Теричев Алексей Анатольевич

"Ближневосточные конфликты. История в лицах": http://proza.ru/2021/10/12/892


ТЕРИЧЕВ АЛЕКСЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ (1961-1981)

Военнослужащий Советской Армии по призыву, рядовой. Выполнял боевую задачу по охране советского военного представительства в Сирии.


Тематика:
- военная миссия СССР в Сирии;
- советские военнослужащие в Сирии;
- советско-сирийское сотрудничество;
- терроризм.

События:
- террористическач атака на штаб Главного военного советника СССР при вооруженных силах САР 5 октября 1981 г.;
- террористическая война противников законной власти в Сирии в начале 1980-х гг.

Организации и формирования:
- "Братья-мусульмане" (организация запрещена в РФ);
- Вооруженные силы САР;
- Вооруженные силы СССР, Советская армия;
- "Союз ветеранов Сирии", межрегиональная общественная организация.

Страны:
- Сирийская Арабская Республика (САР, Сирия);
- СССР (ныне Российская Федерация).

Персоналии:
- (Колесник) Юлия, советская школьница, проживавшая в доме советской военной миссии в Дамаске как член семьи военного советника;
- Рислян Назля Бен-Муса, сирийский военнослужащий, охранявший дом советской военной миссии в Дамаске;
- Яшкин Григорий Павлович, руководитель советской военной миссии в САР в 1980-1984 гг., Главный военный советник СССР при вооруженных силах САР.


Родился в Вологде, в рабочей семье. В 1975 г.  окончил 8 классов средней школы N 4. В 1978 году окончил профессионально-техническое училище N 29 (ныне Вологодский строительный колледж), получив специальность столяра-плотника. Затем работал по специальности, пока в 1979 г. не был призван в ряды Советской армии. После службы в учебном подразделении в Ленинградской области был направлен в Сирийскую Арабскую Республику для охраны штаба советской военной миссии в Дамаске. 5 октября 1981 г., находясь на боевом дежурстве, геройски погиб при отражении террористической атаки.  Посмертно удостоен государственных наград как СССР (орден Красной звезды), так и САР (орден "Боевое содружество"). Как комсомолец был был занесен в Почетную книгу ЦК ВЛКСМ. В настоящее время память о нем увековечена в родном городе.  На фасадах его школы и профтехучилища установлены мемориальные доски. Регулярно проводятся мероприятия в его честь, а школа N 4 носит его имя.

После трагического события в Дамаске 5 октября 1981 г. в центральной советской газете "Правда" было опубликовано сообщение ТАСС с нотой протеста Советского Правительства на террористический акт против наших специалистов.  Ни подробностей, ни имен указано не было. 16 февраля 1982 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за мужество и отвагу, проявленные при исполнении служебных обязанностей на территории Сирийской Арабской Республики, рядовой Теричев Алексей Анатольевич был посмертно награждён орденом Красной Звезды.  Родителям героя награда была вручена, что называется, "без лишнего шума".  Непосредственно подвиг Алексея фактически был предан забвению на долгие годы.

Автор этих строк служил в Сирии немного позже. Стараюсь, но не могу вспомнить, доводилась ли до нас тогда, хотя бы неофициально, какая-либо информация об Алексее Теричеве, хотя в целом внешняя и внутренняя обстановка в Сирии доводилась регулярно и на должном уровне. Мы знали о том, что тогда особо не афишировалось в советской прессе, к примеру, о "Братьях-мусульманах" (организация запрещена в РФ) как очень опасной экстремистской группировке, методами террора противостоящей как сирийскому руководству, так и советской миссии. Знали также, что в Дамаске есть так называемый "Синий дом", многоэтажное здание, где располагался штаб Главного военного советника СССР при  Вооруженных силах САР и жилой сектор для военспецов с их семьями. К слову сказать, нами тогда это воспринималось даже вроде как на контрасте: мол, в США - "Белый дом", а зато у нас тут... "Синий дом". 

В 1988 г., в самый разгар "перестройки", в 4-м номере журнала "Вестник ПВО" были опубликованы воспоминания руководителя советской военной миссии в Сирии в 1980-84  гг. генерал-полковника  Яшкина Григория Петровича под названием "Мы воевали в Сирии: там были не только советники". Это было своего рода прорывом в атмосфере информационного вакуума о событиях в Сирии в начале 80-х, хоть и в узкоспециализированном и малотиражной военном издании.  В статье было упомянута и террористическая атака "Синего дома"  5 октября 1981 г., в результате которой сам военачальник был контужен и погибло "6 человек" при большом количестве раненых. Никаких имен при этом опять же не называлось. Эта публикация тогда осталась для широкой публики незамеченной, да и в целом в обществе не ощущалось интереса к данной теме: уже культивировались иные ценности и приоритеты.

