Школа национального искусства

С раннего детства Санжи-Цыбик Цыбиков лепил фигурки божеств, людей и животных. Материалом для юного скульптора служило всё, что имелось под рукой. Даже коровьи лепешки годились для лепки!
Юрта, в которой жила семья этого мальчика, становилась всё больше похожей на музей. И гости, посещавшие её, спрашивали его родителей: «Из каких миров этот мальчик пришёл?»

*
Когда Санжи-Цыбику исполнилось 7 лет, его отдали учиться в Янгажинский дацан. На рубеже XIX – XX веков, когда происходили эти события, Янгажинский дацан достиг вершины своего расцвета.
При этом дацане работала школа, готовившая священнослужителей различных направлений. Имелся и философский факультет, которым руководил Даши-Доржо Итигэлов. И Санжи-Цыбик, привлечённый желанием узнать буддийскую мудрость, а также незаурядной фигурой его руководителя, стал учиться философии.

*
Случилось так, что Даши-Доржо Итигэлов стал коренным учителем Санжи-Цыбика Цыбикова.
Рядом с духовным авторитетом будущего Пандито Хамбо ламы, в близком и постоянном с ним общении формировалась личность этого художника. Окончив 16-летний курс изучения философии, Санжи-Цыбик получил учёную степень «габжа». Но жизнь молодого философа пошла по другому пути.
В те времена бурятская философская школа уже возникла, успев заявить о себе в Тибете и Монголии. А вот национальной школы искусства ещё не существовало. И Санжи-Цыбик Цыбиков, имевший талант художника, решил посвятить свою жизнь развитию национальной школы буддийского искусства.

*
Санжи-Цыбик освоил все виды ремёсел, составлявшие пантеон буддийских искусств: живопись, скульптуру, декоративную резьбу, художественную роспись и строительство культовых сооружений. Такое было под силу лишь высокому перерожденцу, скопившему опыт в веках и пришедшему в мир оказать помощь своему народу.
Чтобы поднять на должную высоту буддийское искусство и увлечь им людей, необходим был не только талант художника, но и большие организаторские способности. В случае с Санжи-Цыбиком именно так и произошло. Окружённый своими многочисленными учениками,  Санжи-Цыбик создал школу так называемых Оронгойских мастеров, слава о которой разнеслась по всему буддийскому миру.

*
Оронгойским мастерам – коллективу талантливых живописцев, резчиков по дереву, скульпторов, архитекторов и строителей культовых сооружений – доверяли строительство и дальнейшее оформление самых сложных дуганов. Янгажинский, Загустайский, Тамчинский, Агинский и многие другие дацаны увидели труд этих мастеров. Сегодня об архитектурном таланте Санжи-Цыбика Цыбикова можно судить, глядя на Дворец Хамбо ламы Итигэлова. Дворец представляет из себя точную копию Цокчен дугана Янгажинского дацана, созданного по проекту Санжи-Цыбика и разрушенного в 1930-х годах властью большевиков.

*
Санжи-Цыбика Цыбикова, имевшего широкую славу художника, постигла участь многих бурятских лам.
Осенью 1931 года его, легко одетого, посадили в машину и увезли. А когда родственники навестили Санжи-Цыбика в тюрьме, он отказался принять от них еду и тёплые вещи. Санжи-Цыбику было всё равно, как умирать – сытым или голодным, в холоде или в тепле!
Здесь нужно пояснить, что лам, имевших учёную степень, большевики расстреливали на месте. Такой лама был, по их мнению, намного опаснее, чем другие. И Санжи-Цыбика, имевшего учёную степень «габжа», ожидала такая же участь!
Находясь в тюрьме, Санжи-Цыбик дни и ночи занимался медитативной практикой, и результаты её дали о себе знать. Покровительство Небожителей, образы которых мастер воплощал в дереве, также необходимо учесть при оценке того, что произошло. А произошло нечто необычное!
Через месяц Санжи-Цыбика Цыбикова выпустили на свободу. Оказалось, что дело, заведённое на него, загадочным образом исчезло из тюремного архива.


ДОЖДЬ ИЗ ЦВЕТОВ (бурятские буддийские притчи)


Рецензии