О пустышке нового школьного образования

  С 1 сентября 2022 г. во всех российских школах в начале учебной недели будут поднимать флаг России и исполнять гимн страны. Правительство выделило на закупку флагов, флагштоков и гербов страны почти 1 млрд. руб., который получат 11 000 школ. Также министр просвещения Сергей Кравцов предложил начать преподавать историю в школе с 1 класса, а в 10-11 классе ввести курс, в рамках которого школьники еще раз пройдут всю историю страны.

  И еще будут силами учителей под руководством советников директоров по воспитанию детей проводиться классные часы. «В российских школах с 5 сентября начнут проходить классные часы, которые в том числе будут посвящены ценностям российского общества, закрепленным в стратегии национальной безопасности. Об этом ТАСС сообщил начальник Управления президента России по общественным проектам Сергей Новиков». (Там же). Эти классные часы уже назвали «Разговорами о важном».

  А теперь попробуем представить, что может получиться на самом деле. Дети во все времена - дети, и законы их развития никто не отменил, даже не пробовали, хотя интересно представить себе такую инициативу. Законы развития включают, в числе прочих, методы научения,  включения информации в картину мира ребенка и способы ее обработки.
 
  Самый первый метод научения это импринтинг, впечатывание в психику первой попавшейся жизненно важной информации. Кого увидел ребенок первым, тот и мама, кто взял на руки и накормил, тот и мама, кто подошел к кроватке, тот и мама. Дети, которых вырастили и воспитали бабушки, называют их мамами, и бесполезно с ними спорить.

  Вот этот период (лет до пяти) действительно хорош для вдалбливания детишкам всякой информации, неважно какой. Но очень важно, какова подача. Если с любовью и не в качестве двойного послания, ребенок проглотит интроект и станет убежденным сторонником. Например, моя мама любила Сталина и рассказывала мне, как после его смерти люди плакали прямо на улицах, собираясь толпами памяти. И теперь, кто бы не говорил о том, как Сталин плох и зол, у меня в уголке души все равно остается картина великого отца народов, которого горько оплакивала моя маленькая мама. Хотя и другим свидетельствам я тоже верю. Просто так устроена наша психика.

  Если же была предложена информация с подачи того человека, который воспринимается ребенком враждебным, недобрым, то малыш просто расплачется и начнет «плохо» себя вести. В его памяти останется факт наказания и собственной вины, серьезная детская травма.  А если взрослый человек подневольный и вынужденный, но не агрессивный, то с ребенком может ничего не произойти – в одно ухо вошло, в другое – вышло. 

  В дошкольном возрасте лет с трех активно начинают включаться такие способы научения, как условный рефлекс и оперантное обусловливание. Первое, это истекающая слюной при звуке колокольчика собака Павлова, а второе – грозящий палец матери, который предупреждает о неотвратимости наказания еще до совершения преступления.

Малыш уж заморозил пальчик,
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно.
(А.С. Пушкин)

  Собаке Павлова можно надавать по рукам за плохое поведение. Как часто это помогает детям вести себя хорошо после этого, нам широко известно – до следующего искушения. Но, если вовремя сломать дитя через колено, т.е. напугать до полусмерти, может сработать надолго. Даже на всю жизнь. И это единственный надежный способ что-то надолго вдолбить ребенку. А для других этот пример – предупреждение, что будет с вами, если… Чтоб неповадно было или на языке психологов - оперантное обусловливание.

  Что происходит с подростками? У них продолжают работать все способы научения, в том числе импринтинг. За взрослым, которого они обожают, могут на край света пойти и в рот заглядывать после каждого слова. Феномен дудочки крысолова. Много ли найдется взрослых, которые сумеют вот так повести за собой подрастающих хоть на край света? Единицы. Да еще вопрос: во что по-настоящему будут верить эти пылкие взрослые, на чьей они стороне в глубине души? Они могут говорить правильные слова, но чуткая детская душа хорошо разбирается в факте двойных посланий. Что говорит одно, а думает другое. Вот в смысле послания им будет трудно разобраться, но всегда можно поискать еще кого-нибудь, чтобы устранить этот когнитивный диссонанс.

