продолжение д 13

…А тут ещё и нате вам – главный художник (друг глав.режа и любимый его собутыльник), и зав.литературной частью (жена директора), зав.труппой (любовница зятя глав.режа),  зав.постановочной частью (муж ведущей актрисы, почти что народной), и начальники цехов – переженившиеся друг на дружке… Вот же кутерьма какая, а не иерархия? Тут чёрт ногу сломит… Какой тут протокол? Какой протокол? Какое штатное расписание? Вы представляете себе такие хитросплетения со всеми «народными» и безнародными миазмами? Представляете? Со стороны глав.режиссёра – это никем неограниченные права художественного руководителя, и весь «творческий коллектив» - творчески под ним ходит, как верблюд под погонщиком, терпит его и лежит под ним… Со стороны же директора – это вся бухгалтерия (с глав.бухом во главе, ко всему прочему…), и связи со снабженцами, и почти со всеми меценатами... И потому - в первую-то очередь - связь с деньгами у директора, что не менее, а даже более значимо и важно, чем всё остальное…  И это только верхняя часть административно-художественного аппарата всего «Закулисья»! Только верхушка Айсберга! Только верхняя планка… Но всё это ещё и опирается на более-менее нижнюю часть, плавает на ней, как на промежуточной прослойке – как на своего рода прокладке, между «Элитой» и глубинами «Океана»! И этой «прокладкой» руководят начальники цехов, которые - и вроде бы - и чуть-чуть даже уже в чём-то и наверху уже… Своими мыслями и чаяниями – они, конечно же, там! Но и, тем не менее, а на самом-то деле - они почти что - и в самом низу, в массе, в гуще, под боком у театрального простонародья! И куда ты от этого всего денешься? Сидит девица в темнице, а коса на улице! (Русская загадка. Ответ: «Морковь» (Овощ)) Роль по жизни – «названый груздём…» На то прокладка и нужна, чтобы быть: и к нашим и к вашим… Промежуточное техническое звено…  И всё ведь, как и в жизни… Кто кому подражает, и кто кого копирует – и пойди ты теперь и разберись? Малое в большом, и большое в малом… И всё ведь, как и у тех «муравьёв», что пришли в зрительный зал с улицы, купили билеты (или им всучили их (билеты эти)… – в наше время очень часто билеты просто «всучивали» и навязывали через школы, предприятия, институты…) – а зачем пришли? – а пришли, чтобы приобщиться и к чему-то из ряда вон выходящему… Хочется ведь иногда и из ряда вон выйти куда-нибудь, чтобы не так скучна была серая жизнь? Хочется ведь? Конечно же, хочется! Вполне человеческие желания… Люди же не машины, а чувствующие объекты… И пирамида в целости и сохранности, муравейником, и наблюдается - и там и там, во всей своей красе! Кучечка за кучечкой, иерархически распределённых ролей по всем уровням и планкам… И многие даже не знают (ни на верху, ни внизу), что они следуют чётко выбранной роли! Сценарий у них прописан в крови, буква за буквой… Только листки меняются год за годом (кролик, тигры, кабанчики, петухи…), и верхний «листик» уходит под нижний, а нижний чуть-чуть приподымается и пододвигается кверху, пока не окажется и на самом верху, а оказавшись там - и не отработает свой текст… Карма, мать твою! Колесо Сансары! «Шанданакары» всякие и подобная ерунда… (Шутка!) Но тут - и вот какое дело - даже самый низший по иерархии в театре «муравей» – считает себя, по большей части своей, и всегда-то приобщённым и к нечто такому чему-то и большему, и чему-то такому и более значимому, чем просто так и как все – никто и ничто… Когда ты за кулисами – «Боги» рядом, и всё такое прочее - и где-то далеко-далеко и неправда… И такой «закулисный муравьишко» добровольно страдает всегда – и той или иной степенью завышенного тщеславия… Театральное высокомерие присутствует, как язва желудка! (За редкими исключениями, которые только и делают то, что подтверждают правила!) Синдром «наполеончиков», очень распространённая харизма… Мысли-то у всех одинаковые и подпитываются они одним и тем же: «Я хоть и «младший помощник старшего дворника», но нахожусь как-никак, а при театре (при закулисье), и потому – и не такой уже и как вы все остальные серый человечек – а раз я не такой, как все, то потому и не чета я вам! Маленький гусёнышь, но не поросёнышь… Мой «Дом» хоть и не моя крепость, но я в ней (в крепости этой) на самом дворе работаю, а значит дворянин! Работник искусства получаюсь! А вы как думали? И никто у меня этого не отнимет. Вот те на? Вот так и дела получаются? Вы видали такое, а? Вот оно, значит, откуда «дворяне-то» берутся? Чувство собственного достоинства, раскрашенное местом пребывания «этого самого достоинства»… Макияж, одним словом… И с каких это веков, и с каких это пор, так дело-то всё это обстоит и повелось? С каких, с каких… Да с таких… Да спокон веку! И гусь тут, конечно же, хоть и гусь – и так себе птица – но… - не всем случайным свиньям товарищ! А что здесь тогда и говорить-то о тех, кто на самом-то верху - и подавно - с самого рождения, там обитает и пребывает, как в колыбельки? Кому «третий этаж» театрального здания перешёл по наследству… Кто ещё с детства: Ноги свесив, удочкой рыбу ловил из окна в ближайшем прудике… О таких-то что и говорить? Они-то ничего другого просто и не видали! Их высокомерие не имеет границ! Безграничное оно, как у Мандельштама… У таких - подобные видения Мира вокруг с молоком мам впиталось в кровь, и потому в крови присутствуют от рождения, как вирус вседозволенности! Берега потеряны ещё в утробе, ещё задолго до