ИЛИЯ

(Посвящается светлой памяти Великого Пророка.)
    Иоанн (Креститель) с самого рождения связал судьбу свою с этим именем – великим и могучим ветхозаветным пророком. Мужество и ревность о чистоте веры настолько импонировали Иоанну, что он не мыслил для себя иного назначения, как следовать этому славному пророку своего народа, его судьбам и стремлениям. Уже здесь и сейчас подражать, да что подражать – соответствовать! этой неземной жизни Божьего человека – его духу. Он весь Богов от пят до кончиков волос!
 
    Ах, как это нам понятно и близко! Если бы у нас в нашем каком-либо родословном колене вдруг, случайно, нашлась бы историческая личность, любимец отечества, как поменялась бы наша жизнь, какой стимул получила бы она. Мы бы не плутали и не колебались, а стояли бы ровно и твёрдо в наших убеждениях. Но мы не помним своих «колен» и предоставлены сами себе – блуждать и сомневаться.
Да что родство! Только рядом оказаться с сильным мира сего, почувствовать лишь схожесть взглядов, лишь близость душевных порывов, и уж мы бы воспрянули, «засучили рукава» и … Или нет? …  Характером не вышли!

    Не таков Иоанн. У него взят ориентир, и он не откажется, и не уступит его никому, этой моральной опоры, этого жизненного путеводителя. А потому, как только стало возможным, он оставил мир и ушёл в пустыню, где, подражая Илии, он носит его одежды и питается как он – чем Бог послал. Там, в той пустыне, живя на краю бесконечности усыпанной мириадами звёзд, его душа соприкасалась с необъятным мирозданием и в этой тишине слышался зов Вечного, (ходящего в прохладе дня), отчего сердце как воск таяло и сладостными токами изливалось во всём теле, казалось, восторг и радость излучала каждая пора, каждая клеточка бытия!

    Пустыня? А разве мало «пустынь» в наше время, мало для нас тех, казалось бы, мертвящих, гиблых мест, где божьи души восхищаются до Неба?
«Очнувшись, я почувствовал великое умиление. Это было в четыре часа утра. Смотрю, кругом все сияет, вверху меня дремлет человек… Встал в углу, прочитал молитву наизусть, причастился… Потом все встали, начался шум, гам, песни, ругань, всякие неистовства. А у меня "тишина велия", будто один хожу, тяну четки, радость неизреченная. Дивно». - Так писал о своих тюремных мытарствах Священномученик Серафим Звездинский. - «Никогда не получал я столько утешения, света и радости, как в тюрьме.» (12) (И. Г. Менькова. "Твой я, Господи!.." Жизненный путь и труды сщмч. Серафима (Звездинского), епископа Дмитровского. 2015.)
С Богом везде «дивно» и пустыня - рай!

    Илия - человек Божий. И это не метафора, не прозвище - это так и есть. Кто спрашивает, а кто отвечает не одного ли они подобия? Спросим ли мы у дерева, а если спросим, дождёмся ли ответа, а может животное подскажет нам нужное? Нет! Хотя в истории и был случай, когда Валаамова ослица заговорила человеческим голосом (Чис.22). Но это исключение из установленного миропорядка. Поэтому сказавший слово и разумеющий слово, по крайней мере, человек разумный. А если общение идёт с Миром горним, а если говорящий сам Господь?
«… и сказал ему Господь: что ты здесь, Илия?
Он сказал: возревновал я о Господе Боге Саваофе, …
И сказал ему Господь: пойди обратно своею дорогою чрез пустыню в Дамаск, …» (3Цр.19:9-15).
То останется ли он после сего просто человеком даже и разумным? Нет! Он уже Божий, житель Горнего, не от Мира сего, не дольний, одним словом, «и сыны Всевышнего» (Пс.81:6).

    А вопросим мы и ответят ли нам? Нет! Потому, «как человеки» и каким бы словом мы себя не именовали наше естество от этого не измениться. Для Божьего нужно «заново» родиться, как сказано – «должно вам родиться свыше» (Ин.3:7).
Иоанн же, как и Илия, родился таковым – Божием. Человек Божий говорит с Небом и его слышат, и Небо зовёт, и он отвечает. (Помните – «Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.» (Ин.10:14)) 
 «Говори, Господи, ибо слышит раб Твой.» (1Цр.3:10).

Пророки непосредственно участвовали в становлении властителей, руководили их судьбами. Они помазывали их на царство, и были надёжными советчиками и помощниками в управлении. Выше приведено обращение к Господу - это слова пророка Самуила, который первым поставил царя своему народу. Сея участь не миновала и Илию, он помазал Ииуя в царя над Израилем, Азаила в царя над Сирией и даже вместо себя в пророки – Елисея. Иоанн велик из пророков, он являет миру последнего помазанника Божьего, выше Которого на земле уже не будет никого и никогда, Он! - "Царь царей и Господь господствующих" (Откр.19:16).

«И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды,- и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.
И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.» (Мф.3:16-17).

    Да, именно он явил народу Сына Божьего – Христа! Именно так ему было сказано и именно так это и случилось. Хотя и для него, для Иоанна, ожидаемое оказалось неожиданным.
    (Фрагмент из "картинки" Пророк.)


Рецензии