Семья моя

- Господи, Дашенька, какая же ты красивая! – Наталья восхищенно ахнула, зайдя в комнату дочери.
Даша стояла возле зеркала, ожидая, пока Кира, подружка и стилист по совместительству, закончит с фатой. Последние шпильки вошли в прическу, и Даша повернулась к матери.
- Правда, мам? Хорошо?
- Прекрасно, доченька! Ты - самая красивая невеста! – Наталья произнесла эти слова и невольно улыбнулась. Ведь и ее мама когда-то сказала то же самое… Наверное, каждая мать говорит своей дочери эти слова, глядя на нее в свадебном платье.
Платье выбирали долго. Даша была очень придирчива к одежде. Ее не волновали ни мода, ни чье-то мнение. Главное, чтобы ей самой нравилось. Вкус у нее был отменный, фигура позволяла и поэтому никто ни разу не сказал Даше, что она одета как-то не так. Вот и свадебное платье выбирала она себе не по последней моде – открытое и пышное. Хотелось чего-то иного. Не как у всех. Консультанты в салоне хватались за голову. Как угодить такой невесте? Помогла хозяйка салона, Карина.
- А у меня, кажется, есть то, что тебе нужно.
Она вышла из зала и через пару минут вернулась с еще одним чехлом в который было упаковано платье. Едва Карина его распаковала, Даша ахнула. Оно!
Простые линии, никакой отделки. Дорогая ткань. Даша повернулась, глядя на себя в зеркало. Без сомнения, то, что нужно! Платье сидело так, словно сшито было именно на нее. Даже переделывать ничего не нужно.
- Что скажете?
- Я беру!
Карина улыбнулась. Легкая грусть промелькнула в глазах и тут же исчезла. Зачем этой девочке знать, что платье она заказывала для себя. Только вот свадьбы не будет. Нельзя выходить замуж без доверия и любви. А если нет одного, то не будет и другого. Ах, Аслан – Аслан, зачем же ты так? Ведь любила, хотела семью, детей, а ты обманул, метался между двумя, не зная, кого выбрать. Что ж, теперь твой выбор сделан… Карина тряхнула головой, прогоняя грустные и пустые мысли. Какой смысл сожалеть о том, что было? Надо жить дальше.
- Под это платье есть изумительная фата. Сейчас принесу.
Даша подмигнула матери:
- Разве я не говорила, что найду то, что хочу?
Наталья кивнула дочери. Как же счастлива она сейчас… Потом будет вспоминать эти дни, как самые счастливые. Наталья невольно вспомнила себя перед свадьбой. Тогда нельзя было купить любое платье вот так просто. Было или то, что предлагали в салоне для новобрачных, или шили платье сами. Мамина подруга работала в ателье и платье для Наташи шила она. Кто-то из тетушек достал ткань, кто-то фурнитуру, что было еще сложнее. Платье получилось великолепное. Только вот счастья оно Наташе так и не принесло. С мужем они разошлись, едва Даше исполнилось два года. Новая любовь, новые страсти… Наталья стала не нужна, как и ребенок, которого она родила. Даша росла без отца. Он лишь исправно платил алименты. Еще бы! Не делай он этого, кто-то мог бы косо посмотреть и усомниться в его порядочности. А так все было на своих местах. Просто перемены в жизни, просто другая семья. Так ведь бывает. Но, общаться со своей дочерью Григорий отказывался категорически.
- Мне не нужны лишние проблемы.
Наталья настаивать не стала. Чем отец, который не любит, так лучше и вовсе никакого.
Она попыталась было наладить свою жизнь так, чтобы у Даши появилась достойная замена. Но, с отчимом у Даши не сложилось. Человек, с которым Наталья сошлась и прожила чуть больше года, вообще не любил детей. Ему очень нравилась сама Наталья, он даже любил ее по-своему, но воспитывать ее дочь он не хотел. И после того, как однажды в разговоре, он предложил отдать девочку в семью отца, Наталья молча собрала ему вещи и выставила из своего дома.
- Ничего, доченька, мы и так проживем. И никто нам не нужен.
Даша мало что понимала в тот момент, кроме того, что мама выбрала ее. И почему-то очень хорошо это запомнила. Может быть поэтому в подростковом возрасте, и когда Даша стала старше, у Наташи не возникло с ней никаких проблем. Мама для Даши была самым дорогим и близким человеком.