рождения, рыба достаётся даром, а ловят рыбку творчества только так, ради развлечения… Истэблишмент… (Какое жирное-то, чужое и английское слово…) Маркса с Энгельсом на них нет! (Шутка!) Хотя, правда, в наше-то время - (тут мы о Советском времени говорим, потому что вспоминаем именно его, позднее советское время…) - их всех, рождённых с ножками свесившимися из окна… (и даже тех, кто на самом верху успел «расположится» и не только даже задолго «до своего рождения», но ещё и намного раньше - за два, за три поколения до своего рождения, и потому родился уже с некою особенно испорченной кровью, цвета «белых голубей»!) – так вот их-то, в той или иной мере – (даже в позднесоветские времена – во времена, когда «Элита» совсем уж зажралась и настолько уже зажралась, что строила «быдлу» только одни цветные глазки, а сама при этом уже уверено держала фиги в кармане!) – так вот, тогда даже их (элитариев этих) жизнь ещё заставляла придерживаться общей с народом идеологии, которую они сразу-то никак не могли отменить! Не получалось у них этого… Надо было ещё как-то поиграться в «коммунистические» бирюльки и подготовить почву… Ох, и уставали же они на этой работе! Долго они её готовили «почву эту», борзея не по дня, а по часам… А идеология всё никак не отменялась и не отменялась! А идеология-то эта сама в чём и заключалась-то? А идеология сама и заключалась в том, что зритель – это всё! Абсолютно всё, без всяких исключений! Что он скажет, что он подумает, как он решит – так и будет! Его мнение – «Закон», будто бы! И это «всё», которое сидит в зале и хлопает в ладоши - и есть народ – главный в стране народ, «Избранный народ», и самый-то самый партийный народ, и так сказать - сливки всего трудового пролетариата – вот оно как! А вы как думали? И он – как народ (и зритель этот) – во всём пространстве большого «Театрального Здания» – и кругом и повсюду – (и даже за кулисами, куда его правда, конечно же, не пускали!) – не менее главный абсоргент, чем даже там и какой-то, ещё и главный режиссёр! Режиссёр – это так себе - (по господствующей идеологии!) – всего лишь на всего - слуга Народу! Творящий слуга… Главнотворящий, но народный! (Каламбур!) И всё тут решал билет с надписью «КПСС», красная корочка в кармане и членство… Была ещё «ВЛКСМ», но это так – подбрюшье «КП и СС» (Шутка! Злая!) Был такой анекдот: «Примите меня в «СС», в «КП» я уже был! Зло, конечно же, но слов из песни, как говорится… Интеллигентики проклятые понапридумывают же такое… Классовый подход, однако, и чёрт его возьми… Жестокая вещь! Нашли панацею… И эта замена кастовому, в чём-то даже и более хитрая вещица, чем сами касты… Перещеголяли они в этом индусов! Ой, как и перещеголяли! И такой подход где-то даже, и как-то даже, более изворотливая форма прежнего подхода, пространство для манёвра имеется больше, если толпы нужно будет за собой и повести куда-то… Три физиономии - (одна за другой выстроившись!) – на всех плакатах, поддерживали это предположение – Маркс, Энгельс и Ленин… Незыблемые и незабываемые авторитеты – критиковать которых было нельзя, потому что чревато («чревато» в том смысле, что от слова «чрево», которое (и чрево это), если начать расковыривать, то ничего хорошего, для ковыряльщика, из этого дела не выйдет, как минимум «психушка»… ) Чрево беречь надо! Если каждый, да грязными руками туда полезет? «Мы придём к победе Коммунистического труда!» - было написано на всех заводских стенах, на заводских трубах крупными буквами – «Слава КПСС!»… А как же и иначе-то? Без идеологии-то? Без неё никуда! Как жить без идеологии-то? Попробуйте! Это смерти подобно… Потому что - ну, никак, ни за что у вас не получится! А почему? А потому, что отсутствие идеологии – это тоже уже есть идеология! Вот такая подляна, с пирожками-то… У нас до сих пор даже эти надписи сохранились в укромных местах… Ждут, видимо, своего часа? Народ-то (в наше время) главным был – и как творец, и как созидатель, и как производитель, как бы его «Элита» не предавала! Не готов ещё ко многому был народ, не готов… Но, как говорится, – Цивилизация Меры – она всегда себя так ведёт… Ветрена чуть-чуть… (А.С. Пушкин (Шутка!)) И «Голова всему» слегка глуповатая, потому что мозги всё время подвозили и откуда-то со стороны… Когда совсем «Голова»-то глупела «от чужих-то мозгов», то её и отсекали! Чик – и тело отдельно, само по себе живёт, а голова отдельно… О Русь – о деревня! (Эпиграф А.С. Пушкина к одной из глав «Евгения Онегина»…) Монстр какой-то, а не Цивилизация?! И как такую Цивилизацию понять-то, как с ней обходиться, как обращаться? В нормальном-то Мире – (Рыцарском!) – отсёк голову, и дело с концом! А тут? Это - как в том анекдоте, когда Алёша Попович поехал биться со «Змеем Горынычем»! Встал перед пещерой и ну, давай кричать: «Выходи, чудище проклятой биться будем! Что струсил!!» Кричит и кричит, кричит и кричит… А тут появляется из-за угла голова «Змея Горыныча» и говорит: «Биться так биться, а чего в задницу-то кричать?» Вот такие вот пирожки… И это ведь всегда работало - наперекор всему, когда столько раз «Голову» новую воспитывали для этих «варваров» – подвозили ей мозги – самые новые, самые свежайшие и в «Голову»-то эту запихивали – так, что даже из ушей уже текло, так много их в ней оказывалось, а потом, когда слишком умной становилась, то и отсекали её от народа, а тело - и совсем-совсем, и каким-то непонятным образом - жить продолжало – от хищников