Калканцы калка в русских источниках
"Калканцы, колканцы — в русских документальных источниках XVI-XVII вв. так называли галгаев, т.е. ингушей. Впервые на связь этнонима «калканцы» с самоназванием ингушей (гIалгIай) обратил внимание А. Н. Генко. См.: Генко А. Н.
В статейном списке другого посольства каракалканцами названы именно родоначальники галгаевских тейпов
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XVI/Ru..
В 1629 г. терский конный стрелец Девятка Савельев сообщал, что он «покупывал» в «калканах» (т.е. у ингушей) свинец. ( Е.Н. Кушева. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией вторая половина XVI-XVII вв. М. 1963. С 75.)
«В 1604 г. на русских послов по пути через горы, недалеко от входа в Дарьяльское ущелье, с севера «в ночи» напали «горские люди с вогненным боем,.. на стороже их подстерегли и с ними бились, и с пищалей стреляли и от станов наших отбили и многих переранили. А сонские люди (грузины) сказывали, что те люди приходили из гор Калканцы»(Е.Н. Кушева. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией вторая половина XVI-XVII вв. М. 1963. С 65-66.).
Гейслер Христиан-Годфрид-Генрих. Ингуш(слева) и трухмянский татарин. Офорт с раскраской акварелью. 1803 г. http://amutsolgov.livejournal.com/
Калканцы (Галгаевцы) // Славянская Энциклопедия XVII век, Москва, 2004 г.
Filed under: Из истории моего народа,Калканцы —
Tags: 1590 год, 2004 г., ;;;;;;;;;, ;;;;;;, ;;;;;; (;;;;;;), ;;;;;;, Богуславский Владимир Вольфович, Дарьяльское ущелье, Ларсов кабак, Москва, Славянская Энциклопедия XVII век, г1алг1ай, ероханские люди, калканские кабаки, калканские люди, калканцы- галгаевцы, колканские люди, ghalghaj, ghalghay, ghlighvi, ghlighwi, gligvi, kalkanci, торх аристов, ;;;;;;;;;
PS
Очередное вранье осетинских историков. Ингушский Ларс и Салтан-мурза
«Осетины», серия «НАРОДЫ И КУЛЬТУРЫ», ответственные редакторы серии: В. А. Тишков, С. В. Чешко, Москва, 2012 год.
Рецензенты:
доктор исторических наук Ю. Ю. КАРПОВ,
доктор исторических наук Г. И. КУСОВ
Осетины / отв. ред. З. Б. Цаллагова, Л. А., Чибиров ; Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН; Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева Владикавказского Научного центра РАН и Правительства РСО - Алания. - М., 2012 год.
Осетия в XVI-XVII вв.
[С. 76]. «Во второй половине XVI в. через Осетию пролегали маршруты русских посольств в Закавказье. Осетины оказывали послам России всемерную помощь (Полиевктов, 1932. С. 29). Например, владелец Ларса Салтан оказал большую помощь посольствам Родиона Биркина (1587 г.) и Семена Звенигородского (1589 г.). В статейном списке Звенигородского сохранились интересные сведения о Салтане. 25 сентября 1589 г. российское посольство прибыло в Ларс. «Салтан-мирза вышел к послам ко князю Семену да к диаку Торху пеш, а с ним его человек з 10. А говорил: преж сего государевы посланники Родивон Биркин да Петр Пивов шли в Грузинские земли шли на мой же кабак, и яз государю служил, посланников его Родиона да Петра через свою землю провожал и дорогу им куда легче идти указывал и людей своих до Грузинские земли провожати их посылал...» (Белокуров, 1889. С. 150-154).
Сразу скажем: никакой Осетии в те годы еще не существовало и в Ларсе на тот период жили только ингуши и его владельцем был ингуш Салтан-мирза. Все имеющиеся документы и материалы доказывают этот факт. Не говоря о том, что еще в 18 веке осетины платили ингушам дань за пользование землей в Ларса, Балте и Чми.
Вот что пишет Наталья Георгиевна Волкова в своей книге «Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII — начале XX в., Москва, 1974 год»:
«По сведениям источников 70-х годов XVIII в., самыми восточными осетинскими поселениями были населенные пункты в Дарьяльском ущелье по левому берегу р. Терека — Ларе, Чми, Балта.
Однако подобное положение не было характерным для конца XVII — начала XVIII в. Во всяком случае русские источники второй половины XVI—XVII в. дают основания предполагать, что в это время по левобережью Терека в районе Ларса обитало вайнахское население. Первое свидетельство об этом встречается в документах 80—90-х годов XVI в. В них описывается Ларсов кабак, владельцем которого был Салтан-мурза. Национальная принадлежность последнего в источниках не указана, однако устанавливается косвенным путем. Салтан-мурза, неоднократно упоминая в своих речах Ших-мурзу Окуцкого, известного вайнахского политического деятеля второй половины XVI в., называет его своим братом. Естественно возникает вопрос, свидетельствует ли подобное обращение о родственных связях Ших-мурзы Окуцкого и Салтан-мурзы или только о политических симпатиях ларсского феодала? Последнее представляется маловероятным. Ни один из известных нам в настоящее время русских документов XVI—XVII вв., описывающих политические связи и устремления северокавказских феодалов, не содержит подобных обращений.
