Ракетная субмарина U-461
Помимо чисто военного судоремонтного завода № 178 в бухте Золотой Рог ремонт субмарин осуществлялся на «Дальзаводе» вместе с гражданскими судами. Именно там и проводился ремонт пришедшей с Камчатки ракетной подводной лодки 651 проекта. И когда ремонт заканчивался и начались заводские ходовые испытания, личный состав стали пополнять с других лодок, приходящих на ремонт. А вот доктора на постоянной основе не было, потому что в те годы недокомплект докторов в 6-й эскадре составлял 12 человек. Именно поэтому я и выходил в море на этой огромной по сравнения с моей «родной» субмариной подводной лодке. Зато в ней был отдельный медицинский пункт, где для врача была каюта на 2 койки (вторая для изоляции инфекционного больного). Моряки за угловатую форму лодок этого проекта называли их «утюгами». Плавать на этой лодке мне пришлось недолго, всего два или три коротких выхода в море, но зато я успел посмотреть, что это за субмарина 651 проекта. Именно о такой лодке речь пойдет ниже.
Время неуклонно движется вперед, прошлое забывается и только от желания и возможностей людей зависит- сохранить память об этом уходящем прошлом или нет. Это заставляет рассматривать судьбу каждого списанного корабля как нечто большее, чем просто 2000-3000 тонн стали. Интересно, что политические события конца 90-х годов ХХ века отразились и на появлении музейных экспонатов иностранных государств в различных западных музеях. Так сложилось, что и советским кораблям нашлось место в музеях, и как бы не было неловко говорить, но это позволило сохранить данные боевые единицы для потомков.
Любой военный корабль - это не только боевая единица флота, это образец кораблестроения. В этом случае часто сохранение этого корабля или его части важно. Корабль - это, как правило, память о прошлом, пусть это прошлое и было непростым.
На заставке памятный объект: Подводная лодки U-461 (К-24 проекта 651, СССР), Германия
Статус: подводная лодка - музей (на плаву)
Место расположения: Германия, порт Пенемюнде.
Открыт: с апреля 1999 года в качестве музея.
После вступления в строй подводная лодка находилась на боевой службе в составе Северного флота, а с 1987 г. - Балтийского флота ВМФ СССР. Была построена на заводе "Красное Сормово" (г.Горький, СССР), заложена 15 октября 1961 года, и сдана флоту 31 октября 1965 года.
Из состава флота исключена в ноябре 1993 года и продана финской компании «Оу Sub-Expo Ltd», которая перепродала советскую подводную лодку Дании. В Ко¬пенгагене К-24 находилась в течение четырех лет (с июля 1994 года). В 1998 году подводная лодка была прода¬на Германии и в конце года переведена в Пеенемюнде, где переоборудована в плавучий корабль-музей. Он был открыт для посетите¬лей в апреле 1999 году.
В 2001 году К-24 намеча¬лось доставить по реке Эльба в Саксонию - Анхальт, но по состоянию на 2014 года лодка точно находилась в Пенемеюнде, несмотря на то, что музей был закрыт из-за ремонта в порту. Одно время по данным с сайта музея экспозиция была закрыта из-за ковида.
Большие подводные лодки проекта 651 – единственный тип отечественных дизель-электрических подводных лодок специальной постройки, вооруженных крылатыми ракетами (ЦКБ-18). Они созданы при применении в качестве корпусных материалов стали повышенной прочности и энергетического оборудования новой разработки (дизелей и гребных электродвигателей увеличенной мощности, аккумуляторной батареи с повышенной емкостью и др.).
Для справки: водоизмещение (надводное/подводное) - 3174/4440 т, длина наибольшая - 85,9 м, ширина наибольшая - 9,7 м, осадка средняя - 6,9 м. Архитектурно-конструктивный тип - двухкорпусная. Глубина погружения - 300 м, автономность - 90 суток, экипаж - 78 человек.
Подводные лодки проекта 651 существенно отличаются от ПЛ с крылатыми ракетами проектов 644 и 665, ранее созданных путем переоборудования средних торпедных подводных лодок проекта 613, увеличенными скоростью и дальностью плавания, автономностью, а также улучшенными условиями обитаемости экипажа и более совершенными средствами акустической и магнитной защиты. О лодках 644 и 665 проектов у меня есть отдельные заметки в сборнике «О флоте».
