5. Новоделы

   5. НОВОДЕЛЫ


   Животные уходили туда, где ещё не было людей.
   Люди шли за животными и тоже уходили от людей, не менее опасных, чем они сами.
   Так, когда-то небольшая, группа людей заселила все континенты планеты.

   Человечество оказалось разделённым: пространствами, горными цепями, реками и пустынями.
   Но главное – звериным желанием одних людей отобрать у других землю, воду, имущество и жизнь.
   И это - вместо человеческого желания - всем вместе создавать всё, что тебе необходимо.

   Так образовались этнические группы, первоначально смертельно враждебные друг другу. Не считавшие людьми никого, кроме себя, и, значит, не имеющими права жить на Земле.
   Конечно, такой была злая простота дочеловеческих отношений людей, каждый день находящихся на грани жизни и смерти от голода, холода, зверей, болезней и собственной злобы.
   Первобытная идея избранности собственного племени жива до сих пор.

   В атмосфере ненависти к «чужим» возникли древние государства.
   Эта древняя ненависть, вспыхивая с разной степенью ярости, прошла через всю историю человечества и осталась в характере государств.
   Она жива и сегодня. В той мере, в какой человек всё ещё не стал Человеком.

   Достигнутый экономический уровень развития общества не даёт человеку объективных оснований враждебно относиться к другому человеку.   
   Сегодня человек не обязан быть людоедом.
   Человек способен по-человечески относиться к другому человеку.

   Но люди живут в социумах, унаследовавших древнюю форму государств.

   Государство - не человек, и относиться «по-человечески» к другому государству не может. Только по государственному – рационально и беспощадно.
   Древний «воздух» врывается в атмосферу сегодняшнего дня. И тогда государство стремится пробудить в человеке древнего зверя и возродить лично немотивированную ненависть к «чужим», которые совсем не чужие для человека, но живут во враждебном государстве.
   
   В последние примерно два века появилось множество новых государств.
   Большинство из них не внесло в жизнь человечества ничего нового, но принесло много бед в жизнь людей.

   Наибольшее влияние на историю Новейшего Времени оказали три крупных государства-новоделы.

   Первым из этих новоделов были появившиеся в конце восемнадцатого века Соединённые Штаты Америки.
   Впрочем, в момент появления они были малозаметны и даже малоценны для метрополии – Британии.
   
   Государство развивалось без конфликтов с равновеликими государствами-соседями – таковых просто не было. И оно быстро заняло половину североамериканского материка, легко стирая простые культуры каменного века своих предшественников в Новом Свете.

   Технический прогресс заметно опережает духовное развитие человека и неизбежно ведёт человечество к состоянию «обезьяны с гранатой».
   Ускорение такого прогресса ускоряет приближение конца цивилизации, ставшей техногенной.
   Мудрость диктует необходимость разумного замедления технического прогресса – для уравнивания его с духовным ростом человека.    
   Мудрость иногда посещает человека, но цивилизация - не человек, и мудрость ей не свойственна.

   Соединённые Штаты Америки - неисторическое государство.
   Как ГолЕм, оно было интеллектуально сконструировано «отцами-основателями», и стало новоделом с множеством неглубоких «корней».
   Но сконструированная структура нового государства была освобождена от ряда архаичных наслоений, оставленных историей в государствах Старого Света, и оказалась привлекательной для людей с развитым живым интеллектом, которые находили здесь себе гораздо более эффективное применение, чем в отягощённой своей историей Европе.
   Это вызвало бурное экономическое развитие и рост нового государства.
 
   Соединенные Штаты Америки, может быть, неожиданно для себя, выступили техногенным ускорителем негативных процессов Западной Цивилизации, приближающих её естественный конец: заработал мощный механизм интеллекта, но «тормозных» механизмов мудрости не оказалось.
   Интеллект, отпущенный на свободу, стремительно повёл разум к безумию.