Поэтому более возможным представляется, что в этом обращении Салтан-мурзы из Ларса отразился факт кровного родства последнего с Ших-мурзой, вайнахом по происхождению.
Поскольку Ших-урза был убит, видимо, в самом конце XVI в., то становится ясным, что Салтан-мурза, имевший тесные связи с Ших-мурзой, уже жил в Ларсовом кабаке во всяком случае не позднее последнего десятилетия XVI в.
Второе известие представляет рассказ Ших-мурзы Окуцкого о том, что в царствование Ивана Грозного (т. е. не позднее начала 80-х годов XVI в.) он водил русские посольства в «Железных воротех» (видимо, Дарьяльское ущелье). Если сопоставить эти данные и приведенные выше сведения о владельце Ларса брате Ших-мурзы Окуцкого Салтан-мурзе, то становится понятной, та сравнительная доступность этого участка Дарьяльского ущелья для Ших-мурзы, проводившего здесь русских послов во второй половине XVI в.
Естественно встает вопрос, в какое время в районе Ларса появилось осетинское население. Выше уже отмечалось, что Ларс известен в документах XVI—XVII вв. Чми и Балта в источниках того же времени не упоминаются. Когда возникли последние два селения и какое население жило здесь в первой половине XVIII в., помогают понять сведения, сообщаемые Клапротом. Местность от Балты (Балташ) до Лаарса, по замечанию этого автора, называлась живущими здесь осетинами Шимит.
В нее входили селения Балташ, Даллагкау, Уллагцмикау (Чми) и Лаарс. Все эти селения принадлежали осетинской фамилии Слонате, происходившей из алагирского сел. Бад. О фамилии Слонате Клапрот в 1807 г. записал следующие сведения. Илальд, родоначальник новой ветви фамилии Слонате, убежал из сел. Бад около 70 лет назад, т. е. примерно в 1730 г., и обосновался на Тереке, где и заложил сел. Улагцмикау (Верхнее Чми).» (с. 125-126).
«Следует отметить, что тагаурские предания не считают Дарьяльское ущелье местом давнего обитания тагаурцев. Одно из этих преданий повествует, что братья Курта и Тага, легендарные эпонимы двух групп осетин, поселившись в ущелье р. Фиагдон, обосновались рядом: Курта — в верховьях реки, Тага — в ее низовьях. После ссоры братьев Тага ушел в ущелье Гизельдона»(с. 127).
«...Факты, сообщаемые Клапротом, говорят о том, что в Ларсе, Чми и Балташе в начале XIX в. жили потомки осетин, ушедших из Алагирского ущелья и поселившихся до конца 20-х годов XVIII в. на земле, видимо считавшейся ингушской. Последний факт подтверждается сведениями того же Клапрота. «Осетины Слонате,— пишет он,— за пользование землей, на которой находились селения Ларе, Чми, Балташ, издавна платили ингушам подати». Однако с усилением фамилии Слонате, которая увеличивалась благодаря новым пришельцам и беглецам, эта фамилия стала причислять себя к тагаурским осетинам и перестала платить ингушам дань, но продолжала платить ее еще в течение 30 лет малокабардинским князьям Мударовым.
«Осетины Слонате,— пишет далее Клапрот,— прекратили платежи кабардинским князьям Мударовым с тех пор, как старший сын Ахмеда из Чима по имени Мисост убил черкесского князя Алкаса Мулдарате, попытавшегося силой увезти сестру Мисоста». Четвертый брат Мисоста — Арсланбег Хасан, кунак и друг черкесского князя, отомстил за его кровь, застрелив своего брата, когда тот спал на сторожевой башне. После этого Арсланбег Хасан убежал к ингушам, среди которых жил со своей семьей уже в 1807—1808 гг. Этот побег к ингушам одного из Слонате совершился, вероятно, не ранее 90-х годов XVIII в...»(с. 128).
Непонятно только почему в данной книге Волкова считает осетин Слоновых и ингушей Дударовых одними и теми же. Все осетинские и ингушские предания и источники говорят, что Дударовы - ингуши, а Слоновых - осетинские беглецы.
