Живете
Ж – жэ – живете- 8-я буква русской азбуки.
ЖАДИНА – жадоба- жадный.
Разве в кругу других детей нет жадин? И никто не жадует? Да что вы,всё,как у взрослых.
ЖАДОВАТЬ- жадничать; жадует тот,кому сколько ни дай – всё мало.
-Ешь не жадуй,всем хватит. Я много сготовила, - говорила мама,если замечала стремление детей скорее сглонуть пищу.
За жаренки бои,правда,не шли,а всё ж все мы хотели съесть их побольше.
Не жадовать и не завистничать – одни из главных заповедей семейных, которых нас приучали придерживаться.И делиться.
"Жадую", - добродушно сказал Лужин,выправляя согнувшуюся папиросу" - гл.8 "Защита Лужина" В.Набоков.
ЖАРЕНКИ – румяная и даже подгорелая в сковороде картошка. Тогда, в детстве своём беззаботном,любил. Теперь не люблю. Ложка дорога к обеду. Ещё добавить десятка три годков и,смотришь,жёвками впору кормиться.Но пока,слава Богу, есть зубы.
ЖАРЫНЬ - жара,зной нестерпимый.
-Айда на Омку. Такая жарынь - спасу нет.
И мы,три брата:я,Михаил,Владимир,зять Евгений и отец идём к Оми.
Тот памятный поход запечатлён на фотографии.Благодаря Евгению многие периоды жизни его семьи и нашей остались нам на память.
Но чаще на Омку,на Иртыш,на безымянные озёра в окрестностях города убегали мы, спасаясь от жарыни всей гурьбой мальчишек линейских.
ЖЁВКИ- 1) жёваное матерью для дитяти ( иногда скармливается так, иногда, завернув в тряпочку, в марлю, делают подобие соски).
Смотреть противно,не то что есть.
Нас жёвками не кормили,и мы своих детей с жёнкой Валентиной не кормили этакой тошнотворной едой ни разу,несмотря на то,что молоко у Валентины пропадало после родов. Поили из бутылки с соской. Кормили ложечкой. Выкормили. Выпоили. Слава Богу.
2)объедки.
- Осталось на один жевок, доедай – кому свои жёвки оставляешь? Доедай,
не оставляй свою силу,-говорила мама.
И мы,не желая оставаться слабосильными,доедали.
ЖЕВОК – кусочек,который и кусать не надо,раз – и сглонул. Не сглотнул, сглонул говорилось.
-Съешь,сынок,съешь, - упрашивает мама меня,
Тут каши - на один жевок. Поешь,а то совсем ослабнешь.
ЖЕНИТЬ – 1) женят парня; прежде,в царские времена - едва женилка вырастет -
случалось, женили на тоже недозревшей девке;
"Евгений Онегин" Александр Пушкин,гл.III,строфа ХVIII -
"...Мой Ваня
Моложе был меня,мой свет,
А было мне тринадцать лет";историк Н.И.Костомаров
"Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей" пишет о ранних браках князей, см. книгу 1, стр.41
2) чай женят,переливая из заварника,чайничка,в чашку и обратно,тем
самым насыщая напиток и вкусом,и цветом,усиливая все полезные свойства чая;
3) наказать,выпороть.
Не знаю происхождения. Возможно, связано с настоящей свадьбой; ритуал прощания с мальчишеством, превращения в мужчину посредством порки? Инициация? – Нет ответа.
ЖЕНИЛКА – некоторые слова объяснять стыднее,чем произносить объясняемое слово. Ну, что вам сказать? Как? Пойдёт такая формулировка: женилка – это половой орган мальчика,только что превратившийся в член. Фу,как громоздко и глупо-умно.
Народ попусту слова не транжирит.
ЖИВЁТ КОШКА – ЖИВЁТ И СОБАКА. Весомым аргументом, достойным ответом звучало мамино сравнение для человека, который отвлечённо рассуждал о жизни человека вообще и в СССР,в частности.
Кошка - в тепле,на печи. Собака в будке, на цепи и на холоде. Хватает у не нюхавших жизни ума сравнивать х… с пальцем.
ЖИВОГЛОТ – 1) герой «Губернских очерков» М.Е. Салтыкова-Щедрина»;
2) человеконенавистник.
3)синоним пресноводной необыкновенно живучей рыбы ротан.