   В девятнадцатом веке в Европе важным новоделом стала Германия.
   В отличие от Соединённых Штатов Америки, государство возникло на базе исторического германского этноса, веками разделенного на сотни квазигосударств.
   Характерно, что до объединения в одно государство, германский этнос многое дал человечеству в области философии, науки, религии, литературы и искусства.
   После возникновения Германии, философии, литературы и искусства как-то Убыло, но от её «достижений» в области государственного строительства неоднократно содрогнулось человечество.
   Но это было уже не творчество этноса, а проявления государства-новодела.

   В двадцатом веке черёд новоделов коснулся Европы, Азии и Африки. Очень по-разному: в Европе рассыпАлись империи, Африку уходящие колонизаторы расчертили на лоскуты никогда не существовавших государств так и не возникших народов. В Азии древние культуры вспомнили себя и вновь становились государствами.

   Уникальным социальным явлением стала трансформация Российской Империи в Союз Советских Социалистических Республик (СССР) – в государство, в идеале, базирующееся на неимущественной шкале гуманистических социальных ценностей.
   Никаких объективных предпосылок для этого не было: ни экономического потенциала, ни достаточного уровня социальной развитости очень разнородного населения, ни опыта государственного строительства у группы  революционеров, пришедших к власти. Не хватало элементарной грамотности. 
   Страна лежала в организационных и, в значительной части, реальных, руинах.

   За отсутствием объективных предпосылок, строительство нового общества началось, в значительной степени, субъективно, поэтому - со всеми объективными издержками: социальными драмами и человеческими трагедиями.
   
   Возникновение нового государства – процесс не гуманный: строительным материалом государства становятся судьбы и жизни людей.
   А эти судьбы и жизни складывались в предшествующую эпоху, поэтому им трудно становиться «кирпичами» нового общества.
   
   Социальной этики у возникающего государства ещё быть не может.

   После острой внутрипартийной борьбы, руководство взяло на вооружение традиционный для страны политический механизм феодально-бюрократической диктатуры, но под прогрессивными социальными лозунгами.

   И всё же, учитывая стартовые условия и сильнейшее внешнее противодействие, достигнутые результаты можно считать исключительными.
   Изменилось всё, кроме политического механизма феодально-бюрократической диктатуры, в котором погиб созидательный порыв первого поколения революционеров.

   Далее, руководство, эволюционировавшее в своём замкнутом социальном пространстве (одним из направлений биологической эволюции является дегенерация; в данном случае можно говорить о социальной дегенерации) привело страну к состоянию рядового новодела, оказавшегося на соответствующем его новым способностям месте среди традиционных государств.
   К этому добавились фантомные боли по утраченному величию, которое состояло не столько в экономических и военных достижениях, сколько в провозглашённом стремлении к созданию общества с новыми отношениями между людьми.
   На это люди надежду имели, и именно это не совершилось.
   
   Впрочем, сегодня руководящие круги любого традиционного государства идут в том же, дегенерационном, направлении эволюции, вызывая всё бОльшее разочарование людей, потому что все политики находятся в «своём» социальном пространстве, правда, разной степени замкнутости.
 
   Когда сегодня что-то делается по образцу, созданному в ушедших временах, это оставляет ощущение неуместного новодела, даже если сделано хорошо.
   Но чаще - делается плохо.
   Особенно – государства-новоделы, потому что, сработанные по традиционному образцу, по отношению к человеку они оказываются злее прототипов.

   У только что появившегося государства слишком много образцов для копирования, и к нему тянется много щупалец, стремящихся оказать на него влияние. Противостоять этому оказывается невозможно, поэтому любой сегодняшний новодел не становится находкой для человечества, выходом в новое качество существования человека.
   И для этноса, не столько создавшего, сколько получившего этот новодел, он не становится обретением себя.

   Небольшие новоделы становятся упрощёнными копиями существующих государств и ни на что существенного влияния не оказывают.
   В лучшем случае (а может быть, и в худшем) они становятся «подпевалами» в сложившемся «хоре».

   Крупные новоделы, тоже построенные по существующим образцам, создают новые опасности для человечества: традиционная форма государства во многом не соответствует ожиданиям человека: человек ощущает дискомфорт недостаточной самореализации, а государство, в традиционной форме, по-прежнему, не помогает ему понять, а в чём должна состоять эта самореализация, не говоря уж о том, чтобы помочь ему самореализоваться.

