Дитя добра и света

Блоковские слова «он весь – дитя добра и света» вспоминаются мне всякий раз, когда я смотрю на одухотворенное лицо выступающего на сцене Рутгера Гарехта. Стоит добавить к этому и такое наблюдение: его улыбка вызывает желание улыбнуться в ответ, она такая завораживающая, искренняя, теплая. А все потому, что этот юный артист на самом деле излучает добро и свет. И со мной согласятся многие его поклонники, особенно те, кому посчастливилось оказаться с ним рядом. Я ни в коем случае не стремлюсь идеализировать этого юношу – он вне сцены мало чем отличается от своих сверстников, вступивших в период перехода из детства в юность. Но все же есть в Рутгере  то, что позволяет его характеризовать именно  словами А. Блока. Об этом и хочу рассказать.

      Добро сопровождает Рутгера всю его пока еще небольшую жизнь.  С рождения – доброе отношение домочадцев к самому младшему члену семьи. Особенно старались сестры, которые ласково его оберегали. Естественно, такое окружение сформировало в Рутгере ответную доброту, и она  проявляется во взаимоотношениях не только с родными, но и со всеми, кому этот артист дарит свое творчество. Со сцены он посылает такие волны добра и искренности, что среди поклонников, наблюдающих номера по телефону или компьютеру, родилось образное выражение: он своей энергетикой пробивает экран. И мы чувствуем то добро, которое  идет от него, видим свет в его горящих глазах.

     А еще Рутгер покоряет добрым отношением к своим поклонникам. Автограф, фото на память – пожалуйста. Стрим (даже когда не совсем здоров или устал) – тоже не проблема.  А уж если пришедшие к нему на прямую трансляцию начнут сыпать заказами на песни – он остановиться уже не может и часто теряет ощущение времени: планировал на час, не более, а получается иногда и до двух.

Конечно, интересно поговорить и о тех словах, которые идут  в стихотворении А.Блока дальше: «Он весь – свободы торжество!»

В переходном возрасте дети зачастую позиционируют себя людьми, имеющими право на проявление свободы и независимости: от родителей, учителей, окружающих, т.е. от всех тех, кто эту свободу им ограничивает. А так как Рутгер – интересный собеседник, хочется поделиться его размышлениями на эту тему (с разрешения).

«Есть люди, которым свобода не нужна. Но все же в большинстве есть и такие, кто хочет  быть свободным, чтобы достичь цели. Ведь если ты зажат в четырех стенах, ограничивающих твою свободу, ты многого не добьешься…

Абсолютной свободы нет: человек всегда от чего-то зависит. А душевная свобода – это быть там, где тебе нравится…

Когда что-то создаешь, надо быть свободным от чужого мнения, не зависеть от чьих-то слов и предложений. Их можно послушать потом, когда закончил работу  и начинается анализ и совершенствование…

Свобода связана с ответственностью за свои поступки. Каждый твой шаг – это ответственность. Даже если ты сам выбираешь его, ты должен помнить, что живешь в мире не один. Ведь у каждого своя свобода, и нельзя лезть в чужую…

Конечно, до определенного времени (пока не началось взросление) детям нужно ограничивать свободу, т.к. они, прежде чем выйти в самостоятельную свободную жизнь, должны что-то понять. Для этого родители и наставляют их  на путь истинный…

В какой-то степени и эпатаж – это проявление свободы. И если человек это делает, потому что ему так нужно, я его не осуждаю. Эпатаж пропускаешь через себя: я так чувствую и так делаю…»

Эти мысли Рутгера объясняют многое в его нынешнем имидже.

Думаю, со мной согласятся в следующем: подростки  чаще всего пытаются донести то, что у них на душе, взрослым, а те не воспринимают это, т.к. живут по своим правилам и пытаются втиснуть взрослеющего ребенка в традиционные рамки. Подросток сопротивляется, и от этого сложно становится и взрослым. Это тот случай, когда близкие  не всегда успевают за процессом взросления своего чада и не всегда понимают, что же с ним происходит.

Поэтому мне представляется интересным послушать мнение членов семьи о том, как они оценивают взросление Рутгера. Рассказывает сестра Юлия: «Я и не заметила, как Ругер стал совсем взрослым. Другие мысли, другие желания и интересы. Иногда я ловлю себя на том, что не совсем даже его хорошо знаю. Все взрослеют, хотят быть самостоятельными. Помню, когда я поступила в колледж, мне тоже хотелось быть такой, жить не под контролем родителей и заниматься своим любимым делом – сочинять музыку и выступать. Это произошло и с моим братом. Те же желания и стремления. Как он сам говорит, поступление и переезд в Москву – это новая и очень важная ступень в его жизни. Он и в своих песнях говорит об этом. Хотя, наблюдая за его стремлением быть как можно быстрее самостоятельным, по своему опыту могу с полной уверенностью сказать, что это все временно. С возрастом  понимаешь, что нет никого дороже, чем твои родные, и очень хочется всегда быть рядышком и помогать друг другу».