Для справки: энергетическая установка: дизель-электрическая, два дизеля 1Д43 по 4000 л.с.; один дизель-генератор на 1000 кВт, два главных гребных электродвигателя ПГ-141 по 6000 л.с., два гребных электродвигателя экономического хода ПГ-140 по 200 л.с., 4 группы аккумуляторных батарей по 112 элементов. Скорость хода наибольшая (надводная/подводная) - 16/14,5 узлов. Дальность плавания в режиме РДП - 18000 (7 узлов), подводная - 14,5 (14,5 узлов) или 350 (2,8 узла).
Основное оружие подводной лодки проекта 651 - четыре противокорабельные крылатые ракеты комп¬лекса П-6, разработанные ОКБ-52** (главный конструктор В.Н.Челомей). Для стрельбы по подвижным целям - надводным кораблям про¬тивокорабельная ракета оснащена активной радиолокационной головкой самонаведения и радиолокационным каналом связи с корабель¬ной системой управления.
Крылатые ракеты на ПЛ размещены в че¬тырех прочных контейнерах, расположенных в надстройке, в нос и в корму от ограждения руб¬ки. Старт ракет - надводный, из поднятых на угол 15 градусов к горизонту контейнеров. Система управления ракетной стрельбой - "Аргумент".
Наличие на ПЛ крупногабаритных ракет¬ных контейнеров с обслуживающим оборудо¬ванием и устройствами существенно повлия¬ло на их архитектурно-конструктивный об¬лик. Лодки проекта 651 имеют увеличенную по ширине и высоте надстройку с газоходными выгородками, штевневую носовую оконечность и значительной длины ограждение прочной рубки и подъемно-мачтовых уст¬ройств из-за необходимости размещения крупногабаритной антенны наведения ракет на цели.
Торпедное вооружение - 6-533-мм носовых и 4-400-мм кормовых торпедных аппаратов, количество торпед: 6-533-мм и 12-400-мм. Система управления торпедной стрельбой "Ленинград-651".
Состав гидроакустических средств: "Арктика-М", МГ-10, МГ-13, МГ-15. состав средств радиолокации: РЛК-101, "Накат", "Нихром-М". Навигационный комплекс - "Сила-Н-651".
Строительство ПЛ проекта 651 было развернуто на двух заводах: Балтийском - в Ленинграде (построено 2 подводные лодки) и в г. Горьком на заводе «Красное Сормово» (построено 14 подводных лодок).
ПЛ проекта 651 вошли в строй в 1963-1968 годах, находились в составе Северного и Тихоокеанского флотов и осущес¬твляли боевое патрулирование в Средиземном море и Тихом океане. Позже они использовались в ближних (морских) зонах Советского ВМФ, на¬ходясь в составе Балтийского и Черноморского флотов. Из боевого состава ВМФ ПЛ были выведены в конце 1980-х - начале 1990-х годов.
Обычно спрашивал читателей, был ли кто рядом в этом музее, но сейчас спрашивать, вероятно, не корректно, хотя интересно услышать мнение посетителей. Моему знакомому повезло увидеть ее в 1993 году на параде в честь Дня ВМФ в Балтийске, где лодка такого проекта проходила по каналу, на радость публике, на полном ходу. Завораживающее зрелище, рев дизелей сложно забыть, как и поднятые ракетные контейнеры. Мне же эту лодку увидеть со стороны не доводилось.
Приходится только сожалеть (это мое мнение, знаю, что не все читатели его разделяют), что в собственном флоте подводной лодке такого типа в качестве музея места не нашлось. Получается, что мы должны быть благодарны, что иностранное государство сохраняет память о советских кораблях. Слаба Богу, что собираются превратить в музей первую советскую атомную лодку К-3 «Ленинский комсомол» и установить на постамент на берегу в то ли в Кронштадте, то ли в Санкт-Петербурге, где возводится международный центр для проведения Петербургского экономического форума.
Это материал я решил опубликовать на День Военно-морского флота России 31 июля. Для меня и для многих моих коллег, которых тоже отправили служить на флот, и моих друзей, которые служили на флоте в разных должностях. С нашим праздником, братишки!!!
Свидетельство о публикации №222073100440