Дзен. Куры из Курегово, где тогда не было кур

Дзен. Канал "Руский язык"



Куры из Курегово, где тогда не было кур

А я верю историкам! А что ещё нам остаётся делать, если они и сами точно не знают? Правильно, только верить вместе с ними, что я и делаю. Сказали они, что “на основании исследований митохондриальной ДНК было сделано предположение, что предки современных кур были одомашнены около 3500 лет до н. э. в азиатском регионе”, так вы уж верьте им вместе со мной, пожалуйста! А не хотите, тогда сами эту митохондриальную ДНК и изучайте, если она конечно у вас вообще есть. Что, нет? То-то! Вот сидите тогда и верьте вместе со всеми, и не морочте так нам мозги!

А тут ещё наша Марина со своими глупыми вопросами, - “Дядя Игорь, а почему те, кто курят, говорят что они так “курят”? А и не надо курить! Потому что вредно это для здоровья, и об этом все уже знают. Лишь одна Марина оказывается этого не знает, потому и лезет со своими дурацкими вопросами. В смысле делает так из нас, людей взрослых, а потому и солидных, форменных дураков. Потому как на дурацкий вопрос умному человеку ответить уже не получится, это теперь если только такому же дураку.

Честно говоря, но это только уже между нами, мы так все немного дураки. Потому как сегодня знать всё кому-то одному, уже не получится, настолько много знаний мы накопили. А потому я, как тоже немного дурак, на эти вопросы здесь попытаюсь ответить.

Понятно, что 10 тысяч лет назад это были разные курицы. Древнее слово “кур” было образовано как {”к” (принадлежность “у”) “р”}. Все похожие слова “кар”, “кор”, “кер” (”к(ь)эр”), как и “кур”, отличались друг от друга только используемыми в них принадлежностями, и все они уже относились к жилью. В смысле значением “к” в них было [жильё]. Значение “р” в Древнем языке вы уже знаете, - [мужик]. Таким образом все эти слова значили разные виды жилья мужиков.
 
О том, что кур был в те времена именно, что жильём, мы можем узнать из Толкового словаря Даля, - “Стропила на крестьянских избах (сев. вост.), из клюки или кокоры, называются курицею, вершинка ее упирается в конь, коленом к стрехе и к низу; с исподу врезываются решетины, а на крюк внизу кладется поток, желоб, в который упирается тес, нагнетаемый поперечными латвинами.”

Таким образом, - “курица”, - назывался тогда элемент крыши кура. О том, что таким он мог быть только у неё и ни у чего больше, говорит нам значение “ца” (”тса”) на конце этого слова. Которое являлось так сложной принадлежностью “ца” в Руском языке. В смысле, наличие её в слове “курица” говорило, что если и были тогда похожие крыши, то такими, - с курицей, - они могли быть только у куров.

Из другого, не менее надёжного источника, а именно из русских народных сказок, мы узнаем, что кур в те времена не стоял на земле. А был он всегда на ножке, причём на одной. Добавьте сюда знание значения слова “курить”, - [пускать дым], - и из всего этого уже можно будет понять, каким именно тогда и был этот кур.

Похоже, что кур возникает как первая бревенчатая постройка с вертикальными стенами, конструкция которой уже предполагала устройство специальной крыши. Которой не могло тогда быть у таких жилищ, как шалаш, кол, чуг (чум), или лачуга, - у них стены и образовывали ту самую крышу, а потому в специальном её устройстве они так уже не нуждались.

Помимо крыши у кура был специально сделанный пол. Это было важно, так он теперь мог оторваться уже от земли. На которой всегда сырость, грязь, холод, насекомые, мыши, змеи и т.д. Специально ножку под кур, - куриную ножку, - в те времена никто и не делал, это было тогда практически невозможно. А использовали стволы огромных, растущих отдельно, деревьев (чаще сосен), у которых срезали вершину, оставляя только ряд самых мощных нижних ветвей.

Ножка таким образом была естественным фундаментом, который прочно стоял на земле. На нижние ветви ставили уже непосредственно кур. Понятно, что такие куры не могли стоять близко друг к другу, - отдельно стоящие на лугу деревья, на которых и делали куры, так не росли. А потому и жили в них человеки достаточно уже далеко друг от друга. Впрочем это их тогда сильно и не беспокоило.

Гораздо больше их тогда беспокоили вопросы удобств и комфорта, - однажды оторвавши пол кура уже от земли, они враз так лишились в нём очага. Огонь приходилось разжигать в небольшой специально сложенной печке. Что было хорошо, дров требовалось для неё не так, чтобы много, и кур довольно быстро так прогревался. Сама печка была тогда весьма примитивна, по сути это была груда камней, чтоб можно было держать в ней огонь, ставить котёл и что-то готовить. Естественным образом (это чтоб было через что дрова в эту груду камней подкладывать) у неё было поддувало и зольник.

Трубы не было, - дым выходил через небольшое окошко под крышей. Снаружи по дыму из окошка всем было понятно, что в куре обязательно кто-то есть, в смысле живёт в нём. А потому значением слова “курить” тогда было в том числе [жить в куре].  Поскольку же само это “жить” накрепко было связано с дымом, то и всё потом, в результате чего получался так дым, стали называть “курить”.

Под двухскатной крышей кура собирался тёплый воздух, где следовало делать полать, - {”пол” “ать”}, ещё один пол, чтобы ночью там спать, - {”сп” “ать”} - [быть с приятное и полезное делать]. Огонь в печке на ночь тушился, а окошко уже закрывалось. Со временем, когда у человеков стало уже достаточно инструментов, ножки для кура стали делать уже специально, и совсем даже не одну. Так было прочнее, да и сам кур мог так быть уже больше.

Кур постоянно так совершенствовался, пока наконец не превратился в избу с руской печкой. Но окончательно он так не исчез, - ещё в прошлом тысячелетии мне приходилось в нём париться. Потому как был он уже баней, которая топилась по чёрному. В смысле у печки в этой бане, как в своё время и у кура, не было трубы.

“Курег” (”кур(ь)эг”) же в те времена звали кур охотника (г), потому как только охотники предпочитали тогда жить в лесу. Собиратели же свои куры устраивали поближе к воде, где и собирали. А “Курегово” уже значило [куры охотников возле во (замкнутого речного пути)]. Из чего сразу становится понятно, что руси, которые жили в Курегово, летом возили соль сюда на плотах, а зимой промышляли охотой.

А что курица? А как ещё можно было эту птичку назвать, если она, как только в этих местах появилась, в этом самом куре вместе с человеками и жила (”тса”). Да и сама частенько любила так на одной ножке стоять, - глянешь со стороны, ну вылитый кур, да и только.


Рецензии