Одно из редко употребляемых в доме нашем слов.
И.С.Шмелёв «Лето Господне»;
Анат.Приставкин «Ночевала тучка золотая…», глава 1;
Виктор Астафьев «Царь-рыба»;
в произведениях Артёма Весёлого ; в романе «Хмель» Черкасова;в поэме Демьяна Бедного "Главная улица"
ЖИВОДЁР- 1) мучитель животных;
2) тот, кто профессионально занимается отловом бродячих собак.
Как-то раз с отцом ходили на живодёрню искать свою собаку,неожиданно пропавшую прямо со двора.
Клетки забиты псами разных пород. Отощавшие,со смертной тоской в глазах.
Не нашли.
3) убийца людей.
"Сказание о Борисе и Глебе" - "Это не убийство,но живодёрство!Какое зло сотворил я,скажите мне,и не буду жаловаться. Если же кровью моей насытиться хотите,то я, братья,в руках ваших и брата моего,а вашего князя"
На страницах морских рассказов Станюковича слово живодёр встречается несколько раз и однажды в женском роде в «Няньке»; «Нахлебники» А.П.Чехов;..
И уж, конечно, не обошёл слова стороной Даль,встретите слово и в словаре, и в прозе Владимира Ивановича.
Ж.. – 1) скряга,скупец,жадный, жадоба;
2) еврей,иудей по-моему,по-французски оно и звучит,как ж..;
У французов Иван станет Жаном, Яков, Иаков превратится в Жака,а иудей они произнесут,как ж... Нет?
Во всяком случае - обычное слово, которое вдруг представители этого племени невзлюбили.Его я встречал и в произведениях Юрия Нагибина, во всяком случае до тех пор, пока он не знал о своей принадлежности к нему. Конкретно - в повести "Князь Юрка Голицын"
Ещё к слову ж.. иногда добавляется слово пархатый,значения и происхождения которого я не знаю.
Если это оскорбительно,пишите жалобу на меня, что не справился с иноязычной речью;
3) воробей;
в Молдавии, кстати сказать, ж..... называют воробьёв до сих пор, а здесь, в России, с 60-х годов ХХ века не слыхивал;
Начну с небольшого предисловия.
Когда мой отец мальчишкой несовершеннолетним устроился на работу в хлебопекарню, там завпроизводством была некая Борисевич. Очень доброжелательно встретила его и коллектив настроила на ту же волну эта женщина.
Затем уже после войны много лет работал под руководством Анатолия Абрамовича, которого и мне довелось встречать,замечательно доброго мужика.Никакой вражды и недоброжелательства.
Жена моя работала с одним евреем-блокадником,правдолюбом с невероятно обострённым чувством справедливости, простым работягой.
Очень жаль, что мне приходится объяснять умным людям элементарные вещи о сущности человеческой натуры,одинаковой,не без некоторых вполне закономерных особенностей представителей каждого народа.
Через дом от нас на ул.18-я Линия жила в лачужке, не лучше нашей, семья большая:бабушка Хая Соломоновна Обцейнго,её дочка Эсфирь Абрамовна с мужем Борисом (отчество не знаю) Довгилёнок и их детьми: Семёном,Ольгой,Владимиром, Александром и Мариной.
Бабушка,добрейшее существо,завидев ребятню соседскую, часто угощала всех печеньем собственной выпечки очень сладким,рассыпчатым,меня в том числе.-
Никто никогда из всех соседей взрослых ничего подобного не делал.
Тётя Вера,так мы звали Эсфирь Абрамовну,была добрая в меру общительная женщина, избегавшая сплетниц местных.
Однажды она взяла кепку у одного из мальчишек и продемонстрировала сорванцам кто как её носит:"Так так носят хулиганы,так носят офицеры,так носят моряки,так носят сопляки" - С последним словом кепка надвигалась на нос.
В их дворе мы устраивали театр.
Никто из соседей взрослых никогда так непринуждённо не общался с детьми, как тётя Вера и дядя Боря.
Когда мой младший братик Володя упал,а на ладонь ему – топор,Миша остался с ним, а я помчался к маме на работу с криком: «Мама !Вовка зарубился!!!» и перепугал её до смерти.
Вернулись - тётя Вера была у нас в доме и делала перевязку.-
Никто из соседей ничего подобного никогда не делал.