- Дашуня, пора. А то вы опоздаете. – Наталья легкими движениями поправила фату дочери и коснулась губами ее лба. – Будь счастлива, моя девочка!
Даша всплеснула руками и рассмеялась.
- Мам! Я сейчас разревусь и Кира меня прибьет. Она целый час меня красила так, чтобы непонятно было, что я накрашена. Все же потечет.
Обняв Наталью, Даша шепнула:
- Я постараюсь…
День свадьбы мелькнул мгновением. Наталья вошла в опустевшую квартиру, закрыла за собой дверь и села на банкетку в прихожей. Вот и все. Осталась она одна. Даша будет жить с мужем в квартире бабушки, которую Наталья отдала молодым. У Дениса, теперь уже Дашиного мужа, не было своего жилья и, когда дочь заикнулся было о том, что жить они будут с его родителями, Наталья ничего не сказала, а вечером, после того, как будущий зять ушел, вручила дочери ключи от квартиры.
- Не надо, доченька. Живите сами. Отдельно от всех.
- Мам, а как же квартиранты?
- Я с ними давно договорилась. Они успеют съехать до вашей свадьбы.
- Но, это же деньги… Твои. А мы уже все распланировали. Хотели снимать что-то пока.
- А много ли мне надо, родная? Обойдусь. Я пока в силах, работаю. Справлюсь. А вы – живите. Зачем вам съемное жилье, если есть свое?
Даша заплясала на месте, сжимая в руках ключи.
- Мамочка, спасибо! Теперь моя мечта о собственном доме стала немножечко ближе.
- Доме?
- Да! Большом, светлом, чтобы всем хватило места. И чтобы три детских, не меньше! – Даша вдруг покраснела и прижалась к матери. – Много?
- Дашуня, да сколько бы не было! Лишь бы ты и детки здоровы были!
- Хорошо, что ты меня понимаешь…
- А еще хорошо, что у твоих детей будет еще довольно молодая бабушка. – Наталья рассмеялась и поцеловала макушку дочери. – Дом – значит дом. Живи, девочка! Так как хочется тебе – живи!
Наталья не стала рассказывать дочери о разговоре с будущими родственниками, который состоялся накануне.
Сватовство решили проводить как положено, в доме невесты. Наталья весь день провозилась на кухне. Она любила и умела готовить, но с Дашей им много было не нужно, поэтому возможность блеснуть кулинарными талантами выдавалась не так часто.
Родители Дениса показались ей на первый взгляд хорошими людьми. Но, первое впечатление быстро улетучилось, после того, как будущая свекровь Даши, поковырявшись в тарелке, поджала губы.
- Странно… Все не по-нашему…
Наталья удивленно подняла брови. Рыба, запеченная по фирменному рецепту бабушки, никогда и никого не оставляла равнодушным. Равно, как и мясо, над которым Наталья колдовала почти сутки. Отец Дениса молча ел, подкладывая себе в тарелку то одно, то другое. Ему Наташина стряпня явно нравилась.
- А Даша тоже не умеет готовить? – Елизавета Павловна отодвинула тарелку. – Придется всему учить. Ну, ничего-ничего, мы разберемся. Дом у нас большой, места всем хватит. Даже к лучшему, что они поживут с нами. Дашенька обвыкнется, поймет, как надо за Денисом ухаживать. Он ведь у меня балованный. Единственный сын, куда же без этого? А Даша ведь у вас тоже единственная дочь?
- Да.
- И воспитывали вы ее одна? Без отца?
- Так получилось.
- Конечно, родительский пример полной семьи очень важен. Как девочка может научиться правильно вести себя, если в доме мужчины никогда не было? Дашенька нам, конечно, очень нравится, но я же понимаю, что воспитанной одной мамой девочке очень сложно привыкнуть жить в семье.
Наталья удивленно слушала, стараясь сдержаться, потому, что Даша уже трижды легонько тронула ее ногой под столом. Молчи, мама. Она еще до встречи предупредила Наталью, что Денис очень не похож на своих родителей.