отбивалось, словно бы и не лишилось оно головы! Ну, не может же такого быть? Никак не может?! Это же всё противоречит здравому смыслу? Здравому смыслу «Рыцарей без страха и упрёка», может быть, и противоречит, но не Русскому здравому смыслу! Смыслы-то разные бывают… По Русски – это в порядке вещей… Не без потерь, правда, и всё это потом возрождалось (воссоединение головы с телом), но возрождалось же, как словно бы так всё оно и было, каким всегда и являлось! А вот для посторонних глаз ужас… Ужас один! Но ведь там Русский Дух - там Русью пахнет! А вы как думали? Не догоняют они ещё глупенькие… Потому что Англосаксы… Да и «Азиаты» не лучше их, когда Русь переделывать лезут на свой манер… Не проходит всё это, на арапа не возьмёшь, Мера нужна… Вон бедный Голливуд сколько фильмов на эту тему уже наснимал? Просто утонул в своей продукции… И фильмами ужасов всё это дело назвал, когда «Тело» отдельно от «Головы» жить не только может, но и продолжает прекрасно чувствовать, как словно бы и не отсекали ничего! Да где это видано и такое-то? Да как такое только и может происходить на самом-то деле? Не понять им, ой - не понять… Ужас один – и этим всё сказано! Другие мозги тут нужны, совсем другие… Вот и «Марксизм» на Русский Мир надели, как презерватив на земной шар, а получили в ответ – Сталина! И этот «мраксизм» так измахратили русичи, что мама не горюй! Маркс в гробу, наверное, не раз перевернулся! Так там его вертухало… Но под флагом «Марксизма-Ленинизма» (и под чутким руководством КПСС) – шли и шли в светлое будущее «советские народы», пока приходилось срочно подвозить «свежие мозги» в голову «парт.аппарата»! Надо было «закачать» «Голову» совершенно «новыми мозгами»! Столько времени понадобилось, чтобы после смерти Сталина, «старые-то мозги» на «новые» заменить, да так ещё заменить, чтобы между собою они не передрались за место у кормушки! Мозги-то эти проклятые… В.И. Ленин на эту тему высказался и очень нелицеприятно… А пока мозги подменяли, чтобы тело отсечь «по новой», приходилось всё-таки придерживаться – и как-никак - обнародованной идеологии… А куда ты от этого денешься, когда весь народ по ней живёт и на неё дышит? Народ и Партия – едины! Будь оно всё неладно… Но хамов тогда было поменьше, чем сейчас, потому что ещё за шкуры свои боялись, чтобы народ не посдирал, и дрожали за места, народом им данные… Приходилось гадить, но с опаской, с оглядкой всё это делать! И туалетную бумагу при себе всегда держать… Ну, и что с того? – спросите вы… А всё равно ведь развалили то, что развалить задумали! А и то! – ответим мы вам… Развалить-то развалили, но не до конца! До конца с Русью никогда не получается, как бы не старались! В том-то их и беда, что они (эти «развальщики») этого-то и не понимают… Не доходит до них, что они совсем с другой Цивилизацией дело имеют. Совсем по другим принципам работающей… Без Меры-то никак нельзя! Без Меры всё рухнет. Но как им это объяснить? Как? Пробовали! Не понимают! Если бы поняли, то сразу бы и оказались Русскими! (Шутка!) А ведь и в наши «застойные времена» - на верху (при головушке) было не мало и таких людей, которые даже в своих творческих амбициях, искренне считали, что они с народом единое целое, и потому должны-то творить для него – для народа, и не для кого более… Вот же какие дураки, понимаете ли? Бесило это всё «Умных людей», злило их, а что ты будешь и делать, как с этими дураками справляться? Как? Время-то ещё не пришло… Вот Брежнев – (старый мерин!) – был ещё жив, Андропов, хоть и с почками, но ещё был не совсем у власти, а о Горбачёве никто ещё и не слышал даже! О дяденьке с пятном на лысом черепе… И как такое может быть? Чтобы всё уже готово было, а ничего не происходит, потому что время ещё не пришло? И кто следит за временем? Кто? Есть кто-либо – кто это всё «отмерял»? И почему это им позволено делать было? Почему? Вот вопрос вопросов… Застой! Пора полностью стоячей воды… Всё уже было готово, но чего-то не хватало… А чего не хватало-то? Вот это и ещё один – вопрос вопросов! А чего не хватало-то? Чего дожидались-то? Идёт бычок качается, вздыхает на ходу – ой, досточка кончается, сейчас я упаду… Может быть у Девятова спросить, с его «Космическими циклами» и «Книгами перемен», или у Фурсова, с его раскачиванием маятника с периодичностью в 800 лет? Чего ж так долго тянули-то тянули, а потом хлоп – и началось?! Это как в том анекдоте: «Давай-давай быстрей, пока не началось!» - требовал мужик у бармена за стойкой, подавая ему пустой стакан… Бармен и наливал в это  стакан всякий раз, заинтригованный тем, а что же такое и должно было-то начаться - и вот-вот и сейчас-то – что? А мужичок хлопал стакашек залпом и снова подставлял бармену пустую посуду, со словами – давай-давай быстрей… И так несколько раз! А потом бармен и спросил: «А кто платить-то будет за всё это удовольствие?!» Тут-то мужичок  и протянул, разочарованно и гнусаво: «В-о-о-о…т… и началось!» И ведь это - вот кого-то и очень-очень даже устраивало по самому факту возможного существования! Устраивало оно - как положение вещей! Это, как в том армейском анекдоте-загадке: «Висит груша – нельзя скушать! И что это?» Ответ: «Рядовой Грушевский повесился!» Велика Россия, а отступать-то некуда – все ресурсы-то при ней! И если их к рукам во-время не прибрать, то всему Миру - хана! А как к ним и подобраться-то? Как? Дал же Бог кому не попадя и такие богатства в ресурсах, а?! И везёт