Возвращаясь в далекое прошлое

Нынешней весной получила я через специалиста Гречанобалковского СДК Наталью Милякову большое письмо и объемный цветной буклет, настоящую книгу в 143 страницы «Достойно пройденные годы испытаний» от бывшего хуторянина,  давно уже – краснодарца Владимира Степановича Булата. В первые годы после организации района мы как-то по работе встречались с ним. Уж теперь и не помню, по какому поводу, ведь по хуторам и станицам выезжала часто, пару раз на неделю обязательно. 
Рослый, крепкого телосложения, выдержанный, со спокойным, будто проникающим в самую душу взглядом. Таким он всплыл в моих воспоминаниях. Ныне же, конечно, это человек весьма солидного возраста. Несмотря на то, что он давно уехал, не забывает о своей малой родине. Благодаря его неоднократным обращениям в районную, краевую администрации и лично к губернатору Краснодарского края Вениамину Ивановичу Кондратьеву, при поддержке редакции газеты «Вольная Кубань»,  удалось  к 75-летию со дня окончания Великой Отечественной войны установить перед зданием СОШ № 9 Гречаной Балки бюст знатного земляка, Героя Советского Союза Емельяна Ивановича Герасименко. И как было Владимиру Степановичу не хлопотать об этом, ведь в детстве хорошо знал Героя и, как все хуторские мальчишки боготворил его.
Их семья была примером для других
Во второй половине 19 века на Кубань прибыло много переселенцев из центра России. Большинство из них обустраивались обособленно. Вот и на территории нынешнего Куйбышевского сельского поселения на протяжении не менее полувека появилось немало кошей и малых хуторов. Уже в 1910 году образовался хутор Шкурки (Булаты) из шести хозяйств в 45 человек. Возможно, именно основатели этого малого хутора и были предками моего героя. Но, увы, он об этом не упоминает, ведь родился уже в советское время – в апреле 1937 года. Но указывает, что в Гречаную Балку переехали из хутора Булаты в 1941 году.
Глава семейства Степан Ильич Булат (1888 года рождения) был уважаемым человеком в Гречаной Балке. Участник двух войн – первой мировой и гражданской. В Великую Отечественную Войну его оставили по брони: работал председателем Куйбышевского сельского Совета. После войны он возглавил колхоз «Заветы Ильича». Выйдя на пенсию, стал председателем ревизионной комиссии колхоза.
С большой теплотой пишет Владимир Степанович о маме, Елене Андреевне (1899 года рождения), удостоенной почетного звания «Мать-Героиня». Она родила 10 детей, но во время годовки или, как в последние годы стали говорить: голодомора, два малыша умерли. Елена Андреевна, несмотря на огромный объем домашних забот, постоянно трудилась рядовой колхозницей.   
Когда на хуторе хозяйничали фашисты
Восьмерых детей супругам удалось вырастить и воспитать достойными гражданами. Хотя далось это неимоверно трудно: не хватало продуктов, одежды, обуви даже в мирное время, не говоря уже о военном периоде.
Володе в 1942 году, когда на хутор пришли фашисты, было только пять лет. Но в мальчишеской памяти многое отложилось, словно зацементировалось: «В хуторе стояло подразделение румынской части. Румыны расположились в саду бабушки Ткаченко, в палатках. Наша хата была метрах в ста. Однажды мама приказала нам спрятаться под кровать, увидела идущих в дом врагов. Как только они вошли, приказали маме залезть на чердак, проверить, нет ли там мин. Когда она спустилась в комнату и сообщила, что там ничего нет, три румына полезли на чердак и вытащили оттуда все наши запасы продуктов: сало, соленья, сыр домашний, сушеные фрукты, фасоль. Забрали они и поросенка, а корову, к счастью, оставили. Запомнилось, что некоторые хуторяне прислуживали оккупантам. Они составили списки неблагонадежных. Мой отец был в нем кандидатом на повешение. Его предупредили. Успел уйти в плавни и скитался там пока не пришли наши.
Помню, как  в 1943 году объявили, чтобы все бежали в подвал.     На улице Первомайской   стоял местный молочный завод. Там был большой подвал, где хранили лед, заготовленный зимой на речке Гречаной. Его использовали для сохранения молока в теплое время года. Когда мы с младшим братом и мамой бежали в подвал, в соседском саду румыны грозились застрелить ее. А меня один из румын ударил прикладом винтовки. Едва мы успели  спуститься в подвал, где уже было много хуторян, началась бомбежка. Там и сидели, пока шел бой».
Такие трудные послевоенные годы
Как и для большинства семей всей страны, а особенно тех, кто пережил оккупацию, очень трудными были не только военные, но и первые послевоенные годы. В 1945 году Володя пошел в первый класс. В семье было несколько школьников. Владимир Степанович вспоминает: «Когда сестра Тоня (1933 года рождения, умерла в 18 лет) заболела, ей выделили одну комнату, а все мы ютились в другой, где мама готовила еду, а мы делали уроки, кто на табуретке, кто, где. Стол у нас был всего один и тот почти всегда был занят – мама готовила на нем еду. Сейчас я удивляюсь: как мы выжили!  Сапоги резиновые были одни на двоих. Сестра Вера шла в них в школу в первую смену, а я во вторую. Вечером отец должен был перемыть всю обувь, а ночью высушить, набивая сухой соломой и меняя ее несколько раз. Вместо конфет, которых мы почти не видели, родители давали нам перед школой по два кусочка макухи чуть больше спичечного коробка (отжим после переработки семян подсолнечника). Во время обеда мы все за столом не помещались и родители ели после нас – то, что осталось. Продукты добыть было сложно. Мама ходила за 18 километров в станицу Степную Приморско-Ахтарского района, чтобы купить просо. Потом его измельчала на крупорушке и пекла лепешки. Иногда мы добывали клубни рогоза в речке, высушивали их и тоже измельчали для лепешек. Самый большой праздник – день, когда резали поросенка, обычно перед Новым годом. Мясо солили в деревянных уликах. Сильно выручала корова. Летом, когда было много молока, делали из него творог и солили в бочонках. Холодильников-то не было. После войны каждая семья должна была за год сдать государству 300 килограммов молока, сколько-то десятков штук яиц.  Какое-то время приходилось платить налог за плодовые деревья».