- Он очень хороший, мам. Ты потом поймешь. И, пожалуйста, не огорчайся, что бы ты там не услышала, хорошо? Ему с ними тоже сложно, но деваться-то некуда…
Только сейчас Наталья поняла, о чем говорила ей дочь. Ей хотелось встать, хлопнуть ладонью по столу и прогнать этих людей из своего дома. Но, Даша всегда была умной девочкой, и Наталья была уверена, что, сделав выбор в пользу Дениса, она взвесила все «за» и «против» не один раз.
Убирая со стола, Наталья замешкалась на кухне и вздрогнула, когда за спиной раздался голос Елизаветы:
- А теперь мы можем поговорить без детей?
Ее муж, Сергей, стоял у нее за спиной, молча глядя на Наташу, и в его глазах было что-то похожее на извинение. Ему явно не нравилось то, что происходит, но перечить жене он то ли не хотел, то не считал нужным. Поэтому Наталья молча кивнула и приготовилась слушать.
- Наталья… Я без отчества, ведь какие теперь между нами церемонии… Понимаете, я ведь мать… Так же, как и вы… И очень переживаю, как сложится жизнь моего единственного ребенка. Я должна быть уверена, что все у него будет как надо. И сейчас он делает самый сложный выбор в своей жизни. Хотя, конечно, он может быть и не единственным, но так хочется, чтобы он не проходил снова и снова через это…
Елизавета замялась, не видя реакции от Натальи. Откуда ей было знать, что Наташа с детства сделала для себя один интересный вывод – если человека не перебивать, то он скажет намного больше, чем хотел изначально. Эту тактику она успешно применяла в своей рабочей практике и благодаря этому люди приходили в кабинет заведующей поликлиники зная – здесь их выслушают самым внимательным образом и помогут, если это в силах Натальи Ивановны.
- Вы не подумайте, Даша нам очень нравится. – Елизавета решила все-таки продолжить свой монолог. – Но, слишком много вопросов у меня накопилось и получить ответы на них я могу только от вас.
- Я вас слушаю. – Наталья снова подавила в себе желание оборвать этот разговор. Сердце ныло, предупреждая о том, что не только Елизавете нужно волноваться за своего ребенка.
- Я понимаю, что с Дашиным отцом вы давно в разводе и связи с ним не поддерживаете, но что-то же о его семье вы знаете?
- Разумеется.
- Были ли там серьезные заболевания? Почему вы разошлись? Он пил? Был асоциален?
- Ничего такого.
- А подробнее? Нам важно знать, как наследственность Даши скажется на детях и стоит ли Денису их заводить именно с ней. Вам ли не знать, как врачу, как это важно! Я закрою глаза на то, что Даша воспитана в неполной семье и вы, в силу своей занятости, не могли уделять ее воспитанию достаточно времени. Я все понимаю. Но, и вы меня поймите тоже. Девочка входит в мою семью, и я должна знать, что от этого следует ожидать.
Наталья поняла, что вот сейчас ее терпение окончательно лопнуло и то, что зрело внутри весь вечер, сейчас может поставить точку во всех планах дочери на будущую семейную жизнь. Она глубоко вздохнула, приготовившись уже было дать отпор этой странной женщине, которая переживая за своего ребенка, оставила в стороне все возможные нормы деликатности и приличий. Но, не успев ничего сказать, Наталья наткнулась на испуганный взгляд Даши, которая появилась в дверях кухни и отчаянно замотала головой, прося мать остановиться. Она не слышала, о чем они разговаривали, но по одному взгляду на Наталью поняла – быть буре.
- Мам?
- Да, Дашенька. - Наталья кивнула дочери. - Я почти закончила здесь. Сейчас чай накрою. Иди, достань пока бабушкин сервиз, хорошо?
Наталья вдруг успокоилась и, как только Даша вышла из кухни, повернулась к Елизавете.
- У Даши прекрасная наследственность. Если вам нужно в этом убедиться, я предоставлю для этого все данные. Поэтому, вам переживать не о чем. И я не стану спрашивать вас о вашем семейном древе. Думаю, молодые в этом разберутся сами. Елизавета, — Наталья жестом остановила попытавшуюся было что-то сказать будущую родственницу, — я понимаю все ваши страхи и опасения. Но, я надеюсь, они не станут причиной того, что вашему сыну придется снова и снова делать тот самый важный выбор, о котором вы говорили.