Однажды дядя Боря меня и соседского мальчишку посадил в телегу,впряг коня, на котором работал (мне неизвестно в какой организации) и повёз в поле.
Сам косил траву,мы заполыскивали,счастливые от солнечного дня и свободы, и простора степного . Он накосил травы,загрузил воз и мы,наигравшись вдоволь на просторе,на раздолье, вернулись домой лёжа в соломе и зыркая по сторонам и в небо.
Помню ещё, дядя Боря ли зазвал,я ли напросился, раз сижу у них и он рядом и смотрим телевизор,один из самых первых в СССР – «КВН» с линзой перед экраном малюсеньким,с ладонь мужчины.
Смутно припоминается и одна рыбалка с ним,как во сне:то ли была,то ли не была. Зато с сыном его Семёном,ровесником моего старшего брата точно рыбачил.
По крайней мере один раз.
Пришли ранним утром вдвоём к маленькому деревянному речному вокзальчику на левом берегу Оми. Напротив ТЭЦ-1. Удим. Вдруг нас капитан приглашает на теплоход и мы плывём через устье Оми по Иртышу вдоль правого его берега. Капитан угощает нас копчёными чебаками и высаживает в черте города,за Комсомольским пляжем.
Сёмка - товарищ Миши,но и со мной общался на равных.
Ольгу отпускали с нами в лес неоднократно.И она постарше меня года на три-четыре.
Володя брат был дружен с тёзкой своим.
С Александром я общался исключительно на книжной почве:разговоры о прочитанном, обмен книгами.
Маринка слишком мала, много моложе всех нас. И она находила себе подружек,ровню среди соседских девочек.
Никакой вражды никогда. Вспоминается всего одна драка Сёмки с двумя мальчишками.Ну да когда и где мальчишки не дрались.
По всему по этому всё нижеописанное никак нельзя понять,как некую озлобленность или чего похуже. Простая констатация слова,употребляемого многими.
Отчего оно так нелюбимо евреями - я не могу понять.
М.б. ,Цезарь Солодарь своей книгой о сионизме «Дикая полынь» поможет разобраться желающим докопаться до истины.Я её не осилил до конца.Да и в интернете информации много,впрочем,противоречивой.
А ведь мог бы и у своего товарища школьных лет спросить,у Лёньки Самсоновича.
Я никогда ни его,ни соседей своих не называл предлагаемым вниманию читателей словом.
В ХIХ веке, по воспоминаниям Т.Д.Демьяновой,сам Пушкин употреблял слово, правда, в первом значении, как и Ф.М.Д.,замечу кстати. Т.Д.Демьянова вспоминает (см.Т2. стр.282 «Жизнь Пушкина» сост. Кунин В.В.): «Только в это время в приходе к вечерне зазвонили. Он как схватится с лежанки: «Ахти мне,кричит, радость моя, из-за тебя забыл,что меня ж...-кредитор ждёт!»;
Смотрите «Дневника писателя» Ф.М.Достоевского,«Записки из Мёртвого дома», "Подросток"; смотрите "Тараса Бульбу" Гоголя;Салтыкова -Щедрина "Благонамеренные речи"главка "Отец и сын";И.И.Лажечников "Ледяной дом"
Не гнушались словом и люди высокодуховные. Пример тому встречаем в избранном творении святителя Игнатия Брянчанинова «Отечник».
Интеллигентнейший Чехов и тот не считал зазорным употреблять его,в очерке «Из Сибири».
В стихах Цветаевой есть.
Вообще, иногда словом ж.. характеризовался человек, тяга его и способность к торговле, а гораздо реже национальность имелась ввиду.
Словом этим беспрепятственно пользовались все,кому не лень.
И простые граждане и чуть не все писатели. Уж я устал приводить примеры из классиков, но и писатели так сказать второго ряда, вроде Сенковского (Барон Брамбеус) смело и без оглядки, безо всяких поясняющих сносок писали, когда требовалось, не думая кого-либо оскорблять.
Чрезмерно щепитильные пусть обижаются на русский язык коли делать больше не хрен.
Владимир Семёнович Высоцкий,сам,говорят, иудейских кровей по крайней мере наполовину,кумир советской молодёжи и не только, народный любимец и мой в 70-90 годы, в одной из своих песен хрипел: «…на всё я согласен, разбой и насилье, и бью я ж.... и спасаю Россию"
4) Жид Андре, французский писатель.