   Поэтому сегодня по-новому совершаются старые злодейства.

   И всё-таки, от нового государства человек ожидает чего-то нового.
   Иначе – зачем оно?
   Потому что, наверное, опять назрела необходимость «совлечь с себя ветхого человека».
   И стать новым человеком.
   А в одиночку, при всём желании, это так трудно сделать!


Рецензии
Какой-то тупик: без нового человека не будет ничего нового, но как появиться критической массе новых людей в среде старых взаимоотношений?



Владислав Крылышкин   30.10.2022 13:37     Заявить о нарушении
Да. Тысячелетия "критическая масса" новых людей так и не накапливается.
Но возможно трагическое решение этой задачи: носителей старых взаимоотношений резко убудет, и тогда оставшихся новых людей окажется достаточно для установления новых взаимоотношений в обществе.
Конечно, хотелось бы,чтобы эта задача решалась иначе.

С уважением

Александр Гаврилов 7   30.10.2022 16:42   Заявить о нарушении
- Не обольщайся, человечество - инертная масса, глина в руках творцов. Люди слишком ленивы, чтобы многое осознавать в себе. Я уже молчу о качестве их мышления.
- Ваш скепсис обоснован, человеческое сознание мало изменилось за века существования того же буддизма, нацеленного на развитие именно самой осознанности. С ней, за тысячи лет, так и не случилось такого же возрастания, как прогресса в технике и науке за прошлый и новый век. Но почему такой же бурный всплеск не возможен в ближайшее время и у сознания масс, когда лавина информации каждый день штурмует человеческий мозг?
- А почему, Николай, не предположить, что мощные всплески осознанности у человечества уже были, как, впрочем, и другие цивилизации на Земле, которые плохо закончили именно из-за просветления в головах, наводящего на мысль, что всё позволено и возможно? Откуда ты взял, что глубокая осознанность равносильна высокой нравственности? Может прозорливое сознание лишь усиливает, а не изменяет те или иные качества в человеке, доводит до гениальности имеющиеся в нём злые или добрые черты характера?

Владислав Крылышкин   31.10.2022 09:29   Заявить о нарушении
- Теперь, когда мы оба согласны, что сознание - ключ ко всему , я продолжаю настаивать на увеличении осознанности, которая, в итоге, изменяет и качество восприятия. Да, поначалу, она служит толчком для всех наших способностей, чему бы они не служили. Но, благодаря эффекту затопления множеством новых чувств и ощущений, расширенное сознание тормозит наши подсознательные программы, называемые страстями. Глубокое удивление сбивает привычный ритм мыслей и ассоциаций, а то и вовсе их останавливает, что приводит к изменению приоритетов и упрощению целей до самых необходимых, так как блаженствующему уже ни до чего нет дела, кроме его экзальтации.
- То есть, мы получим ещё один слой эгоистов?
- Не думаю, что счастье ведёт к эгоизму. Разве причастие всему обособляет? Скорее, сближает и освобождает от надуманностей. Как раз счастливому человеку есть, чем поделиться с другими. Умение быть в ладу с самим собой - лучший пример, чем благие дела с их навязанным добром.