С конца 1990-х в широкой прессе уже начинают появляться публикации об участии СССР в сирийско-ливанских событиях. Во-первых, более подробными сведениями поделился Г.П. Яшкин: "Под жарким солнцем Сирии"(Военно-исторический журнал, 1998, N4), "На ливанском направлении" ("Красная звезда",28.02.2002). Только в последней из указанных публикаций упоминается о теракте в 1981 г. возле "Синего дома". Данные о погибших представлены так: "двое советских солдат, дочь одного офицера". Из публикации также становилось ясно, что его самого спасло то, что за несколько минут до взрыва он поднялся на четвертый этаж и потому был несильно контужен. Известно, что непосредственно штаб Главного военного советника в "Синем доме" располагался на первых двух этажах, а остальные десять были жилыми корпусами. Сейчас эти, и многие другие публикации по данной теме, без особого труда можно найти в Интернете.

О подвиге Алексея Теричева, вставшего на пути начиненного взрывчаткой автомобиля, многие впервые узнали в начале 2000-х. Полагаю, что во многом это было связано с награждением в 2001 г. Алексея Теричева (через 20 лет после трагического события) сирийским орденом "Боевое содружество" и установкой в Дамаске возле "Синего дома" памятного знака в честь погибших при отражении террористической атаки советского и сирийского солдата.

Первой публикацией об Алексее Теричеве стала статья в газете "Труд" от 27.06.2002 ("Алеша"). Корреспондент еще застал в живых его маму, которой местный военком и вручил вторую посмертную награду сына. Данная публикация не только вывела из небытия имя героя для широкого ознакомления, но и представила основные подробности террористической атаки. Затем появилось много других публикаций в СМИ и соцсетях. В некоторых добавлялись интересные факты и пояснения, а некоторые просто пересказывали или копировали то, что ранее было опубликовано.

Как выяснилось, цель злоумышленников состояла в том, чтобы в начиненном взрывчаткой грузовом автомобиле прорваться прямо к "Синему дому", возле которого находился подземный резервуар с мазутом (для зимнего отопления), и осуществить взрыв.  От КПП до дома было всего-то метров сто, что существенно облегчало задачу террористов: главное - преодолеть шлагбаум. Нетрудно представить, каков ожидался результат. На случай сопротивления смертник-исполнитель имел огневую поддержку со стороны снайпера, разместившегося на крыше близстоящего здания. По некоторым сведениям, грузовик сопровождался ещё легковым автомобилем также для огневой поддержки.  Следует отметить, что к тому времени "Братьями мусульманами" (организация запрещена в РФ) уже был совершен ряд терактов против советских и сирийских военнослужащих и определенные меры по охране объектов предпринимались. Территория "Синего дома" была огорожена стеной из бетонных плит, охрану внешнего периметра, в т.ч. КПП со шлагбаумом, осуществляли сирийские военнослужащие, а внутренний периметр охраняли советские солдаты.

Итак, 5 октября 1981 г. обеденное время... Рядовой Алексей Теричев - на боевом дежурстве по охране территории "Синего дома". До демобилизации и возвращения на Родину оставались считанные дни... Специальный автобус привез детей из школы, которые почти сразу разошлись по домам обедать. Следует заметить, что дети военсоветников и спецов были не старше 10-11 лет, т.к. школа при советском посольстве в Дамаске тогда была рассчитана на первые четыре класса. Собственно им, их матерям и отцам, которые на тот момент находились в доме (определенное количество военспецов ещё не вернулось из подразделений), практически не оставлялось никаких шансов.

Неожиданно для всех грузовой автомобиль "Судзуки", из которого вёлся автоматный огонь, на большой скорости пошёл на прорыв через КПП. Сирийский часовой, первым вставший на пути у бандитов, был сражен автоматной очередью почти сразу. Алексей, не мешкая ни секунды, открыл встречный огонь из автомата. Очень колоритно характеризует ситуацию свидетельство одного из военспецов: "Всё произошло за считаные минуты. Мы с женой позвали дочь домой, а вскоре я услышал стрельбу... в Дамаске тогда это не было чем-то необычным, стреляли часто. Потом я услышал, что стрельба началась уже у нас во дворе. Я подбежал к окну и увидел, что во двор пытается въехать грузовик, а Алешка стреляет по нему очередями. Стрелял он до тех пор, пока машина не остановилась перед КПП. Затем буквально несколько секунд тишины и... взрыв. В одно мгновение все в квартире обрушилось" ("Подвиг русского солдата Алеши", "Вечерняя Москва", 05.12.2015).

