Подход живых систем к достижению глобального равен
23 июня
Автор: Доктор Мамфеле Рамфеле, Сопредседатель Римского клуба
Ознакомьтесь с публикацией
До тех пор, пока политические и деловые лидеры не признают – и не будут действовать, исходя из этого знания, – что все мы являемся частью взаимозависимой живой системы, мы не сможем достичь глобального равенства или здоровой планеты. Хорошей новостью является то, что Римский клуб определил поворотные действия, которые могут привести к целостным изменениям на системном уровне, в которых мы нуждаемся. Плохая новость заключается в том, что многим из нас придется отказаться от удобных привычек и забыть некоторые истории, которые мы рассказывали себе в первую очередь.
Многие из нас знакомы с экономическим развитием и Целями Организации Объединенных Наций в области устойчивого развития (ЦУР). Я предположил, что эти цели и подобные им разрозненные цели, ориентированные на экономику, недостаточно масштабны. ЦУР являются отражением мира, который слишком привык к неравенству и неравенству, хотя мы знаем, что неравенство вредно как для богатых, так и для бедных. ЦУР оставляют неизменным предположение о том, что бедные люди не имеют тех же стремлений, что и все мы, к человеческому достоинству, безопасности и благополучию. Настало время для ООН бросить вызов мировому человеческому сообществу, чтобы повысить наш уровень амбиций и призвать к глобальному равенству для здоровой планеты и содействовать ему.
Человечество вызвало системные сбои, поставив себя выше и отдельно от природы. Нам нужно заново научиться тому, как снова стать коренными жителями и принять мудрость наших древних предков, которая все еще жива в общинах коренных народов по всему миру. Нам требуется полная трансформация нашего образа мышления. Нам нужно учиться у разума природы, накопленного за миллиарды лет эволюции, чтобы мы могли переосмыслить и восстановить наши разрушенные системы и институты.
Нам нужно:
1. Пересмотрите концепцию развития
Традиционные концепции развитых и развивающихся стран содержат в себе предположения о западной культуре как о стандарте, по которому следует оценивать остальной мир. Такой подход не только интеллектуально неоправдан, но и является историческим. Западная культура построена на жестоком фундаменте колониальных завоеваний и добывающих экономических систем, которые привели к обнищанию стран, которые они теперь называют развивающимися, развивающимися и недостаточно развитыми.
Мы должны рассматривать развитие как духовное, интеллектуальное и физическое путешествие, которое мы предпринимаем, чтобы научиться тому, как стать человеком таким образом, чтобы способствовать справедливому распределению ресурсов, поддерживающих жизнь во взаимосвязанном и взаимозависимом мире. Развитие, переосмысленное как охватывающее сознание неразрывных связей в сети жизни и следование ценностям Ubuntu – что мое благополучие зависит от благополучия всех на здоровой планете. Развитие, понимаемое таким образом, помогло бы нам увидеть, что материальное богатство может сосуществовать с отсталостью людей, которые по-прежнему не осознают своего призвания как взаимосвязанных и взаимозависимых существ.
Системы обучения и образования нуждаются в радикальной трансформации от индустриальных / колониальных моделей для повышения самоосвобождения и более высокого осознания подхода к живым системам, чтобы позволить человечеству стать вкладчиком в нашу экосистему, а не просто потребителем. Слишком большая часть наших нынешних систем образования сосредоточена на извлечении вещей с планеты и попрании собственности коренных народов – как физической, так и интеллектуальной.
Обучение и образование для 21-го века выиграют от более глубокого понимания систем культуры и знаний коренных народов. Поощрение диалога между поколениями имеет важное значение для того, чтобы позволить молодым людям принять вызов лидерства и использовать свою творческую энергию для совместного создания целостных междисциплинарных подходов к преподаванию и обучению от базовых до самых высоких уровней систем знаний.
Существуют замечательные истории успеха преподавания и обучения в 21 веке. Римский клуб выявил ведущие примеры образования, ориентированного на здоровое развитие, в школах LEAP в Южной Африке, Общественном фонде развития человеческого потенциала Tamkeen в Марокко и школьной системе FUHEM в Испании. Мы также налаживаем интересные партнерские отношения на уровне высшего образования с партнерством Bridges, в которое входит ЮНЕСКО.