"Набоковы поехали туда, и там вскоре их навестил кто-то из парижских литераторов и начал рассказывать столичные новости, но едва он произнёс "Жид написал новую книгу", как генерал,близко находящийся и, конечно, об Андре Жиде никогда не слыхавший, побагровев от негодованья, набросился на гостя:"Я не позволю, милостивый государь, здесь браниться!.."стр. 29 "В поисках Набокова" Зинаиды Шаховской.
В 90-х годах всё семейство наших соседей вышеупомянутое уехало в Израиль. Изредка приезжают.
Боже мой,никакого антисемитизма, никакой неприязни наружной я не встречал.
В начальных классах я учился и дружил с уже выше упоминаемым Лёнькой Самсоновичем. Продолжали встречаться несколько лет, в основном с целью обменяться спичечными этикетками,прогуляться по лесу и грибов пособирать. Я и не думал о его национальности, а теперь – предполагаю. И что?
Что делать нам с оперой «Жидовка» Ж.Ф.Галеви,с «Агасфером. Странствующим жидом»В.А.Жуковского,с «Вечным жидом» Эжена Сю? Вечного жида найдёте при желании и в романе Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества».Куда прятать с глаз долой повесть «Жид» русского европейца рафинированного, жившего многие годы во Франции – Ивана Сергеевича Тургенева. Как быть,гои?
Ну и, разумеется, не могу не призвать на помощь любимого Владимира Ивановича Даля. В его словаре, Т2, в главке «Корчма» читаем «Корчмарь м. и корчмарка ж. обычно жиды, содержатель, хозяин, кабачник, сиделец в корчме»
И у него же находим до сих пор бытующую поговорку «за компанию и жид удавился» с малоизвестной добавкой «и монах женился» - см. главку «Компания» во втором томе знаменитого словаря.
«Торжества православия» архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), святого можно было бы и не упоминать, и автор и книга не нуждаются в моей защите, да, представьте себе: святой человек тоже знал и употреблял слово, вдруг ставшее отчего-то запретным.
Наш современник Валентин Савич Пикуль в «Нечистой силе» пишет...но лучше я не стану цитировать, а то мне достанется на орехи от доброжелателей.
И вот я, возвращаясь к Войно-Ясенецкому, спрашиваю,неужели есть люди, способные приписать этому высокодуховному человеку какие –либо человеконенавистнические идеи? Побойтесь Бога, господа!
Роберт Матвеевич Гейгер профессора филфака Омского университета под рубрикой «Как мы говорим» в газете "Вечерний Омск"
(к сожалению, не сохранился номер газеты и год выпуска, вероятно, 90-е годы ХХ века) –
пишет: французское: «IUDE» звучит примерно «ЖИД» - что и подтверждает мою, господа, первоначальную версию.
ЖИДИТЬСЯ – жадничать.
-Да не жидься ты, дай попробовать, - говорили ребятишки моей улицы детства.
ЖИГАНУТЬ -1) шлёпнуть по попке шалуна для острастки крапивой, ладонью, ремнём в
зависимости от ситуации; в случае истеричной реакции на шлепок по
заднице шалуну говорилось: «Даа, жидок на расправу: труслив,как
заяц, а пакостлив, как кошка»;
2) крапивой ожечь: проказника, хворого, по голым лыткам,по
заднице, а хворого по месту больному, бывало во дни оны похлещут
крапивкой - помогало учение и лечение народное.
При безденежье,а равно и при отсутствии снобизма (надо слово заменить русским-!), нет, лучше сказать – при отсутствии привычки привередничать, крапива и лечебна, и в щи годна, и в салат.
Аркадий Гайдар "Школа",III,гл.12 -
"(Федя) со злостью жиганул плетью по спине вертевшуюся под ногами собачонку"
ЖИДОК НА РАСПРАВУ – говорят о человеке, боящемся отвечать за содеянный проступок. Труслив, как заяц, а пакостлив, как кошка.
-Слабоват парень, жидок на расправу. А каким героем перед беззащитными людьми ходил, о!- это мой внутренний монолог при одном воспоминании о получивших отпор героях, из тех, что молодцы среди овец, а ...(электричка, от Дёмы до Инзера, я и Андрей См-в, племяш).