Такие же данные приводит Волкова в своей другой известной работе «Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа», Москва, 1973 год:
«Ларсов кабак в последней четверти XVI в. принадлежал северокавказскому феодалу Салтан-мурзе. Судя по тексту статейного списка 1589—1590 гг., он был родственником известного в то время вайнахского феодала Ших-мурзы Окуцкого. «И Салтан-мурза говорил: то если слышал от узденей и брата своего Ших-мурзы Окуцкого, что кабардинские все князи били челом в службу государю вашему, а яз ныне хочу государю ж служити по свою смерть, как государю вашему служил брат мой Ших-мурза Окуцкой» [36, 150]. Действительно, Ших-мурза Окуцкий — один из представителей северокавказской феодальной знати, вошедший в контакт с русскими, «давший шерть русскому царю»,—широко известен в русских источниках начиная с 80-х годов XVI в.
Он активный участник сношений России с Грузией, поскольку через его владения пролегала одна из посольских дорог в Грузинское царство. Племенная принадлежность Ших-мурзы, видимо отразившаяся в имени Окуцкий, и родственные связи последнего с Салтан-мурзой заставляют предположить ваинахское происхождение этой, феодальной фамилии — владетелей Ларсова кабака.
Кроме Ларсова кабака, принадлежавшего Салтан-мурзе, источники XVI—XVII вв. на пути следований русских посольств через Дарьяльское ущелье в Кахетию называют Черебашев кабак. Впервые это поселение упоминается в статейном Списке посольства князя Семене Звенигородцкого и дьяка Торха, шедшего в Кахетию в 1589—1590 гг. [36, 222]. Отправившись 24 ноября от Ларсова кабака, посольство через день пришло в Черебашев кабак, где находилось один день для наведения моста через Терек. Пройдя через мост, посольство 28 ноября подошло к горам к Сонской земле. Затем, перейдя еще одну реку двинулось на Каракалканы и далее в Кахетию. Таким образом, из текста приведенного документа выясняется, что Черебашев кабак находился на левом берегу Терека, в одном дне пути к югу от Ларса и в двух днях пути от «Сонских гор».
Кто же были жители Черебашева кабака? Его название указывает на однофамильный характер этого поселения. Статейные списки не сообщают никаких сведений об этнической принадлежности фамилии Черебашевых. В этом плане многое дают этнографические и фольклорные материалы. Среди ингушей в настоящее время известна фамилия Черебижевых. По рассказам информаторов, предки этой фамилии жили на Военно-Грузинской дороге, примерно в районе сел. Гвилети. Можно предположить, что Черебашев кабак русских источников XVI—XVII вв. представлял собой поселение ингушской фамилии Черебижевых. То, что Черебашевы были вайнахи, подтверждается также другими фактами. Так, в русских документах ХVII в. известны имена нескольких ококов, служивших в Терках: Чербаш Давруков, Черебаш Албеков и др. [91, т. I, 94, 195]. В октябре 1640 — июне 1641 г. в Москву приезжали из Терков посланцы Келмамета-мурзы Черкасского — уздень Румуков и окоченей Чербаш [5, ф. 121, 1640, д. 2, л. 33].
Имя Черебаша (Чербыша), жившего в сел. Гвилети известно в исторических преданиях ингушского народа. Одно из таких преданий, записанное Б. Далгатом, рассказывает, как Чербышу удалось разбить войска кабардинского князя, шедшего на Тифлис, и как за эту услугу грузинский царь Георгий подарил Чербышу землю от Казбека до Гамлета(Гвилети) [68, 37].
«Гумлетцы», комментируя это предание, пишет Б. Далгат,— пользовались этой землей, а в 1889 г. она была официально признана за ними» [68, 37]. Другой, более детальный вариант этого же сказания опубликован в 90-х годах в газете «Кавказ» [156].
В этой легенде предком гвилетцев также назван Чербыш, изгнанный с плоскости кабардинским князем и поселившийся «в горах предгалгайских», у речки Джейрах-Айрмэхи. По преданию, в селении Чербыша жила одна фамилия, включавшая его 12 женатых сыновей. Далее в тексте приводится тот же сюжет о разгроме Чербышем у Дарьяльской крепости партии кабардинцев, шедшей на Грузию и возглавлявшейся князем Асахметом, который несколькими десятилетиями ранее совершил нападение на равнинные и предгорные ингушские поселения. В награду за помощь Грузии Чербыш попросил у грузинского царя земли по реке, берущей начало из Девдоракского ледника. Получив эту землю, Чербыш разделил свою фамилию на две части: старшим велел поселиться в новых местах на Хайхи, где построил башню, а младших оставил в своем Аулурте.»(стр. 155, 156, 157)
На принадлежность Ларса к ингушам указывает и исследователь Берснако Газиков в своем объемном труде «Гилате»:
«Гвилетцы находились в тесных отношениях с джераховцами и со всеми ингушами жителями долины Терека, которые и являлись единственными жителями этих мест. В Ларсе проживали ингуши Дударовы. Первым осетином, поселившимся на левом берегу Терека (в районе Чми) в 1730 годах, был беглый алагирец Илальд Сланов, которого приютили Дударовы, который платил ингушам дань за пользование этой землей.