2. Изменение экономических и финансовых систем
Также настоятельно необходимо переосмыслить финансы и переосмыслить экономику в сторону от так называемой неолиберальной модели, направленной на обогащение меньшинства за счет большинства. Глобальная финансовая институциональная архитектура была разработана для того, чтобы защитить могущественные западные страны от необходимости сохранять и приумножать свое богатство, используя правила и положения, регулирующие торговлю и промышленность, в своих интересах.
Безрассудство финансиализированной экономической системы, поощряющей поведение рантье, привело к повторяющимся глобальным финансовым кризисам, которые сильнее всего сказываются на беднейших странах. Вся система нуждается в срочной трансформации. Двойные стандарты позволяют богатым избегать налогов и стран из-за терпимости к налоговым убежищам и неудач богатых стран, таких как Великобритания, Франция и Бельгия, которые являются бывшими колониальными хозяевами некоторых из беднейших стран, которые часто безуспешно пытаются отследить и вернуть украденные средства из своих стран. ООН должна выступать за выявление и возвращение этих значительных средств, которые являются доходами от преступлений и коррупции.
Есть важные экономические уроки, которые можно извлечь из опыта людей, живущих в самых бедных условиях в странах по всему миру. Женщинам, в частности, пришлось искать способы взаимной поддержки перед лицом банковских систем, которые не работают для бедных людей. Сберегательные клубы, используемые во многих общинах коренных народов, позволяют выживать и процветать тем, кто находится на задворках общества. Например, Фонд ДХАН в Индии, основанный в 1997 году, разработал успешные программы в области здравоохранения, питания и образования, ориентированные на неприкасаемых женщин, которые стали лидерами в своих собственных общинах. Движение Стоквелов в Южной Африке нашло хорошее применение деньгам в сообществах, которые их собрали. К сожалению, постоянно добывающая финансовая система все чаще захватывает эти средства, чтобы использовать их в своих интересах, отвлекая миллиарды рандов от инвестиций в бедные общины на высокодоходные инвестиции в богатые районы.
Нам нужно переосмыслить финансы и экономику, чтобы бросить вызов преимуществу первопроходцев-рантье, встроенному в нынешнюю систему. Нам необходимо переосмыслить социальные и экономические системы, которые перенаправляют инвестиции и сбережения на усилия по созданию экономических систем на базе общин, учитывающих потребности местного производства и потребления. Переосмысленные экономические и финансовые системы должны продвигать модели развития взаимосвязанных деревенских сообществ, которые восстанавливают чувство места и принадлежности, являются важнейшими факторами обеспечения глобального равенства для здоровой планеты.
3. Преобразование энергетических систем
Важнейшим фактором успеха в преобразовании энергетических систем является признание и приверженность изменению моделей потребления энергии, чтобы жить в рамках планетарных ограничений, которые мы теперь лучше осознаем. Никакое количество возобновляемой энергии не может удовлетворить потребности в чрезмерном потреблении 10% населения планеты.
Мы можем указать на позитивные реальные модели энергетических систем, которые отражают традиционную гармонию с планетой и уважение к равноправным участникам экономики. Многие общества коренных народов были вынуждены отказаться от практики, которая сохраняла их окружающую среду, из–за регрессивной политики их собственных правительств. Пагубное влияние так называемых неолиберальных подходов к экономической политике, которые измеряют успех с точки зрения валового внутреннего продукта (ВВП), который оценивает деструктивную политику в области добычи полезных ископаемых, такую как добыча полезных ископаемых и вырубка лесов, как положительные стороны. Нам необходимо быстро продвигаться к мерам прогресса, которые ставят во главу угла благополучие для всех во имя здоровой планеты.
Существуют творческие инициативы, которые продвигают программы регенеративного поглощения углерода, которые стимулируют сообщества к сохранению целостности экосистем и бросают вызов двойным стандартам на нынешнем углеродном рынке. Основатель OX;-ZEN Кристофер Мбанефо, член Римского клуба, изучил, как существующий углеродный рынок может быть преобразован в более открытый, прозрачный и подотчетный рынок. Во-первых, международные углеродные рынки должны признать ценность экосистемных услуг в странах с низким уровнем дохода с тем же вознаграждением, которое они платят за сокращение выбросов в богатых странах.