В рассказе Н.С.Лескова "Дурачок"говорится о неком человеке: "...жидкий на расправу"
ЖИЗНЬ НАУЧИТ ЛАПТЕМ ЩИ ХЛЕБАТЬ. Несомненно. Тем более, если вы их плести не умеете и купить негде и не на что.
Жизнь жилы повытягивает и щедрому, и жиле.Жизнь муде к бороде подведёт, т.е. выучит, согнёт, а не согнёт, так сломает.
А двоюродная сестра Валентина Фёдоровна Волобоева (урождённая Савинкина) утверждала: жизнь научит сопливых целовать. От других и не слыхивал, в отличие от широко известного хлебания щей лаптем.
Жизнь и живот - синонимы.
Война не на живот, а на смерть - подтверждение этой синонимичности.
Жизнь возьмёт за жабры любого.И непременно не оставит в стороне тех, кого жаба давит,т.е. жадных, завистливых. Их, м.б., в первую очередь.Да уже взяла, потому как зависть сама по себе порок, а он не красит человека, он терзает душу.
Само выражение "взять за жабры" очень красноречиво объясняет суть:так возьмёт, так прижмёт, что ни дыхнуть,ни ворохнуться, точно, как ощущает себя на суше рыбина, ухваченная за жабры.Знаю о чём говорю, не раз приходилось самые крупные экземпляры своих уловов усмирять именно так.
Живи, человек, помня о близких, трудись на благо общее, не жалея живота своего.
Не позволяй жабе себя давить, не жадуй, покуда не ухватила она тебя за жабры, да не спохватился ты с опозданием жить по-людски.
ЖИЛА – жмот, жадина.
Жила зажилит, не поделится зажиленным ни с кем.
-Ох ты и жила,-говорил отец.
Читаем «Мёртвые души» Н.В.Гоголя и находим искомое.
ЖМОТ – жома.
Жмот - чаще дети говорят. Жома – взрослые.
В форме жмон встретил в романе А.Черкасова «Чёрный тополь»
Гарина-Михайловского "Гимназистов" откройте.
ЖОМА – прижимистый.
Скуповатый. Набздит и понюхать не даст (уличный фольклор)
-Ну, ты и жома, это ж надо – для сестры родной пожалел. Она расшибается, всё для вас, для вас. Нехорошо.
А взрослого жому не устыдишь, не проймёшь – характер сформирован, слово НА им забыто, в ходу ДАЙ.
Рассматривая ряд слов этого же корня, Потебня «Мысли и язык», находим добавления к жома ( жила – скупердяй, жмот - жадный, жома – скупец, известные нам) жмотик, жмойда, жмор, жом, восходящие к слову жмых, под которым и он, Потебня, и Даль разумели «твёрдый ком семени, из которого выжато масло».
Следовательно, из жомы невозможно выжать что-либо, как и из жмыха.
Рыночные отношения плодят из таких вот жом - новых русских,бизнесменов, которые не знают, что скупость, доведённая до крайности, ведёт к разорению.
Житья нет от горе-бизнесменов. Ни себе пользы, ни людям.
Жёмы, жёмки называются и пряники, и конфетки в некоторых говорах России.
Андрей Платонов в романе "Чевенгур" использует слово жамки.
ЖИТЬЯ НЕТ – не только от вышеописанных субъектов, но и от: соседа, клопов, собак, мух(оты)…
-Житья не стало от жука колорадского, всю ботву картофельную
поели. Смотри, с рядка жменьку набрала,- жалуется мне жёнка.
Полвека назад и в помине жуков не было. Жалобы на то, что житья никакого нет от тварей американских, колорадских, стали поступать из западных областей России в конце XX века. Семья сестры в Башкирии столкнулась с ними примерно в то же время.
Мы в Омске в начале XXI века увидели гостей зарубежных на своём дачном участке. Просто тьма дармоедов, жменьку не жменьку, а десяток встретишь на участке картофельном. А всего две-три сотки засажено. Их травишь, а они плодятся. Житуха им на российских просторах, это тебе не Колорадо.
ЖИТУХА – жизнь, что надо, в кайф, по кайфу,- говорит молодёжь.
-Во! Житуха пошла:не бей лежачего.В школу идти не надо - карантин, а на улице с друзьями хоть целый день гуляй.
Я с товарищами зимой, бывало, придём в школу и вдруг узнаём, что из-за мороза можно было не посещать учебное заведение всем учащимся вплоть до восьмого класса - и разворачиваемся и уходим к тому из нас, у кого родителей нет дома.
