Квест. Владимир Иванович Лазарев

Не перестаю удивляться, до чего же мне везло в жизни!
Мне повезло встретить таких учителей в школе, которых не смогу забыть, поскольку они часто возникают в памяти в разных жизненных ситуациях.
Мне повезло встретить таких офицеров в армии, чьи советы и много лет спустя помогают мне в жизни.
Мне повезло придти на первую гражданскую работу к такому начальнику, который и по сей день служит мне образцом в отношении к людям и работе.
Отношения в его лаборатории напоминали мне кружок «Юных техников», где всем было интересно заниматься тем, что они делают. И сам он не начальник, а руководитель, играющий тренер, у которого есть свой блок разработки и попутно он направляет работу всей лаборатории. Именно направляет, а не следит за выполнением планов.
Вообще, в лаборатории по работе никто ни за кем не следит. Каждый знает, что ему делать, и если возникают вопросы, то знает к кому обратиться.
В процессе разработки нередки периоды, когда надо спаять какой-нибудь кусок схемы или запустить проверочный эксперимент и в этот момент мозги не заняты и можно поболтать. Поэтому в лаборатории спорадически возникали обсуждения различных тем, которые иногда продолжались и в курилке.
Такие беседы создавали чрезвычайно комфортную обстановку и были крайне полезны мне, расширяя кругозор. Если в какой-то момент они кому-то мешали, то тот говорил:
- Ребята, дайте подумать!
И разговоры тут же прекращались. К коллегам все относились с уважением.
Я только эскизно наметил ту атмосферу, которую создал в лаборатории В.И. со своими друзьями.
Впрочем, такая атмосфера была свойственна всему институту. Здесь никто не работал за деньги, поскольку их практически не платили. Все за интерес.

В истории института был любопытный эпизод.
Во время визита большой делегации Республики Куба в СССР большой начальник Гостелерадио СССР заместитель председателя Юшкявичус подарил телецентру в Гаване два видеомагнитофона «Кадр-3». Тогда это была новинка. И жест был широкий.
Но вдруг встал вопрос. А как их туда доставить? На корабле через океан нельзя. Аппараты выполнены без соблюдения специальных требований, а потому не выдержат тропических условий. Самолетом можно. Но через океан летает только Ту-114 и Ил-62, а туда видеомагнитофоны не пройдут по габаритам.
Но ведь подарок надо каким-то образом вручить гаванскому телецентру.
 Принимается решение: доставить аппараты в разобранном виде.
Да. Разобрать не сложно. Но ведь после этого в Гаване надо их не только собрать, но и полностью наладить. Это же не бытовая техника, и к тому же не зарубежная  – включил и заиграла!
Получается, что надо посылать бригаду наладчиков?
Но это заграница. Какая-никакая, но требуется валюта. А на это нужно специальное согласование на уровне Совета министров. И скорее всего такое согласование получить не получится.
В результате у Госкомитета было получено разрешение на командирование только двоих человек.
Полетели Гончаров – заведующий лабораторией видеотракта и Лазарев – заведующий лабораторией автоматического управления.
Они то вдвоем и наладили оба аппарата.
Кубинцы даже задержали их на два месяца, чтобы те помогли ленивым сотрудникам навести порядок во всем техническом хозяйстве телецентра.
Как рассказывал В.И. на Кубе очень специфическое отношение к работе и обязательствам. Они всегда остаются где-то на обочине основных интересов.
- Если попросить инженера на телецентре дать осциллограф или другой прибор, - рассказывал В.И., - он обязательно широко улыбнется тебе, оскалив все 32 зуба и скажет  ma;ana, что означает – утром, завтра, в ближайшем будущем, но на самом деле – как-нибудь потом или никогда. И никакие аргументы убеждения, что прибор нужен, чтобы сделать работу для вас не могут оказать на этого инженера никакого воздействия.
Куда спешить! Мы на острове так счастливы и никуда не спешим!
 
Один небольшой штрих об отношении к работе в нашей лаборатории.
Когда лаборатория отработала в выходной день, за который полагался отгул, я подошел к В.И., чтобы узнать, когда я могу взять отгул.
На что В.И. мне ответил:
- Сережа, а зачем тебе отгул? Ты что спать будешь? Или в кино пойдешь? Если тебе по какой-то причине, не важно по какой, надо уйти с работы, ты и так уходи. Независимо от отгула. А не приходить на работу просто так!? Я этого не понимаю.
И действительно, в дальнейшем достаточно было позвонить и предупредить В.И., что у меня есть дела вне работы, и он никогда не возражал.
Я навсегда воспринял такое отношение к сотрудникам. И когда сам стал руководить небольшим коллективом, устанавливал такие же отношения.
Вообще я много взял для себя черт из характера В.И.   

   

 


Рецензии