Я держала в руках стекло Левенгука

Людмила Каштанова обмолвилась о Левенгуке после моей статьи  "Закономерности календарей". И это натолкнуло меня на мысль написать, почему мне стал близок ученый  Левенгук, когда я услышала радиопередачу о нем, где сказали, что он изготовил около  150-200 штук увеличительных стекол. Просто тогда я вспомнила кое-что интересное из детства...

Вполне возможно, что в детстве я держала в руках "стекло Левенгука"!
Оно было у друзей - Вали и Юрия Домашневых, с которыми мы жили рядом. Тогда я подумала, что это старинная вещь их бабушки, жившей с ними. Сейчас-то понимаю, что не могло быть у неграмотной и бедной старушки такого раритета.

Возможно, это был трофей с войны их мамы - Зои Дмитриевны, радистки в годы ВОВ -  молчаливой, тактичной женщины, вырастившей двух прекрасных детей. 

Представьте себе -  эта маленькая вещь в деревянном футлярчике размером с мизинец  - заменяла собой микроскоп, который был у нас в школе!!!
 
Корпус  у этой загадочной вещицы снизу открывался - на дне его нижней части находилось предметное стекло и если положишь туда кусочек зеленого листика,соединишь нижнюю часть с верхней,  поднесешь этот предмет к глазу и ... О, Боже!!! Ты увидишь все как в школьном микроскопе - и ядро, и протоплазму клетки листа, и все-все остальное! 

Жаль, не поместили мы туда каплю грязной воды - увидели бы и микробов, наверное.   
 
Интересно, а смог бы кто-нибудь из современников повторить такое изделие?
Думаю, что вряд ли.

                Да, были люди в иное время - не то,
                что нынешнее племя - ученые не мы...

ЭПИЛОГ

Где-то примерно в  2006 году я нашла адрес Вали Домашневой и  мы с ней списались. Многое вспоминали из детства, Валентина обмолвилась, что этого предмета у них нет - они и не заметили когда и как он пропал. Бедная, простая семья не знала,  что обладала редким сокровищем. 
 
Я нашла в сети книгу о Левенгуке. Оказывается, он вовсе и не был ученым!
Он был просто увлеченным трудоголиком, но его имя навсегда останется в истории науки как первооткрывателя мельчайших существ - микробов.

В сети увидела, что микроскопы Левенгука гораздо больше, по сравнению с той вещью, про которую я написала, но та вещь точно была сделана на базе стекол, которые Левенгук  изготовил в большом количестве - он или кто-то другой оформил это увеличительное стекло в деревянный футляр, предварительно рассчитав фокусное расстояние, и получился "карманный микроскоп" - редчайшая вещь. Очень жаль, что у друзей она не сохранилась. 


Рецензии
Очень интересно, Татьяна. Узнал много нового. Спасибо. Ваш А. Киселёв.

Александр Киселев 6   10.06.2023 10:26     Заявить о нарушении
Интересно, где и у кого сейчас этот необыкновенная вещь.

Татьяна Борисовна Смирнова   10.06.2023 14:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.