Случай в Домодедово
Бардак в нашей стране начался не в 1992 году, когда развалился СССР и Россия стала «суверенным» государственном. Именно в кавычках суверенным, она только сейчас начала приобретать качества по-настоящему свободного от чужого диктата государства. Все началось во времена горбачевского «ускорения» и «перестройки». Тогда народному хозяйству страны наносили один удар за другим. Одним из таких объектов для ударов стал транспорт, железнодорожный и авиационный. Началось все с железной дороги.
Тогда опоздания пассажирских поездов на полчаса-час вообще не считались опозданием. В 1987 году мне пришлось ехать на поезде из Барнаула в Хабаровск. Был июль месяц, массовые отпуска и цветы… Спросите, причем здесь цветы? А в том, что цветы скоропортящийся товар, и его везти на поездах нельзя, только на самолетах. Вот тогда и закупил один мужик целый самолет на рейс Алма-Ата - Хабаровск. Причем купил билеты на пассажирский самолет, и мы, трое хабаровчан, возвращавшихся из Барнаула, где должен был сесть пассажирский рейс, в Хабаровск, не смогли купить билет. Причем не сами не смогли, а занимавшиеся покупкой билета работники Алтайского (Барнаул – столица Алтайского края, кто не знает) крайисполкома. Смогли купить билеты только в плацкартный вагон и только на боковые места.
Как оказалось, этот вагон расконсервировали в Барнауле незадолго до отправления, не проверив, работает ли дымоход печки в вагоне. И когда по требованиям пассажиров проводник затопил её, чтобы нагреть воду в титане, дым пошел в вагон. Так что, когда мы прибыли в Новосибирск, где наш вагон должны были прицепить к другому поезду, следующему по маршруту Москва – Владивосток, и долго стояли на запасных путях, мы стали помогать проводнику прочистить дымоход. Путь нам предстоял длинный, а как без горячего чая в поезде? Вот тогда наш поезд прибыл в Хабаровск с опозданием на 12 часов!!! Я боялся, что не сумею оформить отпуск и сесть на поезд до Находки, куда мы всей семьей собрались поехать. Слава Богу, поезд пришел хоть и с опозданием, но я все успел сделать.
Успел даже по телефону заказать два такси, чтобы доехать от дома до железнодорожного вокзала, так как нас было пятеро и много багажа – вещи, ласты, маски, палатки и др. Но такси не приехали к заказанному времени, хотя диспетчер, куда я звонил, сказал, что такси посланы по нашему адресу уже давно. Пришлось ловить частника на стареньком «газике», который нас успел довести до вокзала как раз к отправлению поезда. Слава Богу, у нас был первый вагон, к нему можно было дойти, минуя вокзал. И как только мы забросили наши вещи в тамбур вагона и сами сели, поезд тронулся. Но нас «обрадовала» подошедшая проводница, заявив, что мы опоздали (???) и наши места в купе заняты. Никогда ни до, ни после я так не ругался, как в этот раз. Грозил вывести проводницу на чистую воду, ссылаясь на связи в управлении ДВЖД (а они у меня были), что та нашла нам отдельное купе и еще одно место в другим вагоне. Видимо, она, пользуясь нашим запозданием, решила провести «зайцев», взяв с них наличные, чтобы заработать. Такие факты в те годы были сплошь и рядом, и не только на железной дороге, но и в гражданской авиации. Но там было сложнее, в сговоре должны быть несколько человек – те, кто занимается регистрацией билетов и багажа, и тот, кто запускает пассажиров в салон самолета. Возможно, даже командир воздушного судна мог быть в доле. Потому что в это время не редкость были пассажиры, которые делили место со стюардессами в их служебном отсеке.
Видимо, в 90-е годы таким «заработком» занимались целые авиакомпании. Не знаю, как в Москве, но в Хабаровске до этих ельцинских «реформ», билеты на самолет продавала структура под названием Дальневосточное управление гражданской авиации. К ней относились билетные кассы в городах, в аэропортах. ДВУГА принадлежали самолеты, все аэропорты. Именно эта структура покупала авиатопливо, питание на самолеты, платила какие-то сборы в зарубежных аэропортах. Но, главное, она получала прибыль от пассажирских и грузовых перевозок. ДВУГА была часть Аэрофлота.
Но реформы «младореформаторов» привели к разделению Аэрофлота. Гайдар и Ко посчитали, что это даст больше прибыли, ведь отдельные компании будут конкурировать и снижать стоимость билетов, чтобы привлекать больше пассажиров. Впрочем, это мои дилетантские рассуждения, не надо обращать на них внимание.
