Явление дакини Янжимы

Житель улуса Ярикта, собирая в лесу валежник, нашёл шкатулку, в которой находилась пирамидка, носившая название «Ступа тысячи Будд».
Весной 2005 года об этой находке узнал Хамбо лама Дамба Аюшеев. Приехав в Ярикту и простукивая камень, под которым нашли шкатулку, Хамбо лама замер на месте. А после воскликнул: «О! Здесь находится Бурхан!»
Сам Хамбо лама рассказывал о случившемся такими словами: «Когда я поднял голову, в лицо мне ударил свет. Я зажмурился, а когда присмотрелся, то на огромном валуне метрах в десяти от себя увидел чёткое изображение танцующей Богини…»
Вначале люди, приехавшие вместе с Хамбо ламой, увидели это изображение, как размытое пятно. И тогда Хамбо лама закрыл глаза и стал читать мантры. По мере чтения облик танцующей богини стал приобретать более чёткие черты.

*
Местная легенда утверждает, что жили когда-то Баргузинской долине две сестры. И та, которую звали Янжимой, обладала прекрасным голосом. Янжима пела и радовала людей, живущих в Баргузинской долине. И в семьях, которые она навещала, рождалось много детей, скот никогда не болел и коровы хорошо доились.
Однажды, очищенные молитвами и делами, совершаемыми на благо людей, Янжима со своей сестрой вознеслись на небо и стали дакинями.
Баргузинская долина и дакиня Янжима неразлучны. Они – как Солнце и Луна, как слова и мелодия песни.

*
По словам местных старожилов, у скалы, возле которой явила свой облик дакиня Янжима, в начале XX века медитировал настоятель Баргузинского дацана Цыден Содоев. А в 1930-е годы, во время гонений на религию, в этом месте были сокрыты священные реликвии Баргузинского дацана.

*
Место, в котором проявила свой облик дакиня Янжима, называется «Уулзатараа», что в переводе на русский означает «Встреча». Неподалёку от него находятся две скалы, которые встречаются друг с другом. И встреча эта глубоко символична.
Согласно существующей легенде, именно в этом месте встречаются мир Небожителей и мир людей.

*
Экскурсовод Туяна, часто бывающая возле лика Янжимы, заметила, что дакиня является людям в разных обличьях. Одни видят её беременной, другие – в юбке, третьи – в окружении Небожителей. А кому-то Янжима может и вовсе не явиться. Туяна в этом случае разводит руками. И говорит, грустно улыбаясь: «Значит, не пришло ещё время».

*
Важные события из жизни буддийской Сангхи России.
В 2009 году в Баргузинской долине, рядом с местом проявления лика дакини Янжимы, началось возведение Цокчен дугана Баргузинского дацана. Или Дворца богини Янжимы, как стали называть его прихожане.

*
Культ дакини Янжимы распространён широко, её знают под разными именами. В Индии Янжиму называют Сарасвати, в Тибете – Янг Ченмо, в Монголии – Келин Укин Тегри, в Китае – Тапьен Цай Тьену.

*
Янжима является главной богиней индуистского пантеона, а вслед за ним – и буддийского.
В Японии Янжиму также почитают. В этой стране существует храм, посвящённый дакине Янжиме. Японцы почитают её как богиню знания, искусства и благоденствия, покровительницу детей и студентов.

*
Основная практика Цонкапы, великого реформатора буддизма, была связана с дакиней Янжимой.
В один из своих ретритов  Цонкапа начитал 50 миллионов мантр, посвящённых этой дакине. Считается, что благодаря помощи Янжимы Цонкапа раскрыл свои духовные способности.

*
Дакиню Янжиму почитали многие буддийские учителя, в их числе и Хамбо лама Даши-Доржо Итигэлов.
Упоминая эту богиню в заглавии одной из своих книг, водитель бурятского народа придавал ей особое значение. И связывал эту дакиню с явлением почитания Учителя.
Именно Янжима, как считал Хамбо лама, помогает объединению сознаний, ведущему к просветлению.

*
Дакиня Янжима по праву считается покровительницей искусства. Она помогает развитию тонкого ума – источника многих творческих способностей.
Буддийское искусство насквозь проникнуто танцами дакини Янжимы, и в этом – его непреходящее значение.

*
Развитие тонкого ума способствует раскрытию в человеке мыслительных способностей. Философы и учёные недаром принадлежат к категории людей, особо опекаемых этой дакиней. Земной план существования считается отражением Небесной Страны, в которой дакиня Янжима является супругой Манджушри – бодхисаттвы мудрости.

*
Почитание дакини Янжимы помогает развиться красноречию, без которого ни один водитель народа не способен достичь зенита своей славы.
Музыкальность речи человека – главный аспект этого дара – связан с тонким восприятием действительности. Танец слов, подвижность ума, радостное восприятие действительности приводят к развитию красноречия.

*
Одним из признаков тонкого ума, развитого в человеке, является доброта и сострадание. А эти качества напрямую связаны с созданием семьи и воспитанием будущего поколения. Поэтому дакиня Янжима помогает обрести семейное счастье и всячески покровительствует молодым.

*
Дакиня Янжима иногда ассоциируется с Белой Тарой, которая являет признак водительства народов. И это лишний раз подчёркивает важность её появления в Бурятии, устремлённой строить новую жизнь в согласии с буддийскими законами.

*
Дакиня Янжима явила свой облик 24 числа месяца Дракона по лунному календарю, и поэтому молебен, ей посвящённый, проводится именно в этот день.
Начинается молебен ранним утром песней-молитвой, восхваляющей Янжиму. Её исполняют рядовые ламы, настоятели дацанов и сам Пандито Хамбо лама. Нежная зелень пробуждающейся природы, щебет птиц, праздничная палитра хадаков, поднесённых этой дакине, создаёт атмосферу духовного единения и возвышенного слияния с Природой.
В честь дакини Янжимы на месте её появления ежегодно устраивается праздничный концерт. В нём принимают участие как коллективы художественной самодеятельности, так и профессиональные артисты. Люди приносят в дар своей богине лучшие песни и танцы.
Разъезжаясь после завершения праздника по домам, его участники увозят от дакини Янжимы самое дорогое. Веру в лучшее будущее и силы для преодоления трудностей пути.

*
Дакиня Янжима, изображаемая на танках, поднимает в грациозном движении руку и ногу, готовая начать свой танец, посвящённый сотворению жизни и красоты. Ибо одно невозможно без другого.
Благословенна земля и народ, на ней живущий, призвавший в свою жизнь эту прекрасную Богиню.


ДОЖДЬ ИЗ ЦВЕТОВ (бурятские буддийские притчи)


Рецензии
Как интересно! Разве плохо верить в такую прекрасную богиню, с ее помощью верить в лучшее будущее и преодолевать жизненные трудности. Спасибо, Игорь! Притча замечательная! С теплом. Зел.

Луана Кузнецова   25.11.2023 00:15     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.