же некоторым дуракам? Варварам… И это для «Мировых элит» один из сложных вопрос – и как такое могло произойти-то, что - и в очередной-то раз! – чик-чик и сама «голова-то» взяла и – сама себя – и отсекла от тела народного, а? Как? Не поймёшь ты этих русских… Харакири такое себе сделало, что и врагу не пожелаешь? Да ну? Наверное, очень «умные мозги» подвезли? Свежие, бурлящие, демократизаторские… И чик! Серпом по яйцам, и чьи это гениталии покатились по сцене, никому уже не мешая? Чьи? И как такое могло случиться? Хотели, чтобы в раз и окончательно, а получилось, как всегда… А тут не правильнее будет поставить вопрос и несколько иначе: «А почему это и так постоянно случается-то? И не знаете ли вы, братья англосаксы, случайно, а как это всё выходит и почему? Почему?» Мы-то догадываемся почему, и могли бы многое об этом ещё и порассказать – и так сказали уже многое, как нам видится, и сделали это для тех – кто хочет всё это понять, а для тех - кто не хочет – тем Бог судья! Но тут мы несколько отклонились от главной нашей темы – темы театра, и его закулисья, а потому вернёмся немножко - и обратно - на главную дорожку… На зелёную милю… Вернёмся обратно к нашим баранам… Мы ещё не всех, не всё, и не вся описали, в этом паноптикуме творческих работников! Мы тут, кажется, и чуть раньше заговорили «о низах», о самых низах, и прокладке между ними (низами этими) и верхами, что над этими низами свои «элитарии» устроили, и всё это – относительно жизни в театре – имеет свои расположения и места дислокации… Верха-то в театре - (у нас по крайней мере так и было!) – даже и располагались всегда на самом-то верху… Их кабинеты, приёмные и «элитные местечки» располагались всегда на самом верхнем этаже… На третьем этаже – подальше от сцены, поближе к комфорту и небесам! Такая экологически чистая территория Новой Зеландии… Рядом с ними и, конечно же, гримёрки особо избранных актёров и актрис… Сливок общества! Так называемой «творческой элиты» местопребывание и месторасположение… Чтобы далеко ходить не надо – раз и ты в гостях! А чуть ниже, на этаж - уже были гримёры, со своим цехом «искусственных носов», «накладных усов», «париков» и т.п. творческое ерунды, склады костюмеров, с костюмчиками всех веков и народов, швейный цех… И всё это уже – и немножко пониже - на втором этаже, вокруг сцены за бетонными стенами, а в фойе… …и где-то совсем-совсем с боку от фойе… ютились в своём «предбаннике» и так называемые борзистки… Вот новость, да? Что за новая такая специальность театральная? И кто это такие – «борзистки»? И что  их роднит с породой «гончих псов»? А это те дамочки, в чьи обязанности входило распространять билеты по школам, предприятиям, учреждениям… Бегать и навязывать их пачками «классным руководителям»… Незавидная должность! Туда, без огромаднейшей любви к театру, никто, по доброй воли сам, не хотел идти! Это не должность – это собачья жизнь. Ты – и в театре и не в театре! Ты – как бы на задворках, форпост, аванпост и всё такое прочее… И твоя обязанность разносить идеологию в массы… Бегать, высунув язык, весь день по городу и распространять билеты по местам, где люди о театре и слышать ничего не хотят, и потому эти билеты – никто и нипочём не хочет брать! Даже за копейки… Вот безграмотный народ? Им несут искусство в массы, а они? «Да видели мы это уже всё – видели! И не по одному разу-то уже!» И как с такими работать? Как? Видели? Ну, и что с того? А вы ещё раз пойдите и посмотрите! Настоящее искусство можно смотреть и смотреть, не прерываясь! Питаться, как изысканным блюдом… На то оно и искусство, чтобы от него питаться, фибрами амфибий, и восхищаться… А разве не так? Приходилось менять название спектаклей – хитрить, юлить, выходить, тем или иным образом, из положения… А как же иначе! А у тебя план, а у тебя пачки не распространённых билетов, и тебе их надо навязать! Если ты этого не сделаешь – тебе намекнут, что ты театру не нужна, что ты даром ешь хлеб, нерасторопна по жизни и, вообще, просто ленива и безынициативна… В общем – выпишут «волчий билет», на потерю места, и театр для тебя окажется закрыт навсегда! Для экзальтированных особ хуже нет приговора… Дух сцены, ощущение «Храма», что может быть прекрасней? Да за это полжизни можно отдать! За хорошего коня и предлагали уже-то и нечто подобное? Да? Правда ведь! И потому был спектакль «Трое в лодке, не считая собаки», а стал «Прогулка по Темзе»! Суть-то не меняется? И не велика подмена-то… И тех, кто был уже на этом спектакле, можно теперь было и второй раз «уломать»! Не в название же суть? Из любви к искусству и не на такой должностной подлог ещё пойдёшь! Святое дело… А если зал будет полупустой, то с тебя же - и семь шкур снимут и поставят на вид, что ты плохо справляешься со своими «творческими» обязанностями – и зачем тебя только, с твоим противненьким лицом, в театре-то только и взяли? Ни рожи ведь, ни кожи, ни ума… Начальница (старая мегера) строго следила за тем, чтобы никаких тебе шашней, вокруг этого дела, в литературной части у неё не было… Сама прошедшая – огонь, воду и медные трубы – она, и начальница эта (старая ****ь, извините за правду жизни!), состарившись, очень не любила молодой и восторженной поросли, пришедшей к ней на смену – тихо завидовала и всем этим дурочкам, с высшим образованием… Хотела быть честной сама с собой, а не получалось! Никак не выходило… Просто терпеть она не могла «молодых лиц» в своём