Владислав Крылышкин   31.10.2022 09:31   Заявить о нарушении
- Однако и просветление выглядит, как временное отхождение от несчастий. Оно притягательно, пока сияет новыми красками пробуждения от туманной сонливости. Всякий трезво мыслящий человек понимает, насколько обманчива и хрупка жизнь.
- Я не разделяю истинное счастье и просветление, они - одно. Действительно счастлив тот, кто овладел искусством жить. И это умение - результат работы над своим сознанием. Среди тех, кто стремится к просветлению, много таких, кто ловит проблески глубокого самосознания, но они, со временем, теряют или оставляют его из-за неумения удерживать фокус внимания на чувстве бытия. Да, творчески мыслящему человеку может показаться, что просветление это тупиковое счастье экзальтированного болвана, что беспрерывное блаженство неизбежно доводит до тошноты, а так же идиотизма. Но жизнь человека, пробуждённого от наваждений ума это не бездумное существование, наоборот это свобода мыслить творчески, самостоятельно, истинно новаторски, соответственно текущей тенденции. То есть он мыслит, по большей части, не реактивно, а интуитивно, не замещая чувство настоящего момента какими-нибудь ассоциациями или привычной цепочкой давно изживших себя мыслей. Ведь достаточно послушать любого обывателя день, другой, а то и час, чтобы понять, что набор его мыслей судьбаносно движется по кругу, и старые песни очень скоро начинаются сначала. Многие люди давно забыли чувство единства с текущим моментом, ибо восприятие происходящего для них всякий раз оборачивается погружением в ими самими создаваемые беспокойства и грёзы.
- А что это за искусство жить, в чём оно, хотя бы тезисно, заключается? Жизнь слишком обманчива, загадочна, иногда безумно капризна, и выработать к ней универсальный подход не представляется возможным. К тому же, масштаб её воздействия настолько велик, что нам остаётся тешить себя лишь иллюзиями самоуправления.
- Мудрый воин использует напор противника против него же. Даже такой автоматический процесс, как чиханье, можно остановить пристальным наблюдением, если не упустить его начальную фазу. Созерцательность - основное качество разумного человека.
- Однако разумный человек прекрасно понимает: как и сколько ни созерцай, к постижению смысла жизни это ни на шаг его не приблизит.
- А вот скажите мне, Лев Соломонович, есть ли смысл в игре?
- Есть, лишь в её границах. Но жизнь - не игра, её участники не в равных условиях и правила размыты. Я бы даже не назвал её театром, потому как большинство актёров находятся под гипнотическим отождествлением себя с героями спектакля, и даже не догадываются, что они всего лишь исполнители ролей, у которых за кулисами есть свой дом.
- А может, смысл жизни, как раз в этой догадке?
- И что? Если цель игры - победа, то истинным победителем в жизни является смерть. Родившийся - уже проиграл.
- Не кажется ли вам, что все наши мысли и действия, а так же окружающий мир, принадлежат единственной Сущности, которая спит и видит сны, отождествляя Себя с ними? Попробуйте допустить совершенное Существо, Которому не к чему стремиться, так как Оно абсолютно. Что ему делать, если не развлекаться играми своего Разума? Догадка, что у всех нас есть вечный Дом и все мы - Одно, делает нас победителями смерти. Жизнь, как игра со смертью, не была бы столь азартна, если бы герой сна точно знал, что он всего лишь одна из проекций Бога-сновидца. Наши вопросы - это Его разбирательство с Собой. Будучи абсолютно неохватным Существом, Ему остаётся узнавать о Себе лишь косвенно. Говоря условно, мы - Его кривое зеркало снов, в котором Сновидец пытается угадать свои подлинные черты. И в этом, вероятно, один из смыслов нашего существования - стараться как можно меньше искажать Лик Бога.
- Я, скорее поверю, что нами, ради забавы, Он корчит Себе рожи.
- В этом, наверное, вся суть затеянных Богом игр: загадывать и разгадывать Себя.


Владислав Крылышкин   31.10.2022 09:39   Заявить о нарушении
Замечательный диалог. Но...

"Попробуйте допустить совершенное Существо, Которому не к чему стремиться, так как Оно абсолютно".
Тут - антропоморфическое допущение, характерное для всех древних философий и древних и современных религий - Абсолют может быть Существом.
По определению - не может. Абсолют может быть только Абсолютом - категорией, не охватываемой ограниченным мышлением человека. Но как же эта категория, вообще, появляется у человека? Наверное, сознание человека, кроме эмоций (чувств), мышления и подсознания (истории мышления), содержит в себе нечто, связывающее конечное существо с Вечностью и поселяющее в человеке ощущение возможности бессмертия (конечно, уже не как человека, а чего-то бОльшего).

С уважением

Александр Гаврилов 7   31.10.2022 12:07   Заявить о нарушении
Абсолют, Существо, Бездна, Вечность всё это, конечно же, условные обозначения Того же. Что поделать, мы не в силах Его понять, ведь знание, каким бы великим оно не было, - уже ограничение.
С уважением,

Владислав Крылышкин   31.10.2022 19:29   Заявить о нарушении