Наталья взяла со стола блюдо с домашним «наполеоном» и кивнула Елизавете на дверь:
- Не будем заставлять детей ждать. Поможете мне?
Вручив блюдо Елизавете, Наталья заглянула в заварочный чайник, чтобы убедиться, что чай готов, и, взяв его в руки, поймала вдруг одобрительный и какой-то благодарный взгляд Сергея. Она вышла из кухни и до конца вечера постаралась дать понять Елизавете, что продолжения разговора не будет. Все сказано.
До свадьбы они больше так и не увиделись. Даша и Денис давно работали, все расходы оплачивали сами и поэтому помощи родителей с подготовкой не просили.
Дом Даша с Денисом начали строить два года спустя. Бабушкину квартиру они продали, приобретя на вырученные деньги участок под строительство. Беременная Даша, которая собирала информацию о строительстве несколько лет, так вжилась в роль прораба, что даже бывалые строители, посмеиваясь, делали так, как хотела «хозяйка». Конечно, закончить до родов стройку не успели и из роддома Дашу, несмотря на возмущение Елизаветы, Денис привез к Наталье.
- Вы меня простите, что к вам, а не к себе. – Денис осторожно положил сверток с новорожденной дочкой на кровать в спальне Натальи, которую она уступила молодой семье. – Но, Даше, да и мне тоже, так будет спокойнее.
- Все правильно сделал, Денис. – Наталья улыбнулась, глядя на его нерешительность. – Чего испугался, папа? Разворачивай, дочку-то. Жарко ей.
- Я боюсь… - Денис замер над малышкой.
- Зря. Она твоя, а значит плохо ты ей не сделаешь. Инстинкты, Денис. Пробуй.
Наталья ухватила за руку дочь, которая вошла в комнату, и шепнула ей:
- Не мешай!
И с первым купанием, и с первой прогулкой Денис справился на ура. Приехавшая на следующий день проведать внучку Елизавета покачала головой:
- Не мужское это дело, с ребенком-то.
- Стереотип, — веско бросила Наталья и улыбнулась зятю, который бережно держал на руках ребенка.
Рассказывать о том, как ей хотелось отобрать у неумелых пока родителей маленькую Софию, она не стала. У всех бабушек руки чешутся, ведь они точно знают, как надо, напрочь забывая о том, что когда-то и сами были такими же неумелыми, ничего не знающими и всего боящимися.
Сонечка росла здоровым, крепким ребенком. Отпраздновали новоселье, и Даша через полтора года задумалась о втором ребенке, но тут пришла беда.
- Мама, у Сони температура. – Наталья невольно стиснула в руках трубку. Голос дочери звучал нотками такой паники, какой Наталья никогда от Даши не слышала.
- Высокая?
- Да. И не сбивается.
- Вызывай скорую. Еду!
Наталья вела машину через ночной город, а сама молилась. Только бы ничего серьезного! Только бы…
Ее молитва не была услышана, или же где-то там решили, отложить ответ на нее в сторонку до поры до времени.
Скорая, реанимация, и двое суток ожидания после слов врача:
- Ждите, делаем все возможное…
Даша статуей замерла в коридоре у дверей реанимации, куда ее не пустили. Наталья не пыталась увести ее, лишь приносила периодически кофе или чай и заставляла что-то съесть.
- Тебе нужны силы. Когда Соню переведут в палату, ты нужна будешь ей сильной.
Денис метался между работой и больницей. Наталья обнимала зятя, когда видела, что он вот-вот сорвется:
- Держись! Если сорвешься ты, Дашка с ума сойдет.
Елизавета приехала с больницу сразу после того, как туда привезли Соню.
- Что это? Откуда? Почему ребенок заболел? В чем причина? Это наследственное или инфекция?
- Лиза, помолчи, а? – Наталья впервые за все время не сдержалась. – Какая разница?
- Да как же… - Елизавета глянула на Дашу, которая, закрыв глаза, привалилась к стене и что-то беззвучно шептала, на Дениса, что стоял рядом, молча держа ее за руку, на Наталью, которая смотрела на нее так странно и так сердито, как ни разу не позволила себе за все время их знакомства, и вдруг осеклась. – Прости…
Наталья молча кивнула. Что сделаешь, если человек не сразу понимает, что можно сказать, а что нельзя? Свою голову ведь не приставишь…
Соня, перепугав всю семью, пришла в себя через двое суток и тут же потребовала к себе маму. Девочку перевели в палату, и Наталья с облегчением выдохнула. С остальным справятся.