Почему австралийские углеродные рынки должны получать почти в десять раз больше на тонну, чем управляющие лесами в соседних странах? Все выбросы углекислого газа попадают в одно и то же небо. Нам давно пора сократить наши выбросы как за счет снижения спроса на энергию за счет местных методов строительства, так и за счет улавливания углерода за счет долгосрочного управления земельными ресурсами.
Вышеперечисленные проблемы взаимосвязаны. Ценность Римского клуба в области трансформации заключается в том, чтобы привнести свое понимание того, как изменяются живые системы. Мы живем в паутине жизни с переплетенными экосистемами, которые невозможно преобразовать по частям. Мы должны жить системным анализом и трансформационными подходами, которые способствуют глобальному равенству для здоровой планеты. Существует только одна планета для человеческой семьи, которая сама по себе представляет собой только одну расу и одну человеческую семью.
Что вы думаете по этому поводу? Реагируйте и участвуйте через Twitter @Earth4All_ или отправьте сообщение в блоге на рассмотрение в lbelly@clubofrome.org .
В этой статье излагаются взгляды автора (ов), а не позиция Earth4All или поддерживающих ее организаций.
****************************************************
A living systems approach to achieving global equity for a healthy planet
23 Jun
By Dr Mamphele Ramphele, Co president The Club of Rome
Read the publication
Until political and business leaders accept – and act on the knowledge – that we are all part of an interdependent living system, we cannot achieve global equity or a healthy planet. The good news is that The Club of Rome has identified turnaround actions that can make the holistic, systems-level changes we need. The bad news is that a lot of us will have to let go of comfortable habits and forget some of the stories we have been telling ourselves first.
Many of us are familiar with economic development and the United Nation’s Sustainable Development Goals (SDGs). I proposed that those goals and similar piecemeal economy-oriented goals aren’t thinking big enough. The SDGs are a reflection of a world that has become too comfortable with inequality and inequity, even though we know that inequality is bad for both rich and poor. SDGs leave intact the assumption that poor people do not have the same aspirations as all of us for human dignity, security and wellbeing. It is time for the UN to challenge the global human community to raise our level of ambition and call for, and promote global equity for a healthy planet.
Humanity has caused system failures by placing ourselves above and apart from nature. We need to learn anew how to become indigenous again and embrace the wisdom of our ancient ancestors still very much alive in indigenous communities around the world. We require a complete transformation of our ways of thinking. We need to learn from nature’s intelligence from billions of years of evolution so that we can reimagine and reset our broken systems and institutions.
We need to:
1. Redefine development
Traditional concepts of developed and developing countries bear within them assumptions about Western culture as the standard against which the rest of the world is to be measured. This approach is not only intellectually indefensible, but a historic. Western culture is built on a cruel foundation of colonial conquest and extractive economic systems that actively impoverished countries they now designate as developing, emerging and under-developed.
We should consider development as a spiritual, mind and physical journey we undertake to learn how to become human in a manner that promotes equitable sharing of resources that sustain life in an interconnected and interdependent world. Development redefined as embracing a consciousness of the inextricable links within the web of life and living the values of Ubuntu – that my wellbeing is dependent on the wellbeing of all within a healthy planet. Development understood this way would help us see that material wealth can co-exist with underdevelopment of a people who remain unconscious of their calling as interconnected and interdependent beings.
Learning and education systems need radical transformation from industrial/colonial models to enhance self-liberation and higher consciousness of living systems approach to enable humanity to become a contributor to our ecosystem and not just a taker. Too much of our current education systems focus on extracting things from the planet and trampling indigenous property – both physical and intellectual.
Learning and education for the 21st century would benefit from deeper understanding of indigenous cultural and knowledge systems. Promotion of intergenerational conversations is essential to enable young people to rise to the challenge of leadership and draw on their creative energies to co-create holistic trans- disciplinary approaches to teaching and learning from basic to the highest levels of knowledge systems.