Нелегко бывает маме любого подростка, а уж такого творческого, неординарного, как Рутгер, тем более. Своими наблюдениями и мыслями поделилась Лариса Павловна: «Рутгер всегда был послушным мальчиком, безоговорочно принимал все, что я ему говорила в плане репертуара, внешности, поведения. Но в один момент произошло резкое изменение. Такое ощущение возникло, будто на утро проснулся совсем другой человек. А произошло это тогда, когда он стал увлекаться роком. Наверное, это у него зрело внутри давно и вдруг вырвалось наружу. К этому времени в нем стали просыпаться какие-то новые чувства. А рок подразумевает свободное изложение – это другая музыка, и в текстах зачастую провозглашение свободолюбия. Не одно поколение  заслушивалось песнями в исполнении «Beatles», «Rolling Stones» или еще кого-то.  Это та музыка, которая помогала выплеснуть свои эмоции, накопившуюся внутреннюю энергию. И когда в подростковом возрасте начинает взрослеть ум, появляются философские мысли и возникают вопросы: что есть я? для чего я здесь нахожусь? что происходит вокруг? Раскрываются глаза, которые раньше были по-детски закрыты. Взросление сына произошло для меня очень резко: подошла к нему, как обычно, со своими идеями, а он их резко отвергает со словами: нет! все! Сразу произошли сильные изменения в его внешности, музыкальных пристрастиях. Это проходило так стремительно, что я его и не смогла бы удержать. И поняла сразу же, что мое давление на него приведет к конфликтам. А этого не хотелось. Конечно, разногласия и стычки были, но мы старались быстро примириться. Я ведь видела, что ему сложно справляться со своими эмоциями. И сделала вывод, что мой сын повзрослел. Отошел на второй план  прежний репертуар и прежний имидж. Конечно, Рутгер остался по-прежнему добрым и заботливым с близкими, преданным своим поклонникам, настоящим патриотом и гражданином своей страны. Но внутри у него сейчас бушует что-то новое, он хочет, чтобы его услышали. Он настолько изменился, что мне кажется, будто у него расширилась грудная клетка, и он вдыхать стал глубже. И с каждым вдохом теперь стал вдыхать больше чувств, которыми он хочет поделиться со всеми. И если не дать ему свободы, то он не сможет дышать».

Очень мудро поступила мама, когда столкнулась с проблемой взросления сына. Ее любви хватило для того, чтобы правильно все оценить и принять. Она поняла, что он  стремится быть независимым в своих мыслях, в своем творчестве.  Конечно, нелегко было ей согласиться и с таким заявлением подростка: я буду делать только то, что мне нравится.

Найти общий язык получилось не сразу, но постепенно ситуация менялась. Рассказ продолжает Лариса Павловна: «Сначала было сложно, т.к. я консервативный человек. Но потихонечку начала делать шаги по сближению. Стала слушать его музыку, и она мне понравилась. И Рутгеру очень нравится, когда я начинаю ее хвалить. Он сразу открывается, что-то рассказывает. Я знала, что он пишет свои песни, но от меня их скрывал. А тут вдруг стал показывать мне музыкальные отрывки с вопросом: что тебе это напоминает? И когда я не могла ничего вспомнить похожее, он уходил, довольно улыбаясь. Через время снова приходит ко мне с новым отрывком и таким же вопросом. Я, конечно же, поняла, что это его собственная музыка. Мне понятно его волнение: он боится повтора в том, что создает, не хочет, чтобы его заподозрили в плагиате.  Поэтому долго мудрит, т.к. такая работа очень сложная. Это правильное отношение к серьезному творчеству.  И эти его обращения ко мне очень ценны для меня – теперь сын доверяет мне уже гораздо больше, и о нем я уже знаю многое».

Хочется, чтобы опыт общения Ларисы Павловны с сыном помог тем мамам, которые столкнулись с подобной проблемой.

И все же взросление сына, по ее словам, сопряжено с каким-то страхом:  это у него началось неожиданно и проходит стремительно. Очень быстро из ребенка он превратился во взрослого. Перемены произошли просто кардинальные. Не только в семье, но в среде поклонников заметили, что он стал мудрее и даже среди ровесников выделяется своей взрослостью. И так трогательно признание мамы: «Мне хочется, чтобы этот процесс проходил не так быстро. С опаской смотрю на изменения в сыне и вспоминаю слова Высоцкого: «Чуть помедленнее кони, чуть помедленнее…»

В том, что мама поняла сына и смогла наладить с ним добрые отношения, большая заслуга и самого Рутгера: он проявил себя как умный и достаточно зрелый человек, смог убедить маму принимать его таким, какой он есть. И произошло это потому, что в работе над их отношениями принимали участие оба. Это так важно, чтобы именно мама поддерживала в своем ребенке его стремления, особенно в такой сложный период становления и поиска смысла жизни.

Я уверена, что Рутгер всегда будет окружен  добром и сам будет его дарить, не переставая. Он всегда будет излучать свет. И пусть в его жизни постоянно царит «свободы торжество»!


Рецензии