. К печати готовила "Родную поскотину" Мира Михайловна Люзато, корреспондент абанской районки "Красное знамя". Моя роль в авторстве буклета весьма скромна. Четыре моих статьи вошли в "Родную поскотину", что считаю для себя честью подарить землякам хотя бы несколько страниц истории деревни Низко-Городецк.

Перед отъездом я снова у тополя на отчем пепелище, молчу, а в душе исповедуюсь:
      "Дорогой мой друг, ты бы только знал, как целое десятилетие моя "Родная поскотина" будоражила мои мысли, до боли сжимая сердце. А сколько бессонных ночей! Но, вместе с тем, это десятилетие было замечательным для меня. Поскотина согревала меня, давала духовные силы. Вот только теперь я нашел ответ ностальгии по родным местам. Здесь я родился, вместе со мной родился и мой прекрасный, удивительно сказочный мир, полный света, музыки, красок. Но прошли годы. Я подспудно стал понимать, что этот мир не так уж и лучезарен. В нём полно безумия и уродства Да и сам-то я прожил жизнь не так, как надо бы И по мере утраты иллюзии, сказка всё больше и больше влекла к себе. Влекла к тем местам, где она родилась. Но я готов самообманываться в сказке, подаренной один раз и на всю жизнь
Сентябрь 2000 г.


Рецензии