  Убежденными сторонниками после двойных посланий не становятся. А, если добавить к практике двойных посланий бурное развитие критического мышления и реакции сепарации от взрослого мира, то просто непонятно, на что рассчитывают устроители школьной пропаганды. Очень похоже, что нам подсовывают пустышку, на которую потратят миллиарды денег, а результатом будет пшик и полный разброд и шатания в психической жизни детей. Причем, пустышку, бывшую в употреблении, многажды и напрасно облизанную.

  Помню свое пионерское детство. Мне нравились сборы макулатуры и даже металлолома – бывало весело,  но все остальное было слишком тяжеловесно для моей неокрепшей психики. Я хорошо училась, за это меня регулярно делегировали от класса в совет школьной пионерской дружины. Я ходила на советы дружины и разглядывала развешанные на стенах плакаты с лозунгами очередного пионерского марша. Помню марш под названием «Всегда готов!». К чему он был готов – не помню. Советы проходили громко, непонятно и скучно. Помню только лицо нашей школьной пионервожатой  Виктории Александровны – в обрамлении красной пилотки и красного галстука над пышным телом в пионерской форме.

  Еще помню съезд лучших пионеров города в каком-то большом зале. Мы стояли навытяжку в стройном каре, и оглушительно трещала барабанная дробь и резали ухо звуки горнов. Я видела, как напротив меня упал без сознания мальчик, потом девочка… Я была, кажется, следующей. Не все выдерживали идеологический апофеоз. Еще помню игру «Зарницу». Мы воевали с врагами, хорошо было быть «нашими». Мы бегали по холмам, стараясь найти «врага» и отобрать у него знамя. Это было нашей целью. Меня назначили медсестрой, и я перевязывала «раненых». Вот и все, что запомнила. Все, что удалось впечатать в мой незрелый мозг.

  А потом мне было четырнадцать лет, и я узнала, что наша великая и могучая страна в том году закупила пшеницу в Канаде, т.к. у нас случился неурожай. Можете не поверить, но я горько плакала от невыносимого разочарования. Как может такое быть, что наша лучшая в мире страна – и вдруг неурожай? В этот день кончилось мое беззаботное детство, и дальше уже все узнанное, увиденное и услышанное подвергалось проверке.

  А ведь наше детство действительно было вполне беззаботным и хорошо защищенным. Жили мы с каждым годом все лучше, нашим родителям государство давало (бесплатно) квартиры. Пусть это были небольшие квартирки в новеньких хрущевках, но в подвалах этих домов у каждой семьи была небольшая кладовка с ямой для картошки, а в ванной у всех были установлены «титаны»  с дровяной топкой для нагрева воды, и после многих лет похождений в городские бани мы смогли наслаждаться горячим душем в собственной квартире. И много еще чего хорошего появлялось в нашей жизни. Даже пресловутые бесплатные секции и кружки. Вот это я вспоминаю из своего детства без всякого напряжения, а с улыбкой и благодарностью. А от пионерских маршей остался только тошнотворный шлейф дурноты и потери сознания.

  Так что классные часы вряд ли сработают, особенно, имея в виду наше выросшее очень свободным юное поколение. Они знают о существовании прав и свобод, Декларации прав ребенка. У них ведь есть интернет… И даже если их ограничат рунетом, легенды о свободном мире еще долго будут будоражить их умы. А, если не забыть о том, как Левша блоху подковал, то логично, что дети найдут выход в большой мир неожиданным для нас способом.

  Поверить в замечательность нашей страны и ее ценностей можно было бы и без пропаганды, если бы родители не жили в постоянной тревоге по поводу низких зарплат и безработицы, в кабале пожизненных ипотек, если бы мальчики и девочки могли бесплатно бегать в ближайшие кружки и секции, если бы …


Рецензии
Мы никогда ни в чем не умеем договариваться - устали. Всё равно.
А вот украинским пропагандистам удалось, впечатать в мозг новому поколению их сообственную искреннюю ненави, ть.
Мы не впечатаем своим детям- нет у нас такой программы в душе. Так - розовые сопли.

Надежда Бабайлова   04.12.2022 14:13     Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.