кабинетике, рядышком с «королевский ложей», хотя чай и заваривала, с корицей, и приглашал несчастных «борзисточек» к себе в «альков»… Хризантема увядшая! «Борзисточки» могли бы и без неё, и без её чаёв как-нибудь и обойтись, но как ты на сцену проникнешь-то без её участия? Как? К ней-то (на чаи эти) захаживали и такие «серьёзные и важны люди», прямо со сцены-то, во время репетиции, прямо из ложи, которая (и ложа эта) - дверь в дверь с кабинетиком и этой старой мегеры, что упустить такого шанса никак нельзя было… Никак! Прямой контакт – он всегда действует молниеносно… Искра Небесная пробегает независимо от желаний, и может поджечь «дальнейшее» независимо от старости желаний! Главное зацепиться, а там дело и само уже пойдёт! А у неё (у старой этой мегеры), по старой-то телесной памяти, и такие связи сохранились, что пальчики оближешь! И чаёк вкусный… И потому - кто только (во время репетиций) к ней-то и не соизволит заглянуть на секундочку, чтобы посмотреть, полюбоваться и выбрать себе «новую восторженную почитательницу», пока ещё, распространяющую билеты… Такой неофициальный дом свиданий! Вон, как глаза горят, даже темнота закулисная плавится, от таких восторженных взглядов! Неприятная, конечно же, должность навязывать никому ненужный плохой товар… Это мы о билетах в учреждениях, школах, предприятиях и т.п. ерундистики… Пока не сдашь «экзамены» «дверь в дверь», приходиться скулить, врать, лицемерить, и навязывать никому ненужные билетики, кому попало…  А навязывать надо совсем другое! Разрываться на части – и там и там… И какие же крепкие части должны быть, чтобы выдержать такие нагрузки? Всё проверяется временем! Молодо-зелено… Главное, чтобы было старым хрычам от чего эгрегориально питаться! Это – как проводки с адаптером… Ещё царь Соломон поддерживал своё либидо таким вот образом… А вы как думали? Сам Царь! Всё – не совсем новое – хорошо забытое старое… Проверяй, но доверяй… А молодые борзисточки, как борзые псинки, не жалея ног своих, загоняли дичь в тенета… Игра стоила свеч! И ведь среди них всё были девушки с высшим филологическим образованием – представляете себе такое? Государство на них потратилось – дало им высшее образование, а они? И чего их тянуло-то и на такую неспокойную работу? И чего, а? Чего в жизни-то не хватало молодым особам? С высшим-то образованием! А вот – подишь ты –чего-то и не хватало! Ну, и что – что с высшим? В том-то весь и фокус, что с высшим, и не просто с высшим, а с филологическим! Тут вам и «Литература», тут вам и «Поэзия», и стихи, и Любовь! Любовь к «Высокому Искусству»! Без этого, экзальтированные дамочки, света божьего в окне своём не видели! Самая настоящая «любовная горячка» их одолевала – горячая и пылкая… Не в школы же им было идти работать - и какими-то там - простыми учителями русского языка и литературы? Ну, не в школы же? Там детишки – дикий народ, и там коллектив «застойного времени», сугубо, женский! А душа-то просит большего, а душе-то хочется полёта… Вот и нашли девицы свою стезю… И пошли девицы в «Храм Искусств» за своими мечтами, поближе к сцене обосновались, поближе к актёрам, поближе к творчески озабоченным людям – бочком-бочком, под крылышко к богеме и, в конце-то концов, поближе к любви свободных отношений… А почему бы и нет? Кто им этого запретит? Кто их за это осудит? (Для осуждающих, камень прилагается!) И потому, с такими «прогрессивными взглядами», они очень быстро находили себе «возлюбленных» из среды - (и в первую-то очередь!) – из среды именно представителей дирекции (благо те всё время паслись и где-то рядом), и очень скоро, освоившись с «директорией», и таким вот образом, могли себе уже позволить и «закрепиться на своих местах» (платя телом за устойчивость) настолько, что потихоньку принимались двигаться и дальше, двигаться и проникать туда, куда и стремились изначально - в гримёрки всем известных «героев-любовников», и проникали они туда уже, как истинные воздыхательницы (любвеобильно истекая плотью) и принимались, не откладывая дело в долгий ящик, помогать готовиться к спектаклям со всем рвением молодых особ… Одевать тут и там возлюбленных своих, и раздевать их, и гримировать за свой счёт, и разгримировывать по ходу дела… Сложное это дело ухаживать за мечтой всей своей жизни, но дело стоило свеч, потому что сопровождалось большими удовольствиями… А вы как думали? Тут без удовольствий никак нельзя, тут без удовольствий ничего и не происходит! Каббала, однако, рассказывает об этом подробно-подробно, спасибо Лайтману…  И вот «в каббале» и ускоренном режиме (эти девицы) проходили обкатку на «преемственность в поколениях», и, если притирались без сучков и задоринок, то сразу и меняли свой прежний курс на новый статус – меняли и переходили из малопривлекательной профессии борзисток, в более «привлекательные» театральные профессии и цеха, а значит – (и отсюда, и следует, и т.п. т т.