Классификационные общества-Регистры

 «Классификационные общества как Признанные организации-, их взаимоотношения с     Администрацией государства флага»

 Общие положения
В соответствии с положениями международных Конвенций по безопасности мореплавания многие государства флага уполномочивают организации дей¬ствовать от их имени при освидетельствованиях и выдаче сви¬детельств, а также определении валовой вместимости судов, как требуют эти конвенции. Государство флага признает организацию для передачи части своих функций и полномочий для выполнения этих действий.
Такие организации называются «признанными организациями (recognised organizations-RO). Традиционно такие полномочия Государство флага передает классификационным обществам (Classification society-CS).

Эксплуатационно мореходным считается судно, если оно надлежаще снаряжено, снабжено, укомплектовано экипажем и признано годным к плаванию Администрацией государства флага или по его полномочию, признанной организацией (классификационным обществом), в условиях данного района и времени года. Это состояние судна юридически оформляется наличием подтверждающих это состояние свидетельств (сертификатов). При доказанном нарушении этих условий судно считается эксплуатационно немореходным.

Свидетельства (сертификаты) подтверждающие соответствие судна требованиям безопасности мореплавания и требуемые международными конвенциями, участником которых является государство регистрации судна - выдаются Администрацией Государства флага или по его поручению и полномочию признанной организацией- классификационным обществом. Формы свидетельств приведены в соответствующих конвенциях.
Резолюция ИМО А.739(18) - «Руководство по предоставлению полномочий организациям, действующим от имени Администрации» отмечает, что: «Администрации несут ответственность за приня¬тие необходимых мер по обеспечению того, чтобы суда, плавающие под флагами их государств, отвечали положениям таких конвенций, в том числе положениям об освидетельствовании и выдаче свиде¬тельств».
Резолюция ИМО А.739(18) - «Руководство по предоставлению полномочий организациям, действующим от имени Администрации» отмечает, что: 1. В соответствии с положениями правила 6 главы I Конвенции SOLAS 1974 года, статьи 13 Конвенции о грузовой марке 1966 года, правила 4 Приложения I и правила 10 Приложения II к Конвенции MARPOL 73/78, а также статьи б Конвенции по обмеру судов 1969 года многие государства флага уполномочивают организации дей¬ствовать от их имени при освидетельствованиях и выдаче сви¬детельств, а также определении валовой вместимости судов, как требуют эти конвенции.
В соответствии с Резолюцией ИМО А.789(19) - «Спецификации функций признанных организаций, действующих от имени администрации, по освидетельствованию и выдаче свидетельств», Администрация государства флага должна уве¬домлять ИМО о конкретных обязанностях и условиях полно¬мочий, предоставляемых назначенным инспекторам или признанным организациям. Ежегодно, Подкомитет по выполнению требований государства флага-(FSI IMO) издает Циркуляр– «Информация о полномочиях предоставленных Администрацией флага признанным организациям»-(Information on authorizations given by Administrations to Recognized Organizations) где указывается какую признанную организацию-RO (классификационное общество- КО) и по каким соглашениям (Конвенциям) государство флага уполномочило КО проводить освидетельствования и выдавать свидетельства от его имени.
Резолюция ИМО А.847(20) -«Руководство по оказанию помощи Государствам флага в осуществлении документов ИМО», говорит о предоставлении полномочий Государством флага признанным организациям: «4.1 Многие государства флага уполномочивают организации действовать от их имени при проведении освидетельствовании и проверок, требуемых на основании конвенций ИМО».
В соответствии с положениями указанных документов ИМО, государство флага законодательно принимает нормативный документ о предоставлении полномочий по освидетельствованию судов и выдаче сертификатов, признанным организациям, с публикацией в официальных изданиях, а также заключает договор между правительством государства флага и признанной организацией ((RO) о предоставлении  ею услуг по сертификации судов и предприятий и информирует об этом ИМО по специальной форме, указанной в циркулярном письме ИМО MSC/Circ.1010 MEPC/Circ.382-«Communication of information on the authorization of recognized organizations (ROs)».
Список судовых документов (Сертификатов), которые должны быть на борту судна указан в Циркуляре ИМО от 3 июля 2000: FAL/Circ.90; MEPC/Circ.368; MSC/Circ.946. «REVISED LIST OF CERTIFICATES AND DOCUMENTS REQUIRED TO BE CARRIED ON BOARD SHIPS». Такой список, периодически пересматривается и ежегодно публикуется с внесением изменений или дополнений.
В настоящее время в связи с принятием Кодекса ОСПС, признанным организациям может поручено освидетельствование и выдача сертификата судну в соответствии с Кодексом ОСПС часть А: 19.2.1 Международное свидетельство об охране судна выдается после первоначальной проверки или проверки для возобновления Свидетельства в соответствии с положениями раздела 19.1.