There are wonderful success stories of 21st century teaching and learning. The Club of Rome has identified leading examples of healthy development-focused education in the LEAP Schools of South Africa, the Tamkeen Community Foundation for Human Development in Morocco, and the FUHEM school system in Spain. We are also building exciting partnerships at the higher education level with the Bridges Partnership that includes UNESCO.
2. Change economics and finance systems
It is also urgent that we rethink finance and reframe economics away from the so-called neoliberal model designed to enrich a minority at the expense of the majority. The global financial institutional architecture was designed to protect powerful Western countries to keep and expand their wealth by loading the dice of rules and regulations governing trade and industry to benefit themselves.
Recklessness of the financialised economic system that rewards rentier behaviour has led to repeated global financial crises that impact the poorest countries the most. The entire system needs urgent transformation. Double standards permit the rich to avoid tax and countries due to the tolerance of tax havens, and failure of rich countries such as the United Kingdom, France and Belgium, who are former colonial masters of some of the poorest countries that often battle without success to trace and return stolen funds from their countries. The UN should be championing the identification and return of these significant funds that are proceeds of crime and corruption.
There are important economic lessons to be learnt from people living in the poorest circumstances in countries across the globe. Women in particular have had to find ways of mutual support in the face of banking systems that do not work for poor people. Savings clubs used in many indigenous communities enable those on the margins of societies to survive and thrive. For example, the DHAN Foundation in India founded in 1997 has built successful health, food and education programs with targeted Untouchable women, who have risen to become leaders in their own communities. The Stokvel movement in South Africa have put money to good use in the communities that raised it. Unfortunately the ever extractive financial system has increasingly captured those funds to use for its own benefit diverting billions of rands from investments in poor communities towards high yield investments in affluent areas.
We need to rethink finance and economics to challenge the rentier first mover advantage built into the current system. We need to reimagine fan ace and economic systems that redirect investments and savings towards efforts to community-based economic systems involving local production and consumption needs. The reimagined economics and finance systems need to promote development models of interlinked village communities that restore a sense of place and belonging are critical factors for enabling global equity for a healthy planet.
3. Transform energy systems
A critical success factor in the transformation of energy systems is acknowledgement and commitment to change energy consumption patterns to live within the planetary limits we are now more conscious of. No amount of renewable energy can meet the overconsumption patterns of the top 10% of the global population.
We can point to positive real-world models for energy systems that reflect traditional harmony with the planet and respect for peer participants in the economy. Many indigenous societies have been forced to abandon practices that preserved their environments – due to regressive policies of their own governments. The pernicious impact of so-called neo-liberal economic policy approaches that measure success in terms of gross domestic product (GDP) that measures destructive extractive policies such as mining and deforestation as positives. We need to rapidly move towards measures of progress that put wellbeing for all for a healthy planet at the centre.
There are creative initiatives that promote regenerative carbon sequestration programs that incentivise communities to preserve ecosystem integrity and challenge the double standards in the current carbon market. OX;-ZEN founder Christopher Mbanefo, a member of The Club of Rome, has examined how the existing carbon market could be transformed into a more open, transparent and accountable market. For one thing, international carbon markets should recognise the value of ecosystem services in low-income countries with the same rewards they pay for emissions reductions in rich countries.
Why should Australian carbon markets garner nearly ten times as much per tonne as forest managers in neighbouring countries? Carbon emissions all end up in the same sky. It is past time we reduce our emissions through both reducing our energy demand through indigenous construction practices, and by trapping carbon via long-term land management.
The challenges above are intertwined. The Club of Rome’s value add in the transformation space is to bring in its understanding of how living systems change. We live in a web of life with intertwined ecosystems that cannot be transformed piece meal. We need to live the systems analysis and transformative approaches that promote global equity for a healthy planet. There is only one planet for the human family that itself is only one race and one human family.
What are your thoughts on this? React and engage via Twitter @Earth4All_ or submit a blog post for consideration to lbelly@clubofrome.org .
This article gives the views of the author(s), and not the position of Earth4All or its supporting organisations.
#Earth4All
Здесь уточняю что не мне принадлежит авторство.
Автор ©Dr Mamphele Ramphele
Свидетельство о публикации №222073100797