д., как в математике…) - приближались всё ближе и поближе (простите за тавтологию!) - к сцене, поближе «к самому настоящему искусству»… Там, где горит «Пламя Любви» и «Душа Прометея»! Вот «Оно» («Закулисье) – перед тобой, дорогуша! Зазеркалье в чистом виде… Открой дверь – и сразу сцена, и сразу кулисы, и сразу круг, и сразу всё остальное и прочее… Благодать! И потому первый этап проникновения на сцену закончен… И «несчастные девушки» уже сидят в реквизите, или, например, числятся в костюмерах, или, если очень уж способные, в ученицах гримёров, а кто даже и сразу на сцену… В помощницы режиссёра, да не дай-то бог… А почему не дай-то Бог? А об этом мы расскажем чуть попозже! Всё в своё время… А на их-то место – место борзисток - быстро набирался и заступал на работу новый контингент девушек с высшим образование, читавших Брюсова по памяти и восхищающихся «Огненными Ангелами»… Круговорот воды в природе, пищевая цепочка, иерархия Пирамид… И что тут скажешь и ещё-то? Вроде всё уже и рассказали… Слов из песни-то не выкинешь! Се ля ви… (Как любят говорить французы…) Такова, мол, правда жизни, да и ещё с одной стороны театрального закулисья… И эта сторона-то очень и очень даже немаловажная, вот потому-то именно мы так много и подробно уделили внимания этому самому вопросу… И как бы кому это не показалось бы всё странным, и они не захотели бы спросить: «А зачем? Зачем так много и подробно-то, а?» А мы и ответим: «А поверьте нам. Поверьте – есть в этом смысл! Есть! И потому не просто так мы, об этом обо всём, тут так много и распространяемся! Не просто так…» Потому что, из этих филологией обременённых дамочек, и потом-то уже – (и спустя-спустя какое-то время) - вырастают в театре и все те, и не совсем рядовые особи театральной жизни! Ой, какие не рядовые особи! И вы даже себе представить не можете, а какова и широка область применения, и область востребованности этих самых (и бывших борзисток) во всех-то инстанциях и иерархиях театральной жизни! Вы даже себе не представляете… В виде-роде млекопитающихся и всем-то, и всегда-то - руководит самка, правда, во многом и часто она это делает из-под тишка, но руководит так – что - (и как говорит часто в своих роликах Кургинян!) – мама, не горюй! Очень высока их роль в «системе принятия решений» - очень высока! И кто из них, и куда потом пристроился – тоже очень важно. Где осела та или иная «борзая любовь» - там и начнёт она (и «любовь» эта) свою управленческую деятельность… И спектр «посадки» очень широк: от любовниц, от которых без ума мужская половина, до жён, от которых - супруги зависимы бывают до невозможности, а также могут быть и просто подругами, которые «способны» и всегда-то дать - и очень правильный, и очень толковый совет, по совсем совсем-то уж неразрешимым и сложным вопросам - шепнут на ушко «мудрую мысль» – и придёт озарение… А вы как думали? Так только оно и приходит «озарение» это! Оно только так и приходит! (Шутка!) А ещё они могут быть и просто коллегами, и даже музами, которых любят издалека и слагают им вирши, а некоторые даже «натягивают» на себя и личины «злых гениев», и пользуются наваждениями, как средством дальнейшего охмурения… Какой широкий разброс осколков от «случайно» прилетевшего снаряда, а? (Шутка!) Даже мороз по коже от таких случайностей… Весь спектр возможных действий! Полный букет абстракционизма, импрессионизма и гогеновщины, и всё в одном флаконе – тела, внешности, души…  Борьба тут идёт «за место под солнцем» не на жизнь, а на смерть! Солнце – большое, а мест мало… Искусство - требует Жертв! Актрисам-то (настоящим актрисам, тем кто занят на сцене…), вот беда, очень часто и некогда-то этим делом заниматься – следить за осколками – они же актрисы, они же в ролях все, у них же постоянно присутствует «творческий голод», и потому он (и голод этот) превыше всего на свете для них - (как творческий, как голод…) – и они-то от него добровольно отказаться и никак не могут, а иначе бы просто не были бы актрисами… А были бы чем-то совсем другим… Вот такая вот наркотическая зависимость! Наркотики по своей природе разными бывают. Играемая роль на сцене – и что может быть главнее этого? Тут даже любовь, как страсть, теряется на задворках сцены! А когда нету времени на любовь, то тут сразу – и такая конкуренция возникает – «борзисткам» равных нет! Их «восторженная любовь» и восхищение, без претензий на что-либо, охмуряет мужскую половину – на раз-два и обчёлся! Это как два пальца, замочить своею страстью…  Кем бы она ни была, и чем бы она (и половина эта) не являлась в театре, а животная природа даёт о себе знать! Настоятельно и неумолимо, питает творчество страстями… Да будь ты хоть самим «Первоиерархом», а никуда тебе не деться от «зова гениталий»! Эволюция, мать их… И актрисам тяжелей всего - ты или играй и думай о сцене, и не отвлекайся от самого главного в своей жизни, или следи за своим «первоиерархом» суженным, и что он сейчас - (скотина-то этакая!) – и делает в гримерке своей с одной из этих восторженных воздыхательниц, а? Что?! Тут ни до какой игры дела-то уже не будет… И опять же правда жизни, простите за грубоватости… Может кто-то с подобными явлениями в жизни не встречался? И кто тут устоит? Если кто и способы этого избежать? Соломон был прав… (И кроссовки у него хорошие! (Шутка, не совсем в тему!)) Как пел Высоцкий: Евреи, евреи… Кругом одни евреи… Тоже ведь – и очень болезненный вопрос для всех театров… А кто же не захочет попробовать и соскочить с крючка, кого не заест семейная рутина? Жена дура – или ведь в ролях вся, или административно озабочена… А ты ведь и тоже озабочен, и не только ролями и администрацией… Ты ведь живой человек! А как стрессы-то снимать? Как? Не руками же? (В том смысле «не руками», что акупунктурой какой-нибудь или массажем!) А тут ещё и рога нужно залечивать? А вы как думали? Жёны-то ведь тоже не ангелы, и потому, и они-то, любят пошутить с молодыми мальчиками, которые тоже – и те гадёныши ещё, и