Старший брат – пример для подражания
Несмотря на материальные трудности, семья выжила, а дети получили высшее и среднее специальное образование, занимали  ответственные посты не только в колхозе, но и в более высоких структурах. Для Володи всегда был примером для подражания старший брат Алексей (1927 года рождения). Участник Великой Отечественной войны, доктор экономических наук, Заслуженный экономист РФ, один из известных экономистов страны, автор более 150 научных трудов. Более 35 лет он работал заведующим кафедрой финансов Кубанского Государственного аграрного университета.
Сестра Клавдия (1923 года рождения, участник Великой Отечественной войны) работала в местном колхозе бригадиром, бухгалтером, председателем ревизионной комиссии. Тамара (1924 года рождения) была бухгалтером Гречанобалковского сельпо, Лидия (1931 года рождения) – лаборантом молочного завода. Вера (1935 года рождения), агроном по образованию, работала агрономом, 15 лет была председателем колхоза «Чернявский» Выселковского района, столько же – секретарем Каневского райкома КПСС, затем заместителем руководителя Каневской райхимии.
Младший брат Николай (1939 года рождения) много лет был инженером-строителем колхоза «Заветы Ильича». У всех были крепкие семьи, но детей не много. Больше всех, трое - у Лидии.
Зоотехник, руководящий работник
Сам Владимир Степанович тоже прославил свою семью. В срочную службу в армии, в аэродромно-технических войсках он вступил в партию. Демобилизовался в звании старшего сержанта.  Ему предложили поступить в Ленинградское высшее политехническое училище. Согласился было, но потом отказался. За время службы написал более ста писем своей однокласснице Вале Пелипенко, на которой потом и женился, с которой прожил долгую счастливую жизнь, вырастил двух дочерей. А те письма армейские бережно хранит дочь Лена.
После демобилизации поступил в Кубанский сельскохозяйственный институт на зоологический факультет. Учился с большим увлечением, играл в институтской сборной по волейболу. На втором курсе его избрали председателем институтской профсоюзной организации. Между тем, три года ходил в военной форме – не было гражданской одежды. Окончил институт с Красным дипломом.
Сразу же, в 1964 году его приняли на работу главным агрономом колхоза «Заветы Ильича». Через пять лет его назначили главным зоотехником Тимашевского района, в 1971 году – начальником  управления сельского хозяйства этого же района. В 1975 году нашего земляка Указом Президиума Верховного Совета СССР наградили орденом Трудового Красного Знамени.
С весны 1976 года полтора года был председателем райисполкома Красноармейского района. В сентябре 1977 года Владимира Степановича в числе десяти других управленцев направили на учебу в Москву, в Академию общественных наук ЦК КПСС. Два года учебы пролетели незаметно. Получен еще один красный диплом и направление на работу в Краснодарский крайком КПСС. Там он пробыл до февраля 1983 года инструктором сельскохозяйственного отдела. После этого его избрали первым секретарем Отрадненского райкома КПСС. 1985-1999 годы Булат 14 лет возглавлял Краснодарское Племобъединение. Животноводческая отрасль Кубани в эти годы сделала большой рывок вперед.
1999-2000 год  работал советником главы администрации Краснодарского края Николая Игнатовича Кондратенко. Затем год,  по настоянию губернатора, был главой Отрадненского района. 2002-2006 годы – заместитель начальника краевого управления по работе с крестьянско-фермерскими хозяйствами. 2006 – 2012 – главный специалист ГУП КК «Кубаньплемподдержка» (до его ликвидации).
Вот такой большой и нелегкий трудовой путь за плечами гречанобалковца. Кроме ордена Трудового Красного Знамени, он награжден многими медалями. Ему присвоено почетное звание «Заслуженный  работник сельского хозяйства России». Несомненно, он внес большой вклад в развитие агропромышленного комплекса Кубани. На заслуженном отдыхе он много уделяет внимания дочерям и внукам, другим потомкам большой хуторской семьи, обитающим сейчас не только в России, но и за рубежом. Часто вспоминает родной хутор, родителей, сестер и братьев, соседей: «Каким же счастливым и беззаботным было далекое босоногое детство!».


Рецензии
Владимир Степанович - личность-легенда. Лично я его видел один раз, он глава Отрадненского района, помог мне купить для колхоза, где я зам, картофель для столовой.

На то время - это колхоз "40 лет Октября",в народе - "40 лет без урожая". Хутор Тополи, Тимашевский район.

Меня колхозники прочили во главу колхоза, но райком партии двинул своего: Толика Михулю. А через месяц меня сократили, чтобы не мешал Михуле валить хозяйство.

Через 3 годы его выгнали.

Зато моя фамилия сохранила бывший совхоз "Садовод" от вымирания. Он стал ООО "Садовод" и успешно работает.

А от колхоза "40 лет Октября" остались рожки да ножки.

Всё это, а также другое, как Советская власть развалила державу по имени СССР, я описываю в романе "Дамы, золото и власть".

Спасибо!

Alex Zima   20.08.2024 21:29     Заявить о нарушении