Север. Про еду и ещё

1984 год. Воркута. Ещё СССР. Январь месяц. Я приехал из Ленинграда к своим знакомым на пару недель, чтобы вкусить прелести жизни на крайнем севере.

– 35 С. Гуляю по городу в сторону рынка. Навстречу идёт человек с узким взглядом на эту жизнь и в национальной одежде народа Коми, малице. Это такой балахон на всё тело из оленьих шкур. Мужчина, возраст которого по лицу определить трудно, обращается ко мне по-русски, прося закурить. Протягиваю ему сигарету. Парень её не берёт, а начинает подёргивать головой, потом плечами, потом всем телом. У меня мысль возникла, наверно абориген танец благодарности танцует. Может у них так принято. Но оказалось всё проще. В малице рукава внизу зашиты, чтобы мороз не залезал внутрь, а для рук есть продольные прорези в рукавах, но чтобы высунуть в них руки, нужны некоторые приёмы. Их-то я и принял за танец. Парень оказался моим ровесником и имел доброе сердце. А ещё он любил выпить в хорошей компании. В общем, он стал моим гидом по Воркуте и её окрестностям.
Погуляв, я предложил парню вместе зайти в ресторан выпить, закусить. Я угощал. Николай, так звали моего нового знакомого, мне возразил:
- Кто же меня, в  малице-то, в ресторан пустит? А давай-ка, раз уж ты решил со мной выпить, купим в магазине три бутылки водки, да поедем ко мне, в «Оленьсовхоз». Там маманя нам на закуску и строганины даст. Да мы через полчаса уже и дома будем. У меня олени с санями-нартами не далеко, за городом стоят. Я позвонил своим знакомым и предупредил, что сегодня задержусь и, купив водки, отправился с Николаем в «Оленьсовхоз»
Я пропускаю рассказ о самой поездки на нартах, поскольку мы тут с вами, дорогой читатель, собрались, чтобы поговорить о еде.

Представьте сравнительно небольшое пространство внутри чума, такого конусообразного сооружения, сделанного из воткнутых в снег жердей сходящихся наверху в один пучок и обтянутых оленьими шкурами. Ими же и застлан и пол внутри чума. Посредине, на пятачке свободном от шкур, стоит ржавая металлическая печурка. Труба от печки выходит в отверстие в потолке.
Нас в чуме четверо: Николай, его старший брат, их мама и я.
Мы разливаем по стаканам водку, пьём, закусывая тонко нарезанными пластинками сильно замороженного мяса, которое мама отрезает от лежащей тут же, на полу, оленьей ноги, и которые мы макали в уксус, налитый в консервную банку. Мы пили, говорили, курили, бросая окурки прямо на пол около печи. Тут нужно сказать, что мама пила наравне с нами, не пропускала ни одного стакана водки. Я изрядно захмелел, и меня потянуло в сон. По совету мамы, я тут же и отвалился, подложив под голову оленьи шкуры. Когда я проснулся, был уже час ночи. Колька спал тут же, рядом. Мама из приготовленного теста, лепила лепёшки. Но об этом нужно рассказать особо.
Внимательный читатель уже задался вопросом, а где же, при отсутствии стола, женщина раскатывала тесто?
Так вот, я вижу, как мама, задрав малицу и оголив сухонькую ногу выше колена, раскатывает тесто. Чтобы стало понятно, употреблю некрасивое слово, прямо на ляжке!!!
Получалось у неё это очень ловко, но не очень аппетитно. Сделав из теста что-то похожее на круглую плоскую лепёшку, она её прилепляла к ржавой стенке железной печи. Печь трещала, лепёшка, поджарившись с одной стороны, отваливалась и падала вниз, перед печью, куда мы вечером плевали и кидали окурки. Мама, поднимала лепёшку, чуть очистив её ладонью от окурков, прилепляла к печи другой стороной.
Как-то я дожил до утра, от предложенного завтрака: варёного оленьего мяса с промёрзшими ночными лепёшками я отказался.
Николай, погрузив меня и ещё какие-то вещи в сани-нарты, поехал в город. Так закончилось моё незабываемое путешествие в «Оленьсовхоз».


Рецензии
…и в национальной одежде народа коми, малице.
Не совсем верно.
Начну с того, что тогда, в далеком 1984 году, вам встретился не коми, а ненец. Дело в том, что до октября 1940 г. поселок Воркута и территория будущего Воркутинского горсовета входили в состав Большеземельского района Ненецкого национального округа Архангельской области. В октябре 1940 г. эта территория была передана в состав Кожвинского района Коми АССР.
Данное решение не было обусловлено необходимостью решения каких-то национальных вопросов, поскольку на этой территории кочевали со своими оленьими стадами исключительно ненцы, северных коми там не было. В основе этого административного решения лежали чисто экономические критерии. Уголь Воркутинского месторождения необходимо было перебросить на Большую Землю. И сделать это надо было наиболее дешевым, с экономической точки зрения, маршрутом. Поэтому ещё в 1937 году началось Строительство железной дороги Котлас — Воркута. Закончилось оно 28 декабря 1941 года, когда был достроен последний участок Кожва — Воркута и открылось рабочее движение поездов.
Октябрь 1940 г., когда часть территории Ненецкого автономного округа была передана Коми АССР, на мой взгляд, по времени привязана к 14 мая 1940 года, дате издания приказа НКВД СССР «О строительстве Северо-Печорской железной дороги», которая была построена исключительно силами заключённых в первый год Великой Отечественной (Донбасс был захвачен немцами, а металлургам страны (тому же Череповцу) для выплавки стали требовались качественные коксующиеся угли).
Соответственно, говорить, о том, что ненец был одет в национальную одежду коми, не совсем корректно. Тем более, что даже само слово малица образовано от ненецкого мальця. Вообще-то, малица - глухая рубаха длиной ниже колен - мужская плечевая одежда у оленеводческих народов европейской и западносибирской тундры (ненцев, отчасти у северных коми, хантов, манси). Подчеркну – именно мужская. Женская зимняя верхняя одежда называется ягушка, которая отличается от мужской малицы разрезом спереди и богатой отделкой.
P.S. Большое спасибо вам за предоставленную возможность, хотя бы мысленно, вернуться в родные для меня места.

Константин Кучер   21.09.2023 12:21     Заявить о нарушении
Ой, спасибо Константин!
Конечно же Вы правы.Но тогда, когда я был в Воркуте, я этого просто не знал, поэтому и использовал те знания того момента, которые имел. Всех этих людей называли тогда КОМИ. Хорошо помню, что когда подошёл на рынке к милиционеру и показал, на спящих тут же рядом, в снегу в малицах и пимах, людей, он мне ответил:
Это местные коми, с ними ничего не будет.Проспиртованные.

Про угольную шахту Воркуты и про сторительство той железной дороги у меня упомянуто в другом рассказе. http://proza.ru/2021/04/18/894
Захотите прочитаете. Это рассказ о моём дяде. он был из Сербского Королевства.
Ещё раз спасибо, за информацию.
У меня есть рассказ и о том, как я ужинал в палптке бедуинов, в пустыне.

Эгрант   21.09.2023 14:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.