обитают почему-то всё время повсюду за сценой, как сор какой-то из избы, и ещё, при этом, совсем-совсем рядом в затылок дышат, своей молодостью и половой активностью, находясь в других цехах… Не творческих цехах! В подпольных каких-то цехах, подземельных каких-то цехах, подсценических и ещё при этом не у всех-то на глазах… Невидимки проклятые! А как ты за ними уследишь, когда тебе недосуг и самому-то туда спускаться? Что под этой грязной и пыльной сценой делать? Соглядатаев завести, что ли? А почему бы и нет? А в каких цехах обитают и эти самые «мальчики-гадёныши»? В каких? – спрашиваете вы… А об этом мы расскажем и несколько позже, потому что здесь нужно подойти (к этому самому вопросу) и несколько иначе, и совсем-совсем по другому поводу рассказать об этом обо всём поподробнее… А пока закончим наше описание близлежащего к сцене «окружающего пространства»… На «первом этаже» – (ближе всего к сцене, и почти что на ней самой, и так близко, что – раз, и сразу закулисье…) - реквизиторско-мебельный цех, и он располагался своими дверями прямо на кулисы, и это всё было так устроено и не просто так, а для того, чтобы - и как можно удобнее было делать дела, и сотворять всё без задержек – брать, к примеру, и обставлять «всякой мелочью» спектакли, по ходу дела-то! Многое ведь чего надо и актёрам-то на сцене, по ходу спектакля-то, из всякой мелочи, чтобы быть персонажами, а не выглядеть бездарными истуканами… Чтобы правда жизни так и била ключом из их образов, необходимо соответствующее окружение, в деталях, в мелочах, в глупостях всяких эпохальных! Брать, к примеру, приходилось всякую мебель и выставлять её в темноте на сцену, далеко за ней не бегая, брать - и выносить из реквизиторских дверей плошки всякие, блюда бутафорские, тарелки из папье-маше и бутылки «с алкоголем», а потом, после отыгранной картины, и заносить их обратно в реквизит, то и дело стукая дверью и роняя свет на пол… Из цеха на сцену и со сцены в цех – перемещалось множество разных предметов, которые должны наполнить жизнь и тут же установить границы эпохи, и условия происходящего – всё ведь условно, и даже игра подразумевает некую фальшь, а предметы конкретны… Они своими формами говорят о своём предназначении, хотя содержанием могут быть далеко и совсем не тем, чем кажутся кое-кому на первый-то взгляд… (Каббала! И опять же благодаря Лайтману…) Это как шпаги и шляпы с перьями в прихожей той квартиры, где поселился Воланд у Булгакова со своей свитой… (Странная получилась «фразочка»: Воланд у Булгакова со своей свитой…) А ведьмочка Геллочка следила при том за тем, чтобы никто не ушёл, не забрав своего оружия и фетр… И всё это при перестановке картин во время действия… Это же всегда необходимо делать, правильно? Вон Чубайс «отравился бедняжечка», видимо, и что-то сделал не так… Пришёл без шпаги и не соблюл этикета… Дурачок! Думал, что ему всё можно, и он сквозь пальцы… Нельзя же так себя вести, приняв приглашение из нехорошей квартиры… И сколько же мелочей в этом деле участвует, когда спектакль идёт на сцене и состоит из множества картин, которые сменяют одна другую. Просто калейдоскоп какой-то, а не мозаика… И мало ли какая из них (из мелочей этих) в нужный-то момент может срочно взять и понадобиться? Особенно, если ещё идут репетиции, и даже, если ещё далеко не генеральные… Вы слыхали когда-нибудь как кричат «режиссёры», когда им что-нибудь не во время и подали на сцену? Как они срываются из-за столика своего в зале и бегут брызгать слюной к авансцене… Униженные и оскорблённые… Просто рвут и мечут, рвут и мечут… И если даже им и вовремя что-то всё-таки и подадут, всё равно они ищут всё время повода, чтобы взять и разразиться в гневе на кого-нибудь из окружающих, со всем темпераментом своего характера… А почему? А потому, что на кого-то же надо и выплеснуть весь тот «машиах» накопившихся эмоций, который пронизал поры раздражённой личности, а? Ведь как-то и надо разрядить обстановочку возникшего творческого тупика? А что может быть благостней творческой истерики? Подхлестнуть процессы ведь надо всегда и так, чтобы заработали эгрегоры… Питание-то идёт от них родимых – и только от них! Наркомания… Поток энергии и света надо муссировать, муссировать и муссировать… Как коровье вымя «перед употреблением», чтобы получить побольше молока… Вокруг бешенной личности и коровки, правда, всегда все такие же, правда, имеет место и обратный процесс - такого же порядка – вокруг бешенных коровок и всегда-то «кормятся» почему-то личности соответствующего темперамента… Это как «Чёрные дыры»… В далёком созвездии Тау-кита… (В. Высоцкий) И всё это нужно ещё держать – и в непосредственной близости от сцены… Чтобы всё это экстренно, сиюминутно, мгновенно – оказалось под рукой… Ну, а коль надо – так надо… И держали. Всё это под рукой и в полной готовности! И на что это мы тут, опять-таки, берём и намекаем? Да на всякие «мелочи», из которых и проистекают-то всегда большие неприятности, когда их в нужный-то момент не хватает… Истерика уже есть, а «мелочей» всё нет и нет! Хотя, может быть, и совсем-совсем наоборот! Тут, как карта ляжет… Какой «мишка» какому «льву» хвост отдавит, и какая «волчица» какому «петуху» зубы-то покажет и хвост отгрызёт! Но об этом мы, пока, не будем излишне распространятся, а подождём обратных связей и «новых событий», и как они придут – так и затронем эту тему снова, более подробнее и обоснуем! А теперь мы расскажем – и отдельно от всех – о «радистах», которые, и вроде бы, тоже присутствуют на сцене, но присутствуют под самым потолком… Под самым потолком у них место пребывания, и прямо против сцены. Как раз – супротив неё! И у них там маленькое окошечко обозрения, чтобы лучше всё было видно: когда, кого и почему сопровождать звуком, а когда - и наоборот-то – хранить «гробовое молчание», лишь слегка пуская «страшные намёки» мимикой и пантомимой… И как всё зримо происходящее во время спектакля-то… «Радисты» ведь тоже живые люди! Они хоть и на третьем этаже (со своим окошечком-то), но как-то никогда не считались театральной «Элитой» за элиту, потому что – (и ведь так себе!) - полуфабрикаты какие-то… Сидят высоко, а по роду деятельности – низы, самые обыкновенные низы… Следить за звуком и пускать фонограммы много-то ума не надо! Работа механическая, работа не творческая, или почти не творческая… А «Элита» не признаёт «полуфабрикаты»! И потому на «радистов» тоже кричали, как и на всех остальных, позволяя себе выплески творческих раздражительностей, но, накричавшись вволю, забегали - и как бы по соседству - «сильные мира сего», в их каморку «папы Карло», стрельнуть сигаретку и взглянуть на сцену и прямо-таки - и прямо из-под небес! Такие «Олимпийцы», взирающие на «грешную землю». Удобно, комфортно, гигиенично... А и действительно, а почему бы и не посмотреть между делом - и что же там такого и происходить-то (на сцене этой грешной), чего не видно и сразу-то сквозь бетонные стены, и чего не разобрать-то, как не прислушивайся, по трансляции? Мало ли что, по трансляции  идёт-то? Она не всегда правильно включена… Нужно же ещё и как-то убедиться самим – (своими глазами увидеть воочию!) – и кто там лажу-то гонит?! Кто в зале-то сидит? И на что они все там смотрят?! Реакции, реакции нужны, а не просто ход событий… Вот потому некоторые «Боги» и посещали этот закуток поднебесный «паппо карловский», чтобы соответствовать званию «Громовержцев», а не слыть «зажравшимся руководством»… И - в связи с этим - и сами «радисты» не совсем уже-то и считали себя и простым «рабочим людом»… Как ты себя будешь считать «рабочим быдлом», если к тебе заходят и такие «Люди»? Как? Унизительно иначе… «Боги» рядом – значит и ты сам, и почти уже, «архангел», и не менее того! Куревом делимся – а это уже и, почти что, братские отношения! Пол шажочка осталось до брудершафта… А вы как думали? А там и закорешиться можно, и закарифаниться… Ты им сигаретку раз-другой, а они тебе «благодать свою» между делом… Симпатию (в делах не творческих) проявить им ничего не стоит… Раз плюнуть, если нет конкуренции! И то ведь - правда - кто ближе к «Богам», тот и сам уже полубог! Да ведь? И так, нет? Вы так сами-то не думаете? А то и, вдруг, вы и из того же самого теста «полем-ягодой», а мы вам тут баки забиваем? Аура, понимаете ли… И «Харизма» – она тут и тоже обязательно присутствует! Но аура аурой, но и дыра ведь дырой - эта «аура», если приглядеться ко всему повнимательней, правда, дыра-то, возможно, ещё может оказаться и весьма и весьма-то, и вполне-то, харизматической… Под самой крышей как-никак находится, а не где-нибудь ещё! Такие «Дыры» ценить надо – в них «Небожители» обитают! «Дыра» под сценой ведь – это вам далеко не «дыра» под потолком! Это совершенно «две разные вещи» – даже и несопоставимые между собою по своим масштабам и предназначению! И кому в голову-то такое могло только и прийти, чтобы сопоставлять-то, а? (Спросят нас многие…) Кому-кому? Вот в Каббале это можно сопоставлять и даже нужно это делать обязательно – и вполне успешно даже всё это дело получается… А вы сами-то знаете ещё и какие-нибудь другие, и такие вот места, где это всё дело можно – и просто так – брать и сопоставлять, брать и сравнивать, а? (Шутка, конечно же, с нашей стороны!) Для тех кто не знает Каббалу… Советуем подумать над этим… И отыскать хотя бы ещё одно такое место… (Опять шутка, и всё на ту же тему!) А мы, пока, двинемся по Каббале - (пока нам не показали, что об этом можно говорить и на каком-то другом языке!) - и спустимся под самый низ… И чем ниже мы спустимся, тем лучше видно будет и всё то, что наверху-то творится! Не верите? А вы попробуйте! Занимательное действие… Только не забывайте откуда и зачем спускаетесь… Это очень важно, чтобы не заблудиться. Тут нужно свет держать и не забывать своей мотивации… Тарабарщина какая-то? А то! Но был и ещё один уровень, о котором нам очень, и давно-то, хотелось рассказать (в связи с устройством театра и всего его закулисья…) – и мы всё обещались-обещались это сделать, и никак подойти не могли… Всё на что-то другое отвлекались! А что это за уровень? А о нём знали и как бы все, но как-то, и вроде бы, и не замечали его вовсе! Особенно «Боги» – в упор видеть его не хотели! Потому что не царское это дело жёлуди под корнями собирать… Пусть свиньи землю роют! Вот, как раз, мы и собираемся заговорить тут и об этом уровне, где - по всем канонам и правилам театральной жизни - должны располагаться и эти самые «свиньи», располагаться и следить, как за корнями, так и за желудями… Чтобы там (в этом самом низу) - и корни целы были, и жёлуди не «пропадали» даром! У Лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том… (А.С. Пушкин) Поговорим о том уровне, из которого берутся «мальчишки-гадёныши», управляемые всякими (взявшимися из народа) «мерзавцами-подонками»? Поговорим…
Продолжение следует…


Рецензии