19.2.2 Такое Свидетельство выдаётся или подтверждается либо Администрацией, либо признанной в области охраны организацией, действующей от имени Администрации.
 В соответствии с требованиями Главы XI-2/1/16: «Признанная в области охраны организация означает организацию, обладающую экспертизой по вопросам охраны и соответствующим знанием судовых и портовых операций, уполномоченную на проведение оценки или проверки, или одобрения, или освидетельствования, требуемых данной главой или частью А Кодекса ОСПС».
Конвенция СОЛАС 74 в  главе XI «Специальные меры по повышению безопасности на море», Правило 1-«Предоставление полномочий признанным организациям» говорит- «Организации, ссылка на которые делается в правиле I/6, должны отвечать Руководству, принятому резолюцией А.739(18) Организации, с возможными поправками, и Спецификациям, принятым резолюцией Организации А.789(19), с возможными поправками, при условии, что такие поправки принимаются, вступают в силу и действуют в соответствии с положениями статьи VIII настоящей Конвенции, касающимися процедур принятия поправок, применимых к Приложению, за исключением его главы I».
Классификационное общество как признанная организация государством флага - устанавливает технические требования, обеспечивающие условия безопасного плавания морских судов, безопасность человеческой жизни на море и надежную перевозку грузов морем в соответствии с Международными конвенциями; рассматривает и одобряет проектную документацию, касающуюся постройки, переоборудования или ремонта морских судов, их механизмов, устройств, изделий, снабжения, материалов и оборудования; осуществляет технический надзор за строительством судов и судами,  находящимися в эксплуатации, за  контейнерами международного сообщения; контролирует выполнение технических требований конвенций, относящихся к морскому судостроению и мореплаванию по поручению стран, подписавших эти конвенции; присваивает класс морским судам по уполномочию государств флага; участвует в экспертизах и консультациях по делам об авариях и анализирует аварийность флота, находящегося под надзором этого Классификационного общества (КО); разрабатывает, издает и постоянно совершенствует правила,  руководства и нормы КО.
Предоставление полномочий признанным организациям должно регулироваться с целью обеспечения единообразия проверок и поддержания установленных стандартов. Поэтому при любом предоставлении полномочий признанным организациям следует соблюдать Руководство по предоставлению полномочий организациям, действующим от имени Администрации (резолюция А.739(18))* и Спецификации функций признанных организаций, действующих от имени Администрации, по освидетельствованию и выдаче свидетельств (резолюция А.789(19))1, и в частности:
.1 устанавливать, что признанная организация имеет достаточные ресурсы с точки зрения технических, управленческих и исследовательских возможностей для выполнения поручаемых задач в соответствии с минимальными стандартами для признанных организаций, действующих от имени Администрации, изложенными в дополнении 1 к резолюции А.739(18);
.2 иметь в качестве основания для предоставления полномочий официальное письменное соглашение, заключенное между Администрацией и признанной организацией, которое, как минимум, должно включать элементы, изложенные в дополнении 2 к резолюции А.739(18), или равноценные юридические договоренности и может быть основано на типовом соглашении по уполномочиванию признанных организаций, действующих от имени Администрации (MSC/Circ.710 / MEPC/Circ.307);
.3 давать инструкции, в которых подробно излагаются действия, предпринимаемые в случае, если обнаружится, что судно непригодно к выходу в море без опасности для судна или находящихся на его борту людей или что оно представляет чрезмерную угрозу причинения ущерба морской среде;
.4 предоставлять признанной организации все соответствующие документы национального законодательства, которые вводят в действие положения конвенций или указывают, являются ли стандарты Администрации в каком-либо отношении более строгими, чем требования конвенций; и
.5      указывать, что признанная организация должна вести учет, который обеспечит Администрацию данными, необходимыми для оказания помощи в толковании правил конвенций.
Для обеспечения полного выполнения своих международных обязательств при принятии этого типа договоренности государство флага должно установить программу надзора с достаточными ресурсами для постоянного контроля признанных организаций и связи с ними путем:
.1 сохранения полномочий на проведение дополнительных освидетельствовании с целью убедиться, что суда, плавающие под его флагом, отвечают любым национальным требованиям, дополняющим конвенции ИМО, например, стандартам охраны труда и здоровья, численности экипажа, рабочего времени, требованиям, касающимся знания языка, обеспечивающим общение на судне; и
.2 обеспечения персоналом, который имеет хорошие знания норм и правил государства флага и признанных организаций и который способен выполнять на местах эффективный надзор за признанными организациями.
Резолюция А.739(18) стала обязательной 1 января 1996 года согласно правилу XI/1  Конвенции СОЛАС. Резолюция А.789(19) стала обязательной 1 июля 1998 года согласно правилу XI/1 Конвенции СОЛАС с поправками.

