Образы, образы, образы

               
Ровно четыре года назад в шоу «Голос. Дети-5» победил Рутгер Гарехт, двенадцатилетний паренек из Оренбурга. Для меня, как и для большой армии  поклонников этого удивительного артиста (певца, танцора, скрипача, гитариста, актера, спортсмена) эта дата навсегда останется в памяти как ярчайшее событие. Шутка ли: впечатляющая победа с огромным перевесом – 49,1%! А последующий яркий творческий взлет просто поражает: участие в концертах на телевидении, на сценах Москвы, Питера, Витебска, Тбилиси и многих городов России, записи клипов, съемки в фильме «Назад в степь к сарматам» режиссера А.Прошкина, победа в зрительском голосовании в отборе на детское Евровидение, многочисленные интервью, статьи и даже шесть(!) книг, написанных поклонниками.  А еще эти прошедшие четыре года подарили нам огромное количество самых разнообразных образов, наполненных эмоциями, исполненных с достоверной точностью, поражающих настоящей магией перевоплощения. Их так много, что вряд ли получится рассказать обо всех в одном эссе, поэтому остановлюсь только на нескольких. Но и они позволят получить представление о богатой копилке поистине актерских ролей, сыгранных молодым исполнителем.

Наверное, в первую очередь стоит упомянуть образ, с которого началось наше знакомство с Рутгером – с Милого. Так поклонники стали называть лирического героя песни «Она милого узнает по походке». Именно в ней впервые предстал перед зрителями юный исполнитель на слепых прослушиваниях.  Босоногий парнишка в белой холщовой рубахе и таких же штанах сразу приковал к себе внимание не только качественным вокалом, но и свободным движением на сцене, танцевальными и акробатическими элементами. Этот удалой образ до сих пор присутствует в репертуаре Рутгера, взрослея вместе с ним.

А потом был Журавлик. И опять образ лирического героя из песни «Журавль по небу лети» именно так назвали поклонники Рутгера и долго потом в комментариях, стихах и статьях называли его ласково – наш Журавлик. Ему желали высокого полета на просторах эстрады. И ведь свершилось! Полет был стремительным и ярким и продолжает оставаться таким уже четыре года.

Победу же в суперфинале «Голоса» Рутгеру принесла песня О.Газманова «Офицеры». Образ юного патриота в строгом сценическом костюме, элегантного, проникновенно исполняющего очень серьезную песню, его выразительную мимику вряд ли забудешь, даже если посмотришь номер один раз. А как мощно летит над залом раскатистое «эр» в словах «офицерррры, рррроссияне», «Рррроссия», «аккоррррдами верррры».  И еще сильное эмоциональное воздействие этого образа испытываешь от блеска в глаза паренька: то ли от слез, то ли от едва сдерживаемых чувств, которые заметны также в сжимаемых и разжимаемых кулаках. После этого и у зрителей чаще всего слезы наворачиваются на глаза.

Образ патриота удается Рутгеру во многих песнях. И вот тут я сделаю оговорку: это не песенный или сценический образ, это сама сущность Рутгера, его гражданская позиция, воспитанная в семье. В ней свято чтят память предков, воевавших на фронтах Великой Отечественной. И сам Рутгер 9 мая идет в рядах Бессмертного полка с портретом прадеда. Поэтому так убедительно, не по-детски мощно звучит его голос в песнях «Аисты», «От героев былых времен», «Поклонимся великим тем годам», «Темная ночь», «Бухенвальдский набат», «День Победы» и других, посвященных войне.

Красив и выразителен образ настоящего сына Земли в песнях «Притяженье Земли» и «Земля – наш общий дом».  На какой высокой ноте, до мурашек звучат слова: «Мы – дети Галактики…мы дети твои, дорогая Земля!».  И так приятно читать в комментариях высокую оценку такому исполнению. Этих комментариев  уже тысячи, но общий смысл таков: за судьбу Земли и страны можно быть спокойным, пока есть такие парни, как Рутгер. Эти слова дорогого стоят.