Получилось, что образовавшиеся в Хабаровске авиакомпании «Хабаровские авиалинии» и «Местные авиалинии» решили, что им незачем делиться прибылями в ДВУГА, и сами стали продавать билеты. Самый большой бардак получился на рейсах в китайский Харбин, когда на одно место в салоне самолета продавалось по два билета. Я уже писал, что однажды летел из Харбина в Хабаровск и в самолете были стоящие в проходах пассажиры. Конечно, не так плотно, как в автобусе в часы пик, да и полет длился меньше часа, но все же. Чтобы вывести из Харбина всех пассажиров с купленными билетами еще в Хабаровске, самолет Ту-154 брал минимум топлива в полет туда-обратно, и не брал большую часть багажа пассажиров. Его привозили в Хабаровск на грузовом самолета Ан-26. Иногда багаж доставляли пассажирам через несколько часов, а то и на другой день. Мне однажды довелось получать багаж своей коллеги из республики Северного Кавказа, которая прилетела в Хабаровск и улетела на Запад, так и не получив свой багаж в Хабаровске.
Что творилось в представительстве аэрофлота в Харбине в день отлета самолеты, надо было видеть. Очередь, как в ГУМе при продаже импортных дубленок в период тотального дефицита. Хорошо, у меня представительный вид, да и наглости не занимать, так что меня приняли за работника аэрофлота, когда я пробирался через толпу желающих получить отметку на билете, что позволяло им вернуться в Хабаровск. Мне это удалось, тем более что я был знаком с представителем ДВУГА в Харбине.
Но вернемся в лето 1994 года. Я был первым заместителем начальника краевого управления здравоохранения Хабаровского края и летал в Москву в служебную командировку. Билеты туда-обратно купил в Хабаровске. У нас в конторе был мой коллега Вадим Иванович, который много лет проработал начальником медслужбы ДВУГА, и у него сохранился блат в этом ведомстве. Так что проблем с авиабилетами у меня лично никогда не было, а летать в командировки мне приходилось изрядно. До Москвы долетел без проблем, решил все дела в Минздраве России и к назначенному времени добрался до аэропорта Домодедово, откуда совершали рейсы самолеты до Хабаровска. Приехал заранее, чтобы быть в числе первых на регистрацию билетов. Из вещей со мной был лишь кейс с кое-какими личными вещами и документами.
Раньше я не любил регистрироваться рано и потом торчать в так называемом накопителе. Но однажды меня, как последнего зарегистрировавшегося на рейс сняли, чтобы посадить врача, вылетающего по санзаданию. Такое бывало не редко, поэтому я, как человек наученный горьким опытом, стал регистрироваться в числе первых.
Объявили регистрацию на мой рейс до Хабаровска, и я в числе первых 4-5 человек подошел к стройке регистрации. Сотрудница, взяв мой билет и посмотрев на него, заявила, что с этим билетом я не смогу улететь, так как его продали в Хабаровске в кассе авиакомпании «Хабаровские авиалинии», а сегодня в Хабаровск летит самолет «Московских авиалиний». Все мои попытки зарегистрироваться, ведь у меня же не липовый билет, а настоящий, не увенчались успехом. Сотрудница аэропорта стояла на своем и посоветовала обратиться к начальнику смены и сказала, в каком окошке он принимает.
Я чуть ли не бегом побежал к этому окошку, к которому выстроилась огромная очередь. Мои попытки добрать до окошка без очереди явно не понравились стоящим в ней, которые в один голос заявляли, что стоят по такому же поводу, и чуть не побили меня. Пришлось встать в конец очереди и молиться, что регистрация на мой рейс не закончится, когда по мне решится вопрос у начальника смены.
Когда я добрался до заветного окошка, разговор начал с того, что показал свое служебное удостоверение и командировочное предписание. По сравнению с летящими в отпуск у меня было хоть какое-то преимущество. Начальник смены, взяв мой билет и внимательно смотрев его, только что на зуб не попробовав, сделал какую-то запись типа «разрешаю» и поставил свою печать. Я так же почти бегом кинулся к стойке регистрации, где она уже заканчивалась. Сотрудница, та самая, что забраковала мой билет, с немалым удивлением посмотрела на меня, думая с сожалением, что я успел, и взять деньги с «зайца», которого она явно хотела посадить в самолет вместо меня, она не сможет, с кислой мордой зарегистрировала, и я пошел в накопитель, чтобы все же улететь в Хабаровск на самолете тем рейсом, на какой был куплен билет. В самолет уже автобус увез часть пассажиров, и все ждал, когда он вернется, чтобы увезти остальных. Уже в салоне я увидел сотрудницу администрации края, которая работала со здравоохранением, Буссель Татьяну Николаевну, уговорил её соседа пересесть на мое место, и мы полетали вместе. Татьяна Николаевна, услышав про мою эпопею в аэропорту, удивилась. Она редко летала в командировки и с такими махинациями не встречалась. А они были в «лихие 90-е годы» на всех уровнях. А что вы хотите, дикий капитализм, в этом общественном строе человек человеку враг, как учил Карл Маркс.
Свидетельство о публикации №222080200353