Мурманские рассказы. Лес

Служил я под Мурманском, в лесу.
Войска у нас такие, раньше только в лесах и прятались.
От Мурманска 80-км., от Оленегорска 36-км., а от трассы 12-км.
ДОСы*, казармы и техника все рядом.В домах печки, вода в роднике, удобства на улице.Ну в общем лес, да лес кругом.
Один плюс ягод и грибов хоть завались.Но вот ни все этими благами могли воспользоваться.
Вот вы бывали в лесу? Нет не в лесополосе или лесопарке, а в лесу. Настоящем, в таком, что сотни километров. И рядом ни каких жилых объектов.
Заходишь в лес и тишина, такая, что аж в ушах звенит. Кажется, что ты оглох. Даже птиц не слышно.
Вот под Мурманском такие леса.
А вот почему не все могли ходить в лес?
Нет ходить они могли, но лучше им этого не делать, потому что могут заблудиться.

Вот мой сосед по бараку, Витя, с Украины.
Так его в лес пускать нельзя было.
Пошел он как-то в лес за грибами, ну все ходят и он пошел. Пошел возле бараков, заблудиться не возможно, с лева родник, за спиной ДОСы, с права позиция, впереди болото.
Территория небольшая, не спеша по периметру можно часа за два обойти.
Он ходил весь день, заблудился и кое-как смог под вечер к домам выйти.

А вот второй мой сосед Серега, он родом с Сибири, охотник. Нет не тот охотник, что стреляет во все, что бегает, а тот, что любит побродить по лесу. Ружье ему для острастки большого зверя, чтоб на него не напал. Так отпугнет и идет дальше.

Так вот он брал отпуск и уходил в лес с минимальным набором вещей недели на три. Вот он бродил без компаса по нашим лесам и не разу не заблудился, хотя в такую даль заходил. Он все охотничьи домики в окрестном лесу знал.
Вот тогда я понял, что не всяк человек может в лес идти. Если у тебя нет внутреннего компаса, то родился ты возле леса или нет, тебе одному в лесу делать нечего.
Вот я к примеру, вырос в Воркутинской тундре. Где там заблудиться, среди карликовых берез, что ли. Поверхность ровная и видно на сотни километров. Так вот я когда в лес первый раз попал, под Петрозаводском.
Там леса конечно не чета Мурманским. Сосны корабельные, высокие, макушек с земли не разглядеть. И то ходил спокойно в лес и не разу не потерялся.
Почему-то всегда знал куда идти, где я вошел в лес и куда выходить.
Вот и в Мурманских лесах тоже спокойно ходил, собирал дары леса.
И было у нас неподалеку болотце, ну как положено с трясиной, самой настоящей. То есть утонуть было вполне реально.
Но вот особенность у этого болотца была такая, что если на него смотреть, то именно в самую трясину, как бы тропинка протоптана, четкая такая, прямо как утоптанная. И если человек не знает, этой особенности и захотел ягод пособирать, то утонуть может запросто.
Так вот сижу я как-то на кочке, в болотце, бруснику и морошку собираю, тишина, благодать и вдруг из леса выскакивает мужик с небольшим рюкзаком, ружьишком. Глаза квадратные, несется ничего не замечая, прямо , как лось по кукурузе, рогами початки сшибая. И прямиком по ложной тропинке в самую трясину.
Я ему кричу куда прешь, а он аж подпрыгнул от неожиданности. Я ему вертай назад, а то утонешь. Он радостный, ко мне бежит.
Ну я его с болота вывел.Выяснилось, что он уже дня четыре по лесу бродит, отпахал 70-км., вошел в лес под Мурманском, а вышел возле нашей позиции.
Он сначала не поверил, но когда я его вывел на старую мурманскую дорогу, и в нужном направлении направил, у него сомнения отпали.
Или вот когда на технике дежурил.
А техника наша на сопках стояла, на возвышенности, ну чтобы лучше видеть все вокруг.
Ну раз мы возвышались над местностью, то у нас на самой верхней точке сигнальные огни стояли, для самолетов, чтобы не врезались.
Ну и ночью его далеко видно, так вот почти каждое дежурство, летом, часовой грибников ловил. Они заходили в лес за грибами возле Оленегорска, днем и все заблудились, стемнело, у нас свет загорелся, ну они десятки километров по лесу на огонек и шли.
Мы их всех на дорогу и выводили.
Вот такой он лес, если нет внутреннего компаса в него лучше не ходить.
Проверено на практике.



ДОС- дом офицерского состава.


Рецензии
Очень интересный познавательный рассказ! Впервые узнала, что по топкому болоту есть такая тропочка обманчивая. Вы очень красиво, Игорь, описываете, природу!

Ваши рассказы интересно читать. У Вас замечательная проза! Военная служба не из лёгких...У меня сын служил в Североморске на военном катере.
Хорошего Вам настроения.
С теплом)Надя.

Надежда Владимирская 25   01.01.2023 23:24     Заявить о нарушении
Спасибо за визит. В Североморске у нас стоял наш корпус.

С теплом Игорь.

Игорь Кат   01.01.2023 23:38   Заявить о нарушении