ЖМЕНЬКА, ЖМЕНЯ – больше щепоти, но меньше горсти.
Даль в гнезде слова жать толкует: горсть, рученька, пятипаловка – жменя; тумак, удар кулачком – жменька; щепоть, щепотка, понюшка -жменёк.
Теперь - я. Щепоть – столько, сколько можно взять тремя пальцами, большим, указательным, средним, словно ущипнуть, отщипнуть; горсть – что ладонью загрёб, пригоршня - двумя; жменька – сколько ладонью взять можно и, зажав, пронести не рассыпав даже в опущенной вниз руке, а в горсти можно нести только перед собой и то осторожно.
Жменя, жменька недаром выводится от давить, гнести, тискать, нажимать, прижимать, сжимать, мять, сдавливать. А не от слегка созвучного жинать, жать – срезать серпом растения.
ЖОПКА – не только 1) место, из которого ноги ребёнка растут,а и 2)
место соединения огурца с плетью.
И другому концу овоща не придумано более благозвучного названия. Или я ничего не петрю в ботанике и агрономии? Или и в жопках не разбираюсь?
Зато силён в косметологии - жопками огуречными дамы личико трут.Накидают в какую-нибудь свою баночку из под косметики, в жопомоечку этакую, жопок огуречных и прихорашиваются пред зеркальцем да всё выпытывают: «Свет мой зеркальце, скажи,Да всю правду расскажи.Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»
ЖОПОМОЙКА – посуда ни на что не годная, неудобная,старая с дефектами.
Такая только собаке сгодится.
-Ваня, эмаль пооткололась,поставь эту жопомойку Волчку. Погоди, я ему праздничный обед устрою, - и мама наваливает объедки, хрящики и косточки в забракованную посуду.
ЖОПОДРАНКА – один из самых эффективных педагогических приёмов.
И на Руси пороли, и в Англии чуть ли не до последней четверти ХХ века…
Педагоги многих стран и по сей день спорят об эффективности жоподранки.
И пока они рожают истину, я двинусь дальше к невидному до сих пор концу азбуки. На пути встречается жулан. Подкрадываюсь.
Боюсь спугнуть. Жулан? Нет – снегирь.
ЖУЛАН – так почему-то в детстве называли мы снегиря.
Птицы одинаковой величины, 18 см, принимались за одну и ту же.
Считали вторым именем. Как гиппопотам и бегемот, томат и помидор, Голландия и Нидерланды.
Ан – нет. Из книги Анат. Онегова «Школа юннатов» узнал о нашем заблуждении. Ладно.
Заблуждение – не преступление. Исправимся. Две разные птицы, так пусть и сидят порознь. Снегирь - на ЭС, а … вторая улетела, шустро, как жулик от милиционера.
ЖУЛИК – 1) воришка мелкий;
"Часть условных тюремных слов, судя по внешним знакомым признакам, введена московскими жуликами или петербугскими мазуриками; другая часть, по всему вероятию, оставлена арестантам в завещание волжскими и другими разбойниками, не так давно наполнявшими тюрьмы Сибири и Забайкалья"
"Берись за жулик"(т.е. за нож), - кричали арестанты, когда поднимали бунт против приставников" стр. 342, 344 "Избранное" С.В.Максимов,М.,"Советская Россия", 1981, см. "Сибирь и каторга"
2) приспособление для кражи электроэнергии, с устройством не знаком,
потому как не пользовались воровскими способами обогащения ни деды,
ни отцы, ни мы;
3) распространённая кличка собак чёрной масти в 50 – 60 годах
ХХ века, и у нас пёс Жулик жил-был.
О собаках речь впереди подробная, а сию минуту к жульканью прислушаться пора.
ЖУЛЬКАТЬ – стирая бельё, тереть его, держа руки в воде.
Тереть меж казанков пальцев обеих рук. О стиральных машинках не слыхивали в наших краях до середины пятидесятых годов прошлого века.
Первую помощницу маме в 60-х годах подарила Нина – «Урал».
Из Уфы прислала. Отжим механический: бельё пропускалось между двух резиновых валиков на металлических осях, приводимых в движение навстречу один другому рукояткой. Машинкой с автоматическим отжимом не довелось мамочке стирать бельё.
В Омске выпускали «Сибирь», отжималось бельё в центрифуге.