Отдельно хочу выделить песенные образы, которые имеют к Рутгеру прямое отношение. Это и паренек, который рассказывает о любви к своей Родине (клип «Родина»), и счастливый сын, окруженный любовью и заботой родителей (клип «Папа, мама, горизонт»), и артист, отправляющийся куда-то далеко на концерт (клип «Самолет»), и подросток, поссорившийся с мамой и нашедший в себе силы прийти с прощением к ней (клип «Мама»), и озорной брат, любящий сестру и понимающий ее с полуслова (номер «Сестра»). Перед нами проходит биография самого артиста в разных жизненных ситуациях. Как же все реально, жизненно  исполнено. А все потому, что песни эти написал для Рутгера композитор Роман Артюхов, на глазах у которого парень и растет.

Очень полюбились поклонникам настоящие актерские образы из кинофильмов, которые молодой исполнитель по-настоящему играет в песнях «Парус», «Купидон», «Про зайцев» , «Первым делом самолеты» и др. Сколько задора, экспрессии, а какие выразительные средства: танец, жесты, мимика, взгляд. И ведь все так естественно, что не сомневаешься: он не просто исполняет номер, а вживается в образ и проживает на сцене целую жизнь. Это настоящие мини-спектакли, о чем еще на «слепых» сказала Пелагея, назвавшая Рутгера тогда настоящим артистом.

Еще один любимый многими образ – капитан Грэй. Бал выпускников «Алые паруса» в Петербурге. У штурвала под алыми парусами стоит юный капитан и поет песню «Ребята, надо верить в чудеса!» Этот романтичный герой красивого театрализованного представления произвел такое впечатление, что поклонники объединились в команду и Рутгера назвали своим капитаном. Ах, сколько об этом написано! Это был настоящий поэтический бум – кто как мог, талантливо или не очень, но старался передать свои восторги. И вот уже который год плывет по волнам творчества корабль капитана Рутгера-Грэя вместе с его преданной командой.

Нельзя не упомянуть и такие образы, где Рутгер демонстрирует свои танцевальные способности. А они такие разные. С Милого все началось, а потом было поистине пижонское дефиле в номере «Месяц май», сложный по набору элементов хореографический рисунок в клипе «Монатик. Кружит», какой-то феерический танец в клипе «Джексон» и яркие танцевальные вставки в песне «Дорога – моя судьба». Отдельно стоит сказать об удалом морячке, который просто летает по сцене, выделывая замысловатые коленца в известном танце «Яблочко», который в репертуаре Рутгера уже прижился и очень понравился зрителям своей безудержностью. Постановка сложная, продолжительная и красивая. Ну а народный танец, исполненный в лагере «Орленок», под песню «Выйду на улицу», которую Рутгер еще и пел, произвел настоящий фурор. Вместе с профессиональным танцором Тимофеем они сделали то, что называется «порвали зал». Овации не смолкали долго, артистов вызывали на «бис!» В танце было столько огня, что он зажег сердца всех присутствующих. Рутгер просто светился от счастья, что все так замечательно получилось – ведь номер был внеплановый, поставленный перед концертом. И это вообще отличительная черта Рутгера – включаться в любой номер сходу, будто репетировал не раз. Ну а в танце юный артист просто растворяется. Ясно – танцем он всегда наслаждается. И еще – ему по плечу хореография любого жанра.

