Таврическая сага. Часть 2. Битва. Гл. 6

         6. Тризна
 
                До поздней ночи жители городка, окрестных поселений и уцелевшие воины сколотов обходили округу в поисках своих сородичей, раненных или погибших. Некоторых воинов найти не смогли, их поглотило море. Ловили коней потерявших убитых или раненных в бою всадников, возвращали родственникам погибших воинов. Искалеченных и тяжело раненных коней добивали, прекратив их муки.   
                Раненных воинов-сколотов поили обезболивающими настоями трав, перевязывали, умащивая раны лечебными отварами и мазями, накладывали жёсткие повязки на повреждённые кости. Тех, кто не мог передвигаться самостоятельно, уносили на носилках или везли в свои родные дома на повозках.
                С убитых врагов снимали доспехи, собирали оружие, разбросанное по луговине. Доспехи и оружие, очень ценные вещи, глупо бросать всё без пользы. Всё имело большую цену, от наконечников стрел, до шлемов, щитов и панцирей. Оружие врагов отдавалось родственникам погибших сколотов в равных долях, ибо погибший воин заслужил всё, это его победа. Выжившие должны довольствоваться тем, что уцелели и будут славить погибших.
                Прибежавшие на поле брани Белозер и Ладимира  обработали раны Рорика и Бояны, напоили их обезболивающим настоем. Тур отослал Рорика домой, с вестью, а Бояна не поехала, сказала, что пока не найдут Вовчика и Бранко, останется в городке  у бабушки и деда Белозера.
                Милава нашла своего Баско. Баско погиб, его поразило копьё, брошенное римским наёмником в спину. Родичи Бранко искали своего сына, но никак не могли найти. Нашлись люди, видевшие Бранко в группе воинов плывших на лодках в сторону кораблей римлян. Снарядили несколько лодок с пловцами, чтобы осмотреть останки сгоревших кораблей, и если повезёт, найти своих раненных, или погибших.
                Вскоре стемнело, по периметру луговины и на берегу бухты горели костры. Люди готовились к тризне по погибшим, утром тела развезут по родным домам, от бухты Гепарда, до Ари-Анты. Городок, где жила Бояна, беда тоже не минула. Погибшие были во всех родах и семьях, взрослые и уные, много сколотов полегло в бою за свою свободу.
                Ранним утром, жители бухты связали плоты, нагрузили на них тела убитых врагов, обложили хворостом. Плоты и римские корабли вывезли в море, таща  верёвками привязанными к рыбацким лодкам. В море плоты и корабли подожгли. Нет чести врагу, совершившему убийства  мирных жителей, море поглотит их в своих глубинах.
                Пловцы так и не нашли тела некоторых сколотов, погибших в бою с корабельщиками римлян, в их числе и Бранко. Они осматривали каждый обломок, плавающий в бухте, ныряли в глубину, обходили прибойную полосу берега.  Море и течение отправило их тела к Тагимасаду1.
                Вовчика все же нашли, его вместе с конём вынесло течение в скале Дива, на заходном краю бухты.  Вовчик был тяжело ранен в ногу копьём и был без сознания. Конь Вовчика, получив глубокие раны в брюхо, все же смог доплыть с раненным всадником до берега и скончался в больших камнях у подножья скалы.
                Ладимира и Белозер забрали Вовчика к себе в городок, в дом, они постараются выходить унука, везти Вовчика домой  в городок опасно.  Тур ходил мрачный и молчаливый. Рорик и Бояна были легко ранены, а вот Вовчик крайне тяжело, что будет с ним пока не ясно, на всё воля богов. Бояна, увидев Вовчика, рыдала навзрыд, уже потеряв надежду, что его найдут  и радовалась что нашли,  опять рыдала, видя, что братик едва жив. Она пока не верила, что её Бранко пропал, погиб в море, всё надеялась на чудо.
                По тропе, в сторону Алупики, городка Бояны, как прозвали его греки, и Ари-Анты потянулись всадники, воины возвращались домой, не погибшие на своих конях, погибшие и тяжело раненные, в повозках, одолженных в городке бухты Гепарда.
                Молча доехали жители городка Бояны до своих ворот, где их ждали старики, матери, да малые детишки. Женщины причитали по погибшим, рыдали, от радости увидев живых. Над городком стоял стон и плач. Заряна, увидев мужа и дочь живыми, бросилась к ним, заливаясь слезами.
- Тур, Бояна, а где Вовчик, что с ним, что случилось, куда вы его дели!?
- Заряна, не рыдай, жив сын наш, у Белозера оставили. Ладимира его выходит, опасно его было везти домой.
               Увидев рану на лице Бояны, Заряна опять запричитала.
- Доченька моя, солнце ты моё ясное, что с лицом твоим светлым, изувечили варвары подлые красавицу мою.
- Мама не причитай, жива я и хорошо, слава богам. Не плачь. А шрамы, они украшают лица воинов, они как награды за подвиги. Не опозорила дочь твоя род наш. Не плачь.
               Женщины занимались подготовкой к тризне, отмывали погибших от крови, одевали в нарядные одежды, готовили жертвенные подношения, предметы оружия и быта. Все мужчины ушли к родовым захоронениям, вытёсывали плиты для дольменов, готовили места упокоения родичей.
               На следующий день понесли погибших и жертвенные предметы к дольменам. Тела укладывали на бок, лицом к восходу, укладывали оружие в дольмены мужчин и уных. В дольмены с уными девушками укладывали их оружие и предметы, сопутствующие девушкам в жизни и там, у богов.
               После закрытия дольменов каменными крышками все жители городка приступили к тризне2. Принеся жертвы богам, и поминая погибших, пили мёды, ели мясо, славя богов и ушедших в иной мир, небесный.
               На берег накатилась тревожная, мрачная ночь. Молчало всё: природа не издавала звуков, даже волки в горах не выли. Луны на небе не было, у жилищ не горели костерки. Жители молча разошлись по домам, думая свои, горькие думы.
Что грядёт в близком будущем? Какие беды принесут ветры с Захода. Рим опомнится через некоторое время и будет мстить. Мстить жестоко, беспощадно и неотвратимо. Дикости и бесчеловечности Рима нет краёв. И это когда-то наступит.
               Старейшины родов по всем городкам от Палак-кула, до Гургдзаха, решили созвать большой Вет3 и обсудить, как поступать дальше, как защититься от бесчинства римских наёмников.
               Пояснения:
1. Тагимасад (в греческой мифологии Посейдон) – божество водных стихий. 
2. Тризна – часть погребального обряда у древних славян до и после похорон (поминки). Сопровождалась песнями, плясками, военными играми, жертвоприношениями, пирами.
3. Вет (древ. рус.) – вече, собрание, совет где решались важные общие дела.


Рецензии