А машины- автоматы появились в России поздно. Моя дочка имеет импортную. Моя жёнка не имела до 60 лет, а к этой дате сынок Серёжа подарил .
Сыну со снохой дарили среди прочих вещей и драгоценностей простенькую «Омь» - стирать не пришлось. Сперва … и разбежались в разные стороны навек.
Хватит жвачку жевать, затеял про одно и жуёшь, и жуёшь.Тебе внука подарили? Вот и радуйся.
ЖВАЧКА – (жевачка, жувачка – говорили пацаны) – роль нынешних «диролов», «орбитов», «стиморолов» и прочих средств очистки зубов исполняли пшеничные зёрна, гудрон.
По воспоминаниям сестры Нины, мама варила жвачку из берёсты.
Жёнка росла в детдоме села Екатериновка с сестрой Машей и, позже, в Артыне с другими сиротами уже без сестры, поступившей в ветеринарный техникум. Они жевали смолу лиственницы – очень приятная жвачка. А вот смола ели горькая, неважная на вкус и смола сосны, тоже с горчинкой. Отведав раз, отвергали.
Впервые жевательную резинку я попробовал в семидесятых годах, брат Владимир приезжал на побывку из Венгрии, где стояли в ту эпоху советские войска, и привозил.
Служил прапорщиком срочную и сверхсрочную службу в 1972-1976 годах.
В Европе добра такого, жевательной резинки, хватало.
Наша промышленность пыталась наладить производство – не выдержали конкуренции что ли. Можно охаять нашу пищевую промышленность вообще, но зачем плевать в колодец – придётся воды напиться. Имея синицу, не надо горевать о журавле в небе.
ЖУРАВЛЬ(ВЕЛЬ) – 1) о птице подробности опустим, чай, не орнитологические
заметки строчим;
2) поговорим о приспособлении для доставания, извлечения воды
из колодца.
Впервые увидел в деревне, в Придорожном. В глубоченном колодце и в разгар лета лёд вдоль стен сруба. Чуть поодаль колодца вкопана рогатина, в углубление положена прочная жердь. На коротком, утолщённом краю жерди груз-противовес. Он помогает человеку. Даже ребёнок-подросток вполне осилит подъём ведра 7-10 литрового.
К этой слегка конусообразной жердине, к тонкому концу её прицеплена жердинка прямая, длинная и тонкая.
К ней крепится ведро общего пользования. Им каждый жаждущий наполняет свои вёдра.
Вёдра носили на коромыслах или в руках, или, как я, одновременно и на коромысле, и в руке одной.
Журавель удобнее другого подъёмного устройства, почему-то гораздо более распространённого – коловорота, вОрота, известного едва ли не всем. Он до сих пор не изгнан из обихода даже современными мощными насосами. Электроэнергия ему не требуется. Мы в саду воду из колодца доставали вручную, а так же механическим насосом. Загородные садовые участки не все электрифицированы и по сю пору. Дороги подведены не везде, дороги скверные.
Эх, забодай тебя комар! Всё, как в века минувшие.
А.Т.Твардовский «Армейский сапожник» -
«Поник журавель у колодца,
И некому воду носить"
Встретите журавеля и в рассказе "Курганы" Соколова-Микитова,..
ЖЕЛЕЗЯКА - всякая железная игрушка, всякая железка.
-МАМА!!! Как я теперь с железяками играть буду, - плачет младший братишка мой, показывая маме окровавленные пальцы, травмированные топором.
Мама как может успокаивает своё малое дитя. Сама чуть жива.Бежала домой с работы перепуганная словами среднего сына: «Мама!Вовка зарубился»
Слава богу, всё зажило и до службы , и до свадьбы.
Фольклор-
По реке плывёт утюг с города Кукуева.
Ох и здорово плывёт, железяка х…а.
Сюда же можно приткнуть и словосочетание жать во все железки, жать на всю железку.
ЖДУН - неологизм, впервые услышанный от журналиста Александра Малькевича на телепередаче "Вечер с Владимиром Соловьёвым" 30 октября 2022 года,означает людей, пережидающих СВО на окраине, на Украине.
Эти премудрые ждуны - обыкновенные предатели, равнодушные к судьбе страны люди.
Минует беда и они всегда с победившими, кто бы они не были.
***
Свидетельство о публикации №222073100202