Через пару дней она приехала в больницу проведать внучку. Поиграв с Соней и проследив, чтобы Даша поела, Наталья собралась было домой, но дочь остановила ее.
- Мама, погоди. Сейчас Денис приедет. Мы хотели поговорить с тобой.
Узнав причину, Наталья на минуту закрыла глаза. Счастье…
- Мамочка, так ты поможешь?
- Конечно! Могла бы и не спрашивать!
- Спасибо! – Даша облегченно вздохнула. – Все-таки двое детей, а Соне еще столько внимания понадобится… Я не справлюсь без тебя.
- Еще как бы справилась, ведь не одна же. Вон муж у тебя какой!
Денис высунул лохматую голову из-под одеяла, которым его накрывала Соня, играя с папой в прятки, и спросил:
- Так, вы не против?
- Переехать к вам? Против! Но, придется, видимо. – Наталья не стала спрашивать, почему Денис не пошел с этой просьбой к своей матери. – И только на время. Пока Соня не поправится. Считайте, что я сезонный работник.
- Мама!
- Что? Не придумала, с чем еще сравнить. Я понимаю, что тебе сейчас нужна будет помощь, но и жить с вами все время я не собираюсь. Это неправильно.
- А я была бы счастлива, если бы ты все время была рядом…
Наталья обняла внучку и поднялась.
- Я и так все время рядом. И буду, даже не сомневайся. Но, Дашка, я же старый холостяк. А у вас своя семья. И это правильно, так и должно быть. Одно дело помощь, а другое – жить всем вместе. Все, закрыли тему. Сезонный работник, да, Соня? – Наталья поцеловала внучку и распрощалась.
Дома она принялась собирать вещи, когда зазвонил телефон.
- Наташа? Это странно, ты не находишь? Почему ты? – Елизавета была, как всегда, весьма конкретна. – Я думаю, от меня пользы будет больше. У тебя работа, а я свободна и про детей я знаю гораздо больше тебя.
- Лиза, это не мой выбор. Тебе не кажется, что этот вопрос надо обсуждать не со мной? Мое дело помочь, когда просят.
- Денис меня даже слушать не стал! Я не знаю, каким медом ему у тебя намазано, но это очень странно. Родная мать по боку! Это как?
- Не знаю. – Наталья вздохнула. – Может, лучше у него и поинтересоваться?
- С тобой просто невозможно разговаривать! – Елизавета начала терять терпение. – Я считаю, что ты должна им отказать. Сослаться на занятость.
- Лиза, ты себя слышишь? Я не буду спрашивать, почему я должна это сделать, я спрошу другое. Когда ты была последний раз у Сони?
- А зачем? Там же ты все время. Я даже поесть не могу ей привезти, потому, что ты уже все сделала.
- Вот тебе и ответ. Извини, не могу больше говорить. Пока.
Наталья отложила в сторону телефон и задумалась. Разладить шаткий мир в семье просто. А вот выстроить его потом заново иногда почти невозможно. И пусть Лиза этого не понимает, но она-то сама понимает это слишком хорошо. Наталья решительно взяла телефон и набрала зятя.
- Денис, нам нужно поговорить.
Три года спустя.
- Бабушка, а сегодня ты меня на танцы везешь или бабушка Лиза?
- Сегодня я. А бабушка Лиза с Павликом гуляет. Маме на работу надо.
- Значит, обедать я сегодня у тебя буду?
- Да.
- Ура! А булочки будут? Такие, как ты в прошлый раз делала?
- Понравились? Значит, будут. – Наталья вела машину, поглядывая в зеркало заднего вида на внучку, сидящую в детском кресле на заднем сиденье.
- Бабушка…
- Что, родная?
- А в зоопарк мы на выходных с тобой пойдем или с бабушкой Лизой?
- Все вместе пойдем. И дедушку с собой возьмем. Ему тоже прогуляться не помешает.
- И ты мне купишь шарики?
- И мороженое. И сахарную вату.
- Здорово! – протянула Соня. – Только Павлику шарики тоже надо, хорошо?
