Даниловка!
Наш район называется Даниловкой. Даниловка-это от Даниловского монастыря, что стоит тут уже несколько веков. Его вроде бы основал сам князь Даниил Московский,сын Александра Невского. Именно Даниил стал первым московским удельным князем и начал объединение русских земель вокруг Москвы,однако в сегодняшнем виде-белокаменном, монастырь построен гораздо позже,по приказу самого Иоанна Грозного. Вокруг монастыря было не дикополье, а вполне сельская, крестьянская местность, которую часто опустошали в своих набегах на Москву крымские татары. И монастыри помимо духовности несли и военно-оборонительный характер, а монахи не только молились в кельях, но и отлично владели оружием, что прекрасно показали на том же Куликовом поле два героя -монаха из соседнего с нами Симонова монастыря(что по другую сторону Москвы-реки,на высоком берегу)-Пересвет и Ослябя. Потом уже чего только не происходило тут в окрестностях-и Гришку Отрепьева из пушки запустили в небо и бунтовщики Болотникова осаждали стены монастыря, а в советское время устроили тут приемник-распределитель для беспризорников и малолетних преступников. Мрачное тогда монастырь имел обличье. Но пришла пора и возродился Данилов из забвения и является сегодня главным в русском православии. Тут и патриархат и прочие церковные учреждения. Но вернемся назад-во времена моего детства, пришедшего на 60-ые годы.
Лицо Даниловки, а это территория от монастыря и заставы на юг до Окружной ж/д, определяли рабочие кварталы, кое-где еще застроенные частными деревянными домишками, которые власти интенсивно начали сносить, чтобы строить новые дома труженикам местных фабрик и заводов. Центром притяжения района была площадь Даниловской заставы, куда сходились несколько улиц и где еще с царских времен был рынок( тогда находился он ближе к казармам),в наше время называвшийся колхозным. Там мы шныряли по всякому мальчишескому делу, потому как купить тут можно было помимо продуктов, много чего интересного-от ножичков до деревянных свистулек и пасхальных разукрашенных яиц. На рынке стоял особенный запах-смесь квашеной капусты,сырого мяса,тухлятины и хозяйственного мыла. За прилавками горланили,зазывая покупателей дородные румяные сельские бабы, кряжистые мужики и даже деревенские подростки, которые помогали родителям сбыть свой урожай. Из инородного элемента тогда были на рынке только грузины в огромных кепках-аэродромах. Грузины торговали южными плодами и даже винами ,летом к ним прибавлялись узбеки в неизменных тюбетейках,с которыми до хрипоты на своем языке торговались наши татары,перебиравшие для себя пахучие дыни и спелые арбузы...В галантерейной лавке были диковинные для горожан товары-ручки для кос, топорища, керосинки, веники из какого-то растения, ловко высушенного и сплетенного веревками. Там мы смотрели на садовые ножи с кривым лезвием,очень уж они нам нравились, ну и конечно обращали внимание и на ряды с деревянными поделками-ложками,игрушками(мужичок и медведь с топориками тюкают на доске,когда из тянешь за веревочку или куры клюют корм). Ложки деревянные-раскрашенные и покрытые лаком или простые из липы, были тогда в ходу и есть ими было гораздо интереснее, чем металлическими. Даже горячий суп ешь и не обжигаешься!
Еще притягательным для жителей был Мосторг. Так называли здание 4-х этажного универмага на Даниловской площади, построенного в 30-ые годы, и бывшего одним из первых образцов т.н советского конструктивизма. Он стоит и по сей день. Там на всех этажах размещались товары для детей ,женщин, мужчин, а на первом были предметы некоей роскоши-посуда, украшения, люстры, но и попроще-кухонный инвентарь и сумки-чемоданы. Для нас это было целое царство, где после уроков можно было бродить часами, но за отсутствием денег, чаще мы уходили с пустыми руками.
Другой примечательный объект-Даниловские бани. Тут парился весь окрестный люд(хотя в квартирах имелись ванны-души,но это не то!) и солдаты из Чернышей,которых вели горластые командиры,и грохот сапог был слышен издалека. Даже машины останавливали для прохода рот. Мы,разинув рты, смотрели на бравых солдатиков в шинелях до пят с красными погонами и в серых шапках со звездой. Солдатам долго париться не разрешали, полчаса и марш на выход, а следующее подразделение уже гремит сапожищами.
Пятница в банях была татарским днем. Не знаю почему, но татары умели нагнать особый пар в парилке и командовали народом к процессе мытья. Да,парок у них был ого-го! Уши в трубочку заворачивались. Нас пацанов конечно на верхние полки не пускали, да мы бы и не выдержали, а мужики терпели и только покряхтывали. Потом в ледяную купель с бетонными стенками или на бетонные же, обложенные кафелем длинные лавки, где опытные банщики уже сбивали зеленую пену из березовых веников, и мастерски делали массаж. Но это уже за деньги и нас детей не касалось. Конечно в бане продавалось пиво и всякие причандалы-рыбешка соленая, сушки и даже бутерброды с копченой колбасой ,окороком и рыбой. Из-под полы продавали банщики и водку, да ее приносили и с собой, но как обычно кому-то было все мало,и иногда таких ухарей выносили или медики или милиция.
В другой половине бань размещался одно время клуб "Юных моряков и полярников", куда мы с Ленькой Федосеенко и Пашкой Камышниковым начали было ходить на занятия по классу судоводителей, в погоне за морской романтикой. Преподаватели обещали нам летом речное путешествие по Волге, чуть не до Астрахани, но мы до него так и не дотянули, сбежав еще до Нового года. Может лень одолела,но видно не годились мы для мореманов!Кишка тонка!
Свидетельство о публикации №222073100718