Эти данные приводит Ю. Клапрот:
[S. 667] «Die ganze Gegend von Baltasch bis Laars wird von den hier wohnenden Osseten Schimit genannt, und die D;rfer Baltasch, Dallag-kau, Ulag Zmi-kau und Laars geh;ren der Familie Slonateh, die aus dem Walagirischen Dorfe Bad, am Flusse Fiag, stammt.
[S. 668] Ilald, der Stammvater dieses neuen Zweiges der Familie Stonateh, entfloh von dort vor etwa siebenzig Jahren, und setzte sich am Terek fest, WO er das Dorf Ulag Zmi-kau oder Tschim anlegte...»
«...Вся область от Балташа до Ларса живущими здесь осетинами называется Шимит, и деревни Балташ, Даллаг-кау, Улаг Цми-кау и Ларс принадлежат семье Слонате, которая происходит из Валагирской деревни Бад, на реке Фиат. Илальд, предок этой новой ветви фамилии Слонате, убежал оттуда около 70 лет назад и осел на Тереке, где он основал деревню Улаг Цми-кау или Чим» .
[S. 669] «Sonst entrichteten diese Osseten an die Inguschen, die sich diese Gegend zugeeignet hatten, eine Abgabe, allein nach und nach wurden sie durch neue Ank;mmlinge und durch Fl;chtlinge im Gebirge starker, so da; sie sich jetzt zu den Tagaurischen Osseten rechnen, und keine weitere Abgabe geben...»
«Обычно эти осетины платили дань ингушам, которые владели этой местностью, но потом они постепенно усиливались, благодаря новым переселенцам и беглецам в горах, так что они теперь причисляют себя к тагаурским осетинам и не платят более дань...» (Julius von Klaproth. Reise in den Kaukasus und nach Georgien: unternommen in den Jahren 1807 und 1808/ Erster Band, Halle und Berlin, 1812).
Исаева Т. А., в своей статье «Политические взаимоотношения Чечено-Ингушетии с Россией в конце XVI — первой половине XVII в. в книге «Взаимоотношения народов Чечено-Ингушетии с Россией и народами Кавказа в XVI— начале XX в.», Грозный, 1981 год» пишет:
«Важным звеном в юридическом оформлении подданства была присяга. Присягу на верность царю дал в 1589 году ингушский владелец Салтан-мурза — хозяин Ларсова кабака, крупный феодал, имевший в горах земельные угодья, зависимое население и контролировавший вход в Дарьяльское ущелье.
Из материалов русских посольств XVI века в Грузию видно, что помимо упомянутого Аргунского ущелья, послы могли пройти в Грузию, направляясь вверх по Сунже до одного из притоков Терека — р. Быстрой, далее по левому берегу Терека через Ларсов кабак, Дарьяль, Черебашев кабак и Сонские земли. Один, из важнейших участков этого пути проходил через кабак Салтан-мурзы и далее через ингушский Черебашев кабак. Через земли и Ларсов кабак Салтана прошли посланники в Грузию Родион Биркин и Петр Пивов. Салтан указал послам наиболее удобную для продвижения дорогу в Грузию и в провожатых послал своих людей.
При дипломатических встречах с представителями иностранных держав русские представители с 1589 года в числе вступивших в подданство называли Окоцкого, «Оварского» и «Черного» князей, «мичкизскую», «Окоцкую землю ». Наименование «Окоцкая земля» могло быть в данном случае употреблено в широком смысле — как общее название территории Чечено-Ингушетии.
В целом же под покровительством России к концу XVI века находилась территория равнинной и юго-восточной Чечни, а также имевший важное торгово-экономическое и военно-стратегическое значение район Ингушетии — Дарьял и Ларсов кабак.»(стр. 16, 17).
Такого же мнения в этой книге придерживается исследователь Магомадова Т. С., которая в своей работе «Важнейшие пути русских транзитных передвижений на территории Чечено-Ингушетии в XVI— XVII вв. пишет:
Очередная остановка была у Ларсова кабака (селение Ларс на Военно-Грузинской дороге у входа в Дарьяльскую теснину). Последним ориентиром пути был Черебашев кабак (современное ингушское селение Гвилети).
В районе Дарьяльского ущелья русским посольством 1637—1639 годов был использован иной вариант этого пути одно из боковых ущелий реки Терек. Осложнившиеся отношения между грузинским царем Теймуразом и «Сонским» (Арагвским) эриставом, на владения которого из ингушских селений Ларс и Черебашево должны были проследовать послы, заставило новый перевальный путь от Дарьяльского ущелья.»
Вывод один: большая часть истории осетин основана на лжи и фальсификация.
Свидетельство о публикации №222080200445