- Хорошо! – Наталья улыбнулась.
- Бабушка…
- А?
- А можно я тебе секрет скажу? Самый-самый секретный?
- Можно!
- У меня скоро будет еще один брат или сестра.
Наталья удивленно подняла брови. Вот так новость! Даша и правда в последнее время стала улыбаться чуть загадочнее, чем обычно, но пока ничего ей не говорила. С тех пор как Наталья отказалась переезжать к дочери с зятем, все-таки настояв на помощи на расстоянии и силами обеих бабушек, Даша стала еще больше уважать мать, но советовалась и первым новости сообщала теперь Денису, а не Наталье.
Все было поначалу очень непросто и без скандалов не обошлось, но они все вместе справились. Кому-то пришлось подстроиться, кому-то научиться молчать там, где надо. На кону стояло здоровье Сони и жизнь будущего ребенка. И, в итоге, у Сони и Павлика в наличии теперь были две бабушки и один замечательный дед.
- Откуда знаешь? – Наталья сделала тише музыку.
- Мама с папой вчера разговаривали. Думали, что я сплю. Бабушка… А можно я буду хотеть сестренку?
- А почему ты спрашиваешь?
- Просто, если там братик, то ему же будет обидно. Ну, что я его не хотела…
Наталья снова улыбнулась. Хорошая девочка у них растет!
- Сонечка, а ты Павлика любишь?
- Очень!
- Значит, и нового братика, если вдруг там будет мальчик, ты тоже будешь любить, а он тебя. Так?
- Так!
- Тогда, давай подождем, пока маме скажут, кого вы ждете, ладно? И, знаешь, что?
- Что?
- Я всегда мечтала, чтобы у меня был брат, а лучше два.
- Правда?
- Честно-честно.
- Тогда ладно. – Соня завозилась в кресле, пытаясь поудобнее устроить свои любимые игрушки. Зайца ей подарила бабушка Наташа, а медведя – бабушка Лиза. – Буду ждать и братика тоже.
- А еще знаешь, что? – Наталья свернула на улицу, где стоял дом Даши и Дениса. – Это так здорово! Как подарок к новому году. Пока коробку не откроешь – не узнаешь, что там.
- А ты мне подарок уже купила? – Соня хитро глянула на бабушку, которая отстегивала ее, чтобы высадить из машины.
- К Новому году? Нет пока. Рано. А вот ко дню рождения уже купила. А хочешь секрет?
- Да!
- Бабушка Лиза купила тоже. Только что, чур, я не скажу!
- Ну вот! – Соня надулась.
- А что ты дуешься? Твой день рождения уже совсем скоро. Вот и узнаешь.
- Ладно! – Соня взяла за уши своего зайца и затопала к калитке.
Наталья достала из багажника рюкзачок с Сониными принадлежностями для бассейна и кивнула идущей навстречу Лизе с Павликом на руках.
- Привет, бабушка!
- И тебе привет! Сама такая! – Елизавета улыбнулась. – Мы гулять.
- А мы – на танцы. Только переоденемся.
Наталья смотрела, как прижавшись к Лизе, Соня что-то быстро рассказывает, проглатывая половину слов в спешке, и думала о том, как сложно и как просто все. Любить тех, кто рядом, просто слушать и слышать, просто видеть и знать, что ты нужен и нужны тебе… Быть семьей…


Рецензии
...как сложно и как просто все. Любить тех, кто рядом, просто слушать и слышать, просто видеть и знать, что ты нужен и твои близкие нужны тебе... Быть семьёй...
В этом вся соль. Спасибо Вам, уважаемая Людмила Леонидовна, за Ваше такое важное и интересное произведение.
Желаю Вам крепкого здоровья, мира и добра.

Ирина Карпова 4   27.07.2023 21:19     Заявить о нарушении
А ещё Вы показали читателям, что в семье необходимо стремиться, чтобы хорошо было тем, кто рядом с тобой, а не только и не столько тебе самому.

Ирина Карпова 4   27.07.2023 21:22   Заявить о нарушении
Ирина, благодарю Вас за отзыв!
И Вам здоровья и всего самого хорошего!
С уважением,

Людмила Леонидовна Лаврова   29.07.2023 17:27   Заявить о нарушении