Рубцовский камень

     В селе Биряково на Вологодчине открылся Дом-музей Н.М.Рубцова. К этому шли многие годы. Событие активно приближали местные жители, волонтёры со всей области - писатели и поэты, краеведы, плотники, печник, скульптор, разнорабочие - истинные любители, поклонники таланта земляка. И вот - налицо результат!
     Думаете, все рады свершившемуся чуду? Как бы не так! И речь не идёт о безудержном "одобрямсе", о всеобщем одномыслие, а о том, кто и как выражал особые мнения. То ли людьми при этом руководили чувства изменить что-то к доброму, то ли было одно единственное желание выплеснуть накопившуюся желчь.
     Читаем один из отзывов: "В этом "музее" все ложь от первого до последнего слова. Дом не Рубцовых, никаких данных нет, сам Рубцов в Бирякове бывал только на автостанции по дороге в Тотьму, о существовании родни он узнал в сентябре 1970 г. за 3 месяца до смерти и, конечно, там не был. Особенно бесит "рубцовский камень, где якобы сидел в 1957 г. поэт. Видимо, он сбежал из армии, ради этого)))))) В общем, фигня!"               
     Эта цитата взята из версии для смартфона. На странице "ВКонтакте"- та же хлёсткость, пост называется "Охмуреж был в самом разгаре...." Над постом фамилия - Александр Быков.               
     "Хто" таков этот человек, щедро раздававший оплеухи направо-налево? Ответ на мой вопрос не заставил себя долго ждать, вот он ответ - дословно: "Кто я - все знают, поэтому лучше помолчи, за умного сойдешь)))))))" "Скромно" и не без хамства.               
     Я молчать не собирался, в итоге, по обозначенной логике, обречён на неприятный комплимент.               
     Автор поста для доказательств избрал "научный" метод отрицания всего и вся: "никакого отношения этот дом к поэту не имеет, он не ездил сюда, не с кем не контактировал, не был он тут и в 1950-х, не сидел на камне, не пел песен с земляками, не курил и не пил горькую, и, наконец, - потока туристов сюда не будет".               
     А как он отозвался о тех людях, которые были причастны к истории с музеем?! Отец поэта у него - "папаша, как партийный работник", один из активистов, руководитель культурно-просветительского центра "Стрелица", основной разработчик идеи музея - "местный колхозник Задумкин", исследователь творчества поэта - "рубцевед Вересов", который сначала сомневался, а потом поддержал биряковский проект и выступил на открытии музея (Может, всё-таки рубцововед? Но не княжеское дело разбираться в таких пустяках, - на то есть корректоры - П.К.) А вот цитата о человеке, организовавшем не один раз помочи, об известном писателе, режиссёре, телеведущем: "Шоумен Ехалов тут как тут со своей артелью наивных интеллигентов".
     Сказал такое АБ, и - с колокольни долой!               
     Дочь поэта Елена говорила, что автостанция в селе - это и есть родовой дом Рубцовых, было у владельца ещё прозвище - черничёнок. Этот дом (перёд дома, без двора - П.К.) и был перевезён из деревни Самылково в Биряково. Сначала дом служил фотомастерской, затем - жильём и в конце концов - автостанцией. Это дочь узнала от своей матери, а та - от Николая, который здесь был "в 1950-х годах", и не сбежал со службы, а находился в отпуске. (Оснований для отпуска было более чем достаточно: служба на эсминце "Острый" давалась легко, на первом году он стал уже отличником боевой и политической подготовки, ему присвоили звание старшего матроса - П.К.)               
     Тогда в Бирякове Рубцов гостил у местного жителя, интересовался своими родственниками, играл на баяне и пел тоскливую песню А.Жемчужникова " Здесь под небом чужим...". Вполне вероятно, пил и горькую, и курил, возможно, межу порами и на камне, который кого-то "бесит," посидел, но вот отпечатков своего тела на нём не смог оставить, потому как был в клёшах.               
     Так что отметание всего и вся - не есть самый надёжный способ добраться до истины, а уж тем более грубость не способствует этому. На посты "ВКонтакте" были нелицеприятные комментарии: он - и правый либерал, и от автора тирад идёт сплошной негатив, и вспоминают даже, якобы обидное, прозвище - "копеечка".      
     С некоторыми комментариями не хочется соглашаться. Как говорится, котлеты отдельно, мухи отдельно Вот АБ в своём посте рассказывает об успешном сборе черники в бору, вот он разбирается с выдрой, порвавшей рыболовную сетку, вот знакомит читателей со своим котом Барашком, вот зарыбляет карасями пруд - всё без негатива. Что касается прозвища, - особый разговор.               
     Дело в том, что А.Быков - серьёзный нумизмат и издал целую серию книжек про "Приключения Копеечки", про путешествия её в пространстве и времени. При чём исторические путешествия увлекательны, доходчивы, рассчитаны они на мальчишек и девчонок, знакомят их с азами финансовой грамотности. Возможно, ребятня и будет читать яркие иллюстрированные живописания, если, конечно, удастся её отвлечь от смартфонов и компьютеров.               
     Недавно журнал "Гордость нации" (издаётся фондом "Женщины России", выходит в Москве, 6 номеров в год, тираж 1500 экземпляров - ПК) опубликовал большое интервью с А.Быковым на нумизматическую тему. "Издание, конечно, гламурное, - пишет в своём посте Александр Владимирович, - в основном про деятелей культуры, шоу-бизнеса, разных известных и модных персонажей. И среди них я, как представитель научной интеллигенции с разговором о старинных деньгах и инвестициях в золотой антиквариат. Приятно и престижно,... " Конечно, и приятно, и престижно!               
     И какое же из всего сказанного воспоследует "ремюзе", так любит выражаться мой сосед Ковка-Пятница? А резюме, словами же Быкова, таково: "... получил несколько экземпляров журнала. Первый пойдет на вечное хранение в мой архивный фонд, второй подарю в Бабушкинскую библиотеку, чтобы знали, кто есть в Вологде Гордость Нации, а не вот это все, что там они себе понимают! Предвижу кривые ухмылки своих многочисленных недругов, а что им еще остается, только ухмыляться!" Получается по Омару Хайяму:
     Чем ниже человек душою,
     Тем выше задирает нос.
     Он носом тянется туда,
     Куда душою не дорос.
               