А совсем недавно Рутгер удивил совершенно неожиданным образом –  молодого рокера. И опять стоит оговориться, что это даже и не образ, а сама сущность музыканта. Увлечение гитарой, а затем и стремление петь совсем в другом направлении, подарили нам «обновленного» Рутгера –  заметно повзрослевшего, изменившего не только репертуар, но и имидж. Теперь он поет часто на английском языке, который, по словам специалистов, хорошо чувствует. И даже первые свои песни начал писать на этом языке. Кстати, не только молодежь пришла в восторг от такого парня с гитарой наперевес (хоть акустической, хоть электро).  «Нового» Рутгера приняли  поклонники разных возрастов, в том числе и 60+. Стоит ему только подойти с гитарой к микрофону, как зал взрывается. Так было и во время первого турне по городам России, и на сценических площадках в лагере «Орленок». Очень стильный, очень харизматичный, очень искренний и талантливый, поющий не только в новой манере, но и не забывающий старый репертуар. Таков Рутгер сейчас – многолик в своем сценическом выражении.

Конечно, было интересно узнать, а как он сам относится к тому, что создает в каждом номере. И вот какими мыслями поделился юноша: «Мне трудно выделить какой-то отдельный образ: запомнились они все, ведь это часть моей жизни. Сейчас я ударился в рок, поэтому этот образ мне ближе и занимаюсь в основном только этим. Трачу гораздо больше времени на рок, чем делал это раньше на другие номера, и для меня это самое яркое направление. А до этого с большим интересом работал с бардовской песней. Её считаю ответвлением рока, приближением к нему. Среди бардов выделяю Владимира Семеновича Высоцкого: его творчество стало для меня чем-то совершенно новым. На первое место ставлю текст, потому что в таких песнях главное – это текстовый посыл, ведь на то они и бардовские. Хотя, конечно, все звучит в совокупности».

Образы разные, очень колоритные и порой даже неожиданные. Но их объединяет главная черта: они понятны и близки зрителям разных возрастов и музыкальных предпочтений. В связи с этим хочется обратить внимание еще на одну особенность: в какой бы образ не погружался Рутгер, он всегда ведет диалог с теми, кто его смотрит или просто слушает. Конечно, в этом направлении с юным артистом много работает мама. Лариса Павловна и педагог, и консультант, и режиссер-постановщик. Естественно, она много сделала и для появления перечисленных образов (за исключением рокерских). Интересен ее рассказ об этой работе: «Образы не отбирались специально. Бывает такое, что случайно вспомню или услышу песню и сразу же вижу Рутгера, исполняющего ее. Это относится к харАктерным произведениям. Таким, как в кино – они же все ролевые. Например, когда я вижу Миронова, поющего «Парус», я сразу представляю, как это будет делать Рутгер, и понимаю, что это его песня. И "Купидон", и "Песня про зайцев" – в них образы не отбирались, а сразу всплывали в голове. А вот движения – это уже чисто Рутгера работа. Я только обозначаю темперамент и говорю, на каких словах какое ударение делать, чтобы было ярче и выразительнее. Остальное – это его находки: как повернуться, куда руку направить, как бровями повести, улыбнуться или нахмуриться. Песни же на самом деле подбираю по такому принципу: если они «цепляют» и я сразу вижу Рутгера. Это касается и патриотических. Ведь неспроста для диска, выпущенного к 75-летию Великой Победы, были выбраны разнохарактерные песни: чтобы были и грусть, и торжественность, и задор. И, конечно, исхожу из характера самого Рутгера. Высоцкого тоже отбирала скрупулезно: во-первых, он еще не знаком со всем репертуаром этого автора, во-вторых, не все песни пока ему подойдут по текстам. И еще - всегда после предложенного мною последнее слово остается за Рутгером».

Не все, что было создано за прошедшие четыре года, получилось описать. Наверное, стоит хотя бы  перечислить еще несколько: Беспризорник; мальчик, у которого пропала собака; юный барабанщик, поднимающий нас с утра пораньше; настоящий спортсмен, поющий о героях спорта; россиянин, скучающий по белоствольным березам; юноша, который слишком влюблен; бард, с легкостью исполняющий репертуар Высоцкого, и еще много-много других. И, конечно же, мы ждем все новых и новых и желаем юному артисту удивлять нас и дальше.

20 апреля 2022 года


Рецензии