Признанные организации - классификационные общества  могут иметь полномочия Государства флага одобрять типы, удостоверять соответствие установленным требованиям технических средств судовождения и навигации, оборудования и оснащения, обеспечивающего безопасность судоходства, включая судовое спасательное, пожарное, радио и другое оборудование, оснащение и снабжение и на проведение освидетельствования, сертификации  по стандартам качества береговых организаций, связанных с судоходством, оборудования, снабжения, материалов, продукции обеспечивающих безопасность судоходства (спасательное, противопожарное и другое). 
В частности, признанные организации - классификационные общества проводят освидетельствование и сертификацию судоходных компаний на соответствие требованиям МКУБ, учебных заведений в соответствии с конвенцией ПДНВ 78.
Для контроля о регистрации признанных организаций в государстве флага, ИМО ежегодно публикует циркулярное письмо ИМО с информацией о зарегистрированных в ИМО классификационных обществах, “Information on authorizations given by Administrations to Recognized Organizations”, с указанием полномочий, выданных государством для освидетельствования и выдачи сертификатов. Наличие такого циркуляра обязательно в организациях, которым поручено производить проверку судов. Также желательно иметь образцы документов, выдаваемых признанными организациями. Это дает возможность портовым властям, и другим контролирующим органам, при заходе судна, проверить уполномочена ли указанная в судовых документах признанная организация (классификационное общество) выдавать данные документы. 
Роль классификационных обществ в безопасности мореплавания очень велика, но передача полномочий от государства флага признанной организации не означает передачу ответственности. Ответственность за выполнение требований нормативных документов, в любом случае несет государство флага.

Наиболее значимые признанные организации - классификационные общества объединились в Международную Ассоциацию Классификационных Обществ - (МАКО)- IACS - International Association Classification Societies (Web:http://www.iacs.org.uk.).
   Цели МАКО- содействие усовершенствованию стандартов безопасности человеческой жизни на море, предотвращение загрязнения, консультации и сотрудничество с соответствующими международными и морскими организациями.
  Членами организации, в соответствии с уставом могут быть национальные  классификационные общества, имеющие не менее 1000 поднадзорных морских судов общей  валовой вместимостью свыше 1 млн. рег. тонн, регистровую  книгу  морских  судов, национальные правила и инструкции  по  классификации  и  надзору  при строительстве, ремонте и эксплуатации морских  судов,  материально-техническую  и издательскую базу, квалифицированный персонал, не менее чем 20-ти летний срок деятельности в области технического надзора за судами.
     МАКО объединяет 10 ведущих классификационных обществ:
 - American Bureau of Shipping (ABS)- Американское Бюро Судоходства;
 - Bureau Veritas (BV) -  Бюро Веритас;
 - China Classification Society (ZC) Китайское классификационное общество;
 - Det Norske Veritas (DnV) - Норвежское классификационное общество;
 - Germanischer Lloyd (GL) – Германский Ллойд.
 - Korean Register of Shipping (KR) - Корейский Регистр Судоходства.
 - Lloyd's Register of Shipping (LR) – Регистр Судоходства Ллойда
 - Nippon Kaiji Kyokai (NK)- Японский Регистр Судоходства
 - Registro Italiano Navale (RINA)-Итальянский Регистр Судоходства;
 - Russian Maritime Register of Shipping (MRS)- Российский Морской Регистр Судоходства.
Ассоциированные члены:  Хорватский Регистр Судоходства (CRS);  Индийский Регистр Судоходства (IRS); Polski Rejestr Statkov (PRS) –Польский Регистр Судоходства;