     Но вернёмся к сотворению музеев. Это дело тонкое и очень трудоёмкое: его создание, развитие, а главное - популяризация, укрепление позиций и сохранение. Перерезание ленточки - самое простое. Пожелаем Дому-музею Н.М.Рубцова успехов и многая лета!               
     А то всякое случается: существовал когда-то в Вологде Музей дипломатического корпуса. Был, был и - нет! И причины этого до сих пор неизвестны. Хотя изначально следовало бы понимать, на ту ли лошадь организаторы тогда ставку сделали?               
     Подумайте сами: в России - голод, холод, гражданская война, интервенты на севере, а дипломатов приютила Вологда. И что же в ту пору делалось в здешних посольских особняках США, Великобритании и пр. ...? Что-то подлое плелось! Не договоры же здесь готовились о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между странами и народами!               
     Они против нас какие-никакие интриги, а мы - память о них. Они нам - по одной щеке, а мы им - и вторую подставили. Спросите, "хто" был создателем и директором сего культурно-просветительского учреждения? А.В.Быков! Да, тот самый, отвешивавший всем оплеухи по поводу рубцовского музея в Бирякове!
     Александр Владимирович полон идей, сил, энергии и свершений, - он семейным подрядом хочет осуществить новый амбициозный проект - увековечить на моей родине, в Усть-Кубенском районе память о художнике Василии Кандинском, который в начале прошлого века был два дня в селе Заднее у местного помещика, краеведа, мецената Александра Мерцалова.               
     По мнению Александра Быкова, "кадниковские места (село Заднее входило в Кадниковский уезд - П.К.) вдохновили Кандинского на создание нового стиля в искусстве".               
     Вот так: был простой, нормальный студент юридического факультета Московского университета, позже - наивный художник, автор такой вот картины как "Синий всадник", а после поездки в Вологодскую губернию однажды проснулся великим абстракционистом.               
     Ценности и их понимание в России и в Европе, как говорят, две большие разницы. На Западе творчество Кандинского приняли, и художника возвысили до небес. Много позже работы его на аукционах оценивались в десятки миллионов долларов. А вот соотечественники не поняли картины с названиями, а больше - без оных, на которых - яркие разноцветные пятна, прямоугольники, окружности, белые и чёрные линии, точки, тире и прочая, - итоги художественного мировосприятия особого типа.               
     Имя художника в стране было почти забыто, а работы вычеркнуты из общественного наследия на многие десятилетия. Ан, нет, оказалось, что всё это так "актуально" сегодня и на некоторую перспективу! О чём землякам надо всенепременно постоянно напоминать, - и о работах, и об их авторе.            
     Как сие либерально, свободно и "патриотично"! Кстати, в патриотизме Кандинский не был особо замечен. Уехав за кордон, в России он был наездами в Одессу и Москву, а так - всё по Германиям, Африкам, Италиям... В тридцатых годах он утратил советское гражданство, а позже стал вовсе гражданином Франции, где и упокоился.               
     О лошадях здесь уже говорилось? Говорилось. Теперь скажу о граблях, на которые глупый наступает постоянно, умный - единожды, а мудрый - никогда не наступит. Я не на что не намекаю, а просто освежаю память о популярных народных орудиях труда и о результатах работы с ними.               
     Сe la vie!               


Рецензии