Вилла Мистерий. Помпеи

          
            Вилла Мистерий — одна из помпейских вилл (за городскими воротами), наиболее сохранившаяся при извержении Везувия в 79 г. Размещена немного в стороне от Помпей.
 
        Основана во II веке до н. э., после чего несколько раз расширялась, в частности в 60 году до н. э. Главный вход был обращён к дороге, ведущей от Геркуланских ворот.

         В настоящее время он раскрыт не полностью, поэтому вход на виллу осуществляется со стороны моря. Вдоль дороги находились сельскохозяйственные помещения, в том числе комната с прессом для винограда.
Вход, настолько широкий, что по нему могла проехать повозка, вёл в перистиль. К юго-востоку от него помещался двор с ларарием и тетрастильный атрий, из которого можно было попасть в бани.
      
      На вилле выращивали всё необходимое для жизни, в том числе виноград и оливки, делали вино и оливковое масло.
На территории Виллы Мистерий были найдены несколько прессов в прекрасном состоянии.
 
       Здесь пекли хлеб для хозяев дома. Археологи нашли множество мелких ремесленных комнат для рабов, которые трудились на вилле.
Название Виллы Мистерий происходит от всемирно известных фресок, которые украшали таблинум , гостевую комнату для вечеринок и ужинов.
Здесь стены были покрыты красочными фресками изображающими посвящение в дионисийские мистерии.
 
           Было и другое предположение ,что здесь изображены свадебные традиции. Фрески датируются первым веком до нашей эры, значит они были созданы до извержения.

          С юго-западной стороны с перистилем соединялся тосканский атрий.В атрий выходили все основные помещения: прихожая, кладовые, кухня, спальни - кубикулы. С обеих сторон примыкали столовые, предназначенные для трапез в разное время года. Позднее, под греческим влиянием, вмecто садика появился обширный, окруженный колоннадой двор с цветниками, статуями, фонтанами, затененный плющом, виноградом и каприфолией.
      
      Вилла открывалась к морю террасой-ротондой с двумя портиками по сторонам. На плоской крыше аркады, окружавшей с трёх сторон виллу, были обнаружены остатки висячего сада.

       Имена владельцев Виллы Мистерий не сохранились и мы точно не знаем, что с ними случилось, но несомненно они были богатыми жителями Помпей.
Некоторые археологи предполагали, что вилла принадлежала Ливии, жене императора Октавиана Августа и матери императора Тиберия.

          Основанием этому утверждению является статуя Ливии, найденная в углу перистиля. Вполне возможно,что статуя просто дань уважения императору Августу и его семье.
Некоторые утверждают, что дом принадлежал некоему Зосиме (L. Istacidius Zosimus), освобожденному рабу и члену богатой семьи. Его бронзовая печать была найдена на территории виллы.

         Какой же секрет знали эти древние живописцы, достигавшие такой яркости и прочности красок?

            Техника кампанской живописи нам полностью не известна, но некоторые сведения о ней мы можем почерпнуть в трудах Плиния Старшего и Витрувия.
Вероятно, художники комбинировали известные в те времена живописные техники - энкаустику и темперу, то есть краски, разведенные на воске и на яйце. С необыкновенной тщательностью подготавливали поверхность стены. На нее наносили несколько слоев штукатурки.

           В последний слой добавляли толченый мрамор или алебастр, придавая ей этим и блеск и прочность. Палитра помпейских живописцев гораздо богаче греческих.
В росписи виллы Мистерий мы видим различные оттенки зеленого - от ярко-изумрудного до тускло-оливкового и лилового цвета.

   После окончания росписи поверхность стены полировали, придавая ей блеск эмали, покрывали защитным слоем прозрачного воска, который предохранял краски от выцветания.
         
         Применявшийся для этого пунический воск расплавляли вместе с растительным маслом и наносили шелковой кистью. Затем к стенам подносили раскаленные угли из орехового дерева (чернильного ореха). После этого их снова разглаживали и полировали чистым полотном.

       Великолепные произведения кампанской живописи были найдены не только в Помпеях, но и в Стабиях и в Геркулануме.
    


Рецензии