Время Дон Кихота
Жаркий июль в Москве в этом году, почти как в солнечной Испании, - родине нашего героя. Центр российской столицы и храм Аполлона с прославленной квадригой, управляемой этим солнечным богом, - да! Мы в Большом. Сегодня тут царит «Дон Кихот» – один из самых ярких праздничных балетов в истории.
«Дон Кихот» в Большом театре - у себя дома. Ведь этот балет создан в 1869 году именно для московской сцены. Автор музыки - Алоизий Людвиг Минкус - чех иудейского вероисповедания по родителям; австриец и католик по рождению и вере, а по творческому призванию и главной стране проживания – не побоюсь поспорить с Википедией - русский балетный композитор, а ещё скрипач, профессор Московской консерватории, дирижёр Леон Фёдорович Минкус…
Это были 60 - 70-е годы XIX века - триумф гения Мариуса Петипа и его хореографических шедевров. Минкуса смело можно назвать главным сподвижником Петипа. Для такого балетного диктатора, которым был Петипа, Леон Федорович стал идеальным сотрудником. Именно сотрудником, ведь он не был «свободным художником», а состоял на должности «первого композитора балетной музыки при дирекции Императорских театров». За 2000 рублей он должен был сочинять по одному новому балету в год, переделывать старые и дописывать неограниченное количество танцев в существующие. А Мариус Иванович, на наше - благодарных потомков - счастье, был крайне деятелен и чрезвычайно плодовит! Минкус же ему не уступал. За годы их сотрудничества появилось 16 новых балетов. Вершины из которых - «Баядерка» и «Дон Кихот».
Много лет спустя после премьеры Петипа, проведший юность в Испании, напишет в своих мемуарах: «горячие, страстные дети счастливой Андалузии до безумия, до беспамятства увлекаются своими национальными танцами; ни устоять, ни усидеть не могут они на месте, когда начинается разгар этих и без того крайне бравурных танцев… Крик, взвизгивания, хохот, бросание плащей под ноги танцовщиц, и забыта обыденная жизнь с её невзгодами…У толпы один только культ - страсть».
Балет «Дон Кихот» - это настоящая страсть и южный экстаз в северной Москве! Это блеск, жар и азарт, выраженный в национальных танцах: хоте, зингаре, морене, плясках испанских крестьян, пикадоров и тореадоров…
Для балета из обширнейшего романа Мигеля Сервантеса Мариус Петипа выбрал сюжет глав второй части, повествующих о развитии отношений двух влюблённых – Китери - дочери трактирщика и цирюльника Басильо, имеющих в спектакле имена Китри и Базиль. Влюблённые мечтают быть вместе, но им мешает отец девушки, подготовивший для дочери выгодную партию, и который не хочет слышать про бедного цирюльника. Вот тут-то отважный и благородный рыцарь Дон Кихот видит раздолье для подвигов: он становится на сторону возлюбленных и помогает им соединить свои сердца… Сюжет прост и совершенно не мешает развернуть на сцене феерически красивое представление: народный праздник в первом акте, цыганский табор и «волшебные сны» - во втором, свадебный бал - в третьем. Дон Кихот в балете - второстепенный персонаж, однако своим присутствием, он, как бы осеняет главных героев и придаёт всему действу благородный возвышенный дух…
«Дон Кихот» в главном театре страны поставлен с невероятно тонким вкусом и изумительным чувством меры. Именно эти качества позволяют авторам действа провести спектакль по золотому пути прямо в сердца зрителей. Поражает буквально всё! Великолепие и качество декораций, особенно в сцене с ветряными мельницами, в эпизоде сна Дон Кихота, сцене свадебного бала. Мастерство осветителей, превращающих сцену то в волшебный лес, то в сверкающую под солнцем площадь, то в мрачную комнату замка, где даже шторы каким-то чудесным образом под лучами прожекторов оборачиваются рисунками… Не расписываю уже появление живой лошади и ослика, что всегда вызывает восторг у юной и неискушённой части публики. Меня же порадовал оркестр. Именно он с первых тактов задаёт настрой и темп. Наслаждение, прежде всего, испытываешь от ансамбля и строя, выверенных балансов и абсолютной творческой и технической свободы исполнения. Чем более известен балет, тем сложнее его исполнять. Здесь же музыка почти всех танцев – это мировые хиты, известные большинству меломанов! Тем отраднее не просто слушать великолепное исполнение, а буквально купаться в искрящихся чистотой звуках. Мой респект маэстро Алексею Борогаду – дирижёру спектакля…
А что же танцовщики? Конечно, они главные - ведь мы на балете. Я совершенно согласна со словами, написанными на сайте Большого театра: «Дон Кихот» уже столетие служит «взлётной полосой» для великих балетных карьер и отполирован для этой цели до совершенства. Ольге Лепешинской он позволял блеснуть такой бешеной энергией, что однажды балерина закончила трюк в суфлёрской будке. Майя Плисецкая и Владимир Васильев устанавливали в нём рекорды виртуозности. Екатерина Максимова позволяла упиваться отточенностью каждого движения своих ног, а Наталья Бессмертнова – артистической многомерностью. Лепту в историю спектакля внесли Михаил Лавровский, Владимир Тихонов, Александр Годунов, создававшие свои версии партии Базиля под руководством Алексея Ермолаева, легендарного виртуоза старшего поколения.
Свой след оставили и безупречно-академичная Людмила Семеняка, обладавшая необыкновенным шармом Нина Ананиашвили, неоднократно бисировавшая фуэте Галина Степаненко, поднявшийся на новый уровень виртуозности Ирек Мухамедов, элегантные Андрей Уваров и Сергей Филин».
Смотря спектакль, я вспоминала непревзойдённых для меня в ролях Китри и Базиля Екатерину Васильеву и Владимира Васильева. Ведь для данного балета мало совершенной техники. Здесь не в меньшей мере нужен драматический талант, нужна выразительность и энергетика, чтобы сделать роль живой. Но надо сказать, что молодая недавно назначенная первой солисткой Большого театра Елизавета Кокорева и премьер балета Игорь Цвирко составили на редкость гармоничную пару, очаровавшую публику лёгкостью, артистизмом, а главное - брызжущим темпераментом так, что зал, не сдерживая эмоций, улыбался, смеялся, бисировал...
Если вы хотите услышать и увидеть, «…как носится сама Радость, и скачет само Веселье», так Сервантес описывал испанские пляски, то вам однозначно - в Большой!
Испания Сервантеса, Моравия и Австрия Минкуса, Франция Петипа, и, конечно же, над всем этим - Россия и блестящий русский балет! Все эти культуры, соединившись в душах великих творцов, родили новое и явили на свет этот спектакль. В результате получились три часа, которые пролетают как минуты счастья – время, брызжущие весельем, яркими красками. Грация, помпезность, лёгкость, чёткость - все это слилось воедино, в ослепительных нарядах, поразительных декорациях, игре танцоров, шедевральной музыке, в грандиозности и золоте любимого Большого!..
Свидетельство о публикации №222073100271