Алексею Теричеву удалось остановить грузовик (поразить сидящих в кабине), благодаря  чему детонация взрывчатки произошла на хоть и небольшом расстоянии, но не над хранилищем мазута, как планировали террористы. В результате, с нашей стороны погибли лишь те, кто находился в эпицентре события: Алексей Теричев, десятилетняя девочка Юля, вовремя не покинувшая двор, и сирийский солдат. Погибших было трое - Г.П. Яшкин приводил неточные данные о погибших. Согласно опубликованным данным, 25 человек получили тяжёлые ранения, более ста - ранения средней и меньшей тяжести.

По имеющимся публикациям трудно сказать однозначно, кто пробил бензобак грузовика в ходе стрельбы: Алексей или поддерживающий атаку снайпер. Скорее всего последний, т.к. Алексей, остановив грузовик, сам был ранен снайпером и пытался, как мог, прикрыть Юлю. Советский солдат ценой своей жизни спас жизни почти всех находящихся в "Синем доме" военспецов и членов их семей. Штабу Главного военного советника и жилым помещениям хоть и был нанесен ущерб взрывной волной, но не настолько разрушительный.

Следует внести некоторые уточнения по погибшим вместе с Алексеем сирийскому солдату и девочке-школьнице.

Что касается Юли, то ни в одной из публикаций не указывалается ее фамилия. Тем не менее, удалось найти весьма интересный информационный ресурс - группу в социальной сети "В контакте" (см.: https://m.vk.com/club3536904), собравшую обитателей "Синего дома" в разные времена. Участники группы - это, как правило, тогдашние дети офицеров-спецов. У некоторых в памяти отложился тот самый теракт, и некто одноклассник Юли назвал ее фамилию: Колесник. Это можно условно принять к сведению.

Ситуация с сирийским солдатом в публикациях выглядит запутанной ещё больше. В публикациях он проходит чаще всего как Арисман Назль. В некоторых статьях фамилия трансформируется в Наэль, а имя иногда представляется как Арслан. Тем не менее, оснований гадать и домысливать здесь нет, т.к. есть надёжный первоисточник, а именно надпись на том самом памятном знаке на месте теракта. Дело в том, что на наиболее популярном в Интернете фото памятника, которое тиражируется почти во всех публикациях, видны только надписи фамилий и имен на арабском языке, а дублетные надписи на русском языке загорожены траурными венками. Однако, посчастливилось найти фото полностью открытого памятника, где можно, наряду с именем Алексея, прочесть имя сирийского солдата в русском изложении: Рислян Назля Бен-Муса.

Террористам всё-таки не удалось каким-либо образом повлиять на качество деятельности советской военной миссии в Дамаске и политику нашей страны в ближневосточном регионе, а уж тем более на развитие дружбы и сотрудничества СССР/России и Сирии. Уже совсем скоро после подвига Алексея Теричева двум государствам предстояло пройти новые серьезные испытания: участие в Ливанской войне и полное закрытие сирийского неба силами двух советских зенитно-ракетных полков. Впоследствии эта связь прошла испытание временем и вновь реализовала себя уже в последние годы, во время российской спецоперации на территории охваченного гражданской войной ближневосточного государства.

Задача увековечения подвига Алексея Теричева на общегосударственном уровне представляется немаловажной. Для ветеранов Сирии 5 октября принято считать памятной датой по всем погибшим в Сирийской Арабской Республике советским и российским военнослужащим. Межрегиональная общественная организация "Союз ветеранов Сирии" вполне обоснованно добивается более высокой награды для Алексея Теричева: званий Героя России и Героя Сирии (ходатайства поданы в соответствующие структуры двух государств) - см.:
В Вологде, на Пошехонском кладбище, у ограды могилы Алексея Теричева установлена мемориальная доска со стихотворением Б. Першина "Сын России". Хочется закончить данный очерк его заключительными строфами:

Россия потеряла сына,
Он, выполняя долг святой,
Пал смертью храбрых на чужбине,
Он не вернулся в дом родной.
Но стал теперь он самым близким
В сердцах признательных людей.
Поклон ему по-русски низкий
Спасенных женщин и детей.


В подготовке материала была использована информация из открытых источников: СМИ, соцсети, военно-патриотический сайты.


Рецензии
Андрей, спасибо вам за столь интересно описанные и нужные для нас информации о наших военных за пределами России.
Жму зелёную.
С уважением,

Николай Скороход   01.11.2023 21:13     Заявить о нарушении
Большое спасибо, Николай, за отклик и оценку!

Андрей Астапович 2   02.11.2023 09:29   Заявить о нарушении