   Руководит МАКО Совет, осуществляющий общую политику, которая направлена на унификацию национальных правил классификации, обмера, постройки, безопасной эксплуатации и ремонта судов, обеспечение судов противопожарными и спасательными устройствами и средствами, применению материалов, используемых в судостроении и судоремонте, Совет создает рабочие группы по постоянным или конкретным проблемам
Постоянными общими проблемами являются:
 - проекты унификации правил и требований между членами МАКО;
 - проекты ответов на запросы, требования ИМО;
 - подготовка унифицированных интерпретаций стандартов ИМО;
 - идентификация (определение) проблем и предложения МАКО по темам для рабочих    групп;
     В конце 90-х рабочие группы рассматривали следующие темы: контейнеры;
буровые установки; электросети; двигатели; пожарная защита; газовозы и химовозы (танкеры); суда для внутренних водных путей; материалы загрязняющие морскую среду; сварка; якорные и швартовные устройства; системы трубопроводов; прочность судов; отсеки, переборки; остойчивость и грузовая марка; инспекции, доклады и сертификация.
   Совет МАКО одобрил около 150 требований, которые в принципе должны быть применены классификационными обществами, из этого числа 90% были внедрены в национальные правила. Большинство из них касались конструкции судов. Позднее были рассмотрены вопросы, относящиеся к практике надзора и инспекций, и предъявления требований (минимальная продольная прочность, прочность крышек трюмов, информация и руководства по грузовым операциям, специальные инспекции танкеров и балкеров).
   Норвежское классификационное общество - Дет Норске Веритас (DNV) в 1990 году разработало судовую систему управления по обеспечению безопасности и охраны  окружающей  среды  (The  Shipboard  Safety  and  Environment   Protection System- SEP). Позднее, ИМО был подготовлен Международный Кодекс по Управлению Безопасной эксплуатацией судов  и  предотвращения  загрязнения  моря  -  МКУБ (International Safety Management Code- ISM Code), который вошел в СОЛАС 74 отдельной главой (Глава IX). Сертификацию судоходных компаний и выдачу документов в соответствии с МКУБ, будут проводить организации, признанные государствами - квалификационные общества.
   При создании МКУБ широко применялись требования стандартов серии ИСО - 9000.
   В 1987 году ИСО разработала и издала серию стандартов ИСО 9000 (9000-9004) - "Управление качеством и обеспечение качества» (Quality  Management  and Quality Assurance). В морской индустрии применительно к судовладельцам, операторским компаниям, судовым менеджерам, организациям морского сервиса обычно используется стандарт ИСО 9002, к классификационным обществам и судостроительным верфям - ИСО 9001.
   МАКО издала ряд документов по внедрению и применению системы управления качеством и обеспечения качества. Для организации управления деятельностью судоходных компаний используют систему обеспечение   качества (Quality Assurance -QA).
В ведущих классификационных обществах, таких как ABS, LR, GR, DNV, MRS, созданы специальные подразделения - отделы качества, которые занимаются оценкой системы управления качеством по специально разработанным процедурам и выдачей сертификатов соответствия. В условиях жесткой конкуренции на мировом судоходном рынке гарантия качества услуг является чрезвычайно важной, поэтому многие судоходные компании стремятся к сертификации по стандартам ИСО- 9002.
   МАКО имеет консультативный статус в ИМО и оказывает сильное влияние при рассмотрении и принятии нормативных документов ИМО. Признавая важность взаимовыгодных отношений между ИМО и МАКО, в 1976 году, Совет назначил постоянного представителя МАКО в ИМО.
 МАКО имеет тесные контакты с Международной организацией стандартизации (ISO), международными страховыми Клубами (P&I) и другими организациями, имеющими интерес в индустрии судоходства.
 МАКО публикует различные Руководства, и Рекомендации по стандартизации правил, безопасности судовых операций и обслуживания.

Сокращения:
1.   ООН- Организация Объединенных Наций.
2.   IMO - International Maritime Organization (ММО-Международная  морская
организация).
3.   SOLAS-74- Международная конвенция по охране человеческой жизни
       на море.
4.    LL 66- Международная конвенция о грузовой марке.
5.    ПДНВ 78 (STCW 78)- Международная конвенция о стандартах
       подготовки и   дипломированию моряков  и несению  вахты .   
6.    МППСС (COLREG)- Конвенция о международных правилах   
       предупреждения столкновений   судов  в  море .
7.    MARPOL-73/78-Международная конвенция по предотвращению
       загрязнения с судов.
8.    TONNAGE- Международная конвенция по обмеру судов.
9.    SAR-Международная конвенция по поиску и спасанию на море.
8. МОТ №147 (ILO C147)- Конвенция о минимальных нормах на   
       торговых судах Международной Организации Труда-МОТ.
9. INMARSAT 76- Конвенция о международной организации морской
       спутниковой связи.
12.  SALVAGE- Международная конвенция о спасании.
13.  UNCLOS 82- Конвенция ООН по морскому праву.
14.  ILO - International Labour Organization- (МОТ -Международная
       Организация Труда).
15.  ISO – International Organization for Standartization.- (ИСО -
      -Международная  Организация по стандартизации).
17. МКУБ - Международный кодекс по управлению безопасностью.
18. ISM Code – International Safety Managemrnt Code.
19. СУБ - Система управління безпекою.
20. SMS - Safety Мапаgement System.
21. PSC - Port State Control (Контроль держави порту).
22. DOC - Document of Compliance (ДОС - Документ о соответствии).
23. SMC - Safety Management Certificate (СвУБ - Свидетельство о 
      безопасности судна).
24. UNCLOS 82- Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.
25. RO- Recognized Organization- Признанная организация.
26. RSO- Recognized Security Organization- Признанная организация по охране на море.

;


Рецензии