Судовой журнал- Ship s Log-book статья

Судовой журнал- Ship’s Log-book – первично — это навигационный журнал для учета показаний лага, т.е. учета скорости движения судна и пройденного расстояния.

В настоящее время Судовой журнал должен вестись на всех судах не только в навигационных целях, а также для документального подтверждения выполнения требований национальных и международных нормативных документов, добросовестности перевозчика, и соответственно требований Системы управления безопасностью судна.

Следующие нормативные документы определяют требования к ведению судового журнала:
    - Конвенция СОЛАС 74 Правило 28 Глава V:- «Регистрация событий связанных с судовождением».- «На всех судах, совершающих международные рейсы, должна вестись регистрация деятельности и событий, имеющих значимость для безопасности судовождения, которая должна содержать достаточно подробную информацию для восстановления полной картины рейса, принимая во внимание принятые Организацией рекомендации (Руководство по регистрации событий, связанных с судовождением. Рез.А.916(22)).
     - Резолюция ИМО А.916(22)- «Руководство по  регистрации событий связанных с судовождением».   (Guidelines for the recording of events related to navigation).
Если такая информация не ведется в судовом журнале, она должна вестись в иной форме, одобренной Администрацией».  2. Способы регистрации Правило V/28 Конвенции СОЛАС 1974 г. требует, если регистрация событий, связанных с судовождением, не ведется в судовом журнале, то она должна вестись в иной форме, одобренной Администрацией. Регистрация может вестись от руки, электронными или механическими способами, но эти способы должны быть неизменными. 
     - Конвенции об условиях регистрации судов (ООН)- Статья 6 пункт 5.:
«5. Судовые журналы должны вестись на всех судах и храниться в течение разумного периода времени с момента внесения последней записи, независимо от какого-либо изменения названия судна, и должны предоставляться для контроля и снятия копий лицами, имеющими законный интерес в получении такой информации, в соответствии с законами и правилами государства флага. В случае продажи судна и его регистрации в другом государстве судовые журналы за период до его продажи должны сохраняться и предоставляться для контроля и снятия копий лицами, имеющими законный интерес в получении такой информации, в соответствии с законами и правилами бывшего государства флага».
      - Конвенция МОТ №92 «О помещениях для экипажа» статья 17.2: «Капитан, или специально выделенный им для этой цели офицер, в сопровождении одного или более членов команды инспектирует все помещения для экипажа не реже чем один раз в неделю. Результаты каждой такой инспекции записываются в судовой журнал».

На каждом судне ведутся разного рода журналы. К ним относятся: судовой, машинный, черновой журналы, радиожурнал, амбулаторный (медицинский) журнал и книга приказов. Особое значение имеют судовой, черновой (rough log) и машинный журналы.
В судовой журнал должны записываться все события, отражающие действия капитана и экипажа по обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения окружающей среды, выполнения СУБ. В журнале делаются записи  о движении судна (курс, скорость, определения места судна), состояния погоды.
Многие статьи Конвенции СОЛАС 74, МАРПОЛ и др. требуют записи в судовой журнал проверок оборудования, проведения учений и тех событий, которые непосредственно влияют на безопасность судоходства. В судовом журнале должны быть также отражены все вопросы, касающейся эксплуатационной и коммерческой деятельности судна. Такие записи в судовом журнале являются юридическим подтверждением и доказательством фактов судовой деятельности.

Судьи и арбитры придают этим журналам, как документам, большое доказательное значение. Поэтому необходимо уделять самое серьезное внимание их аккуратному и подробному заполнению.
 Записи в судовом журнале должны производиться чернилами отчетливо и аккуратно. Ошибочную запись необходимо зачеркнуть одной линией и ни в коем случае не подчищать, не подделывать и не забеливать краской. Такие исправления вызывают подозрения при изучении судовых журналов противной стороной. Нельзя забывать, что в случае разногласий между сторонами, всегда можно установить оригинальную запись, а у судьи или арбитра при изучении судового журнала со многими исправлениями и небрежными записями может возникнуть недоверчивое отношение к администрации судна.
Капитан обязан внимательно проверять все записи в судовой журнал и подписывать каждую страницу журнала, подтверждая правильность внесенных записей.
В соответствии с пунктом 5 Статьи 6 Конвенции об условиях регистрации судов (ООН), регистрация всех событий на судне, ведение судовых журналов является обязательным для всех судов.

Кодекс поведения торгового мореплавания Великобритании (Code of Conduct for the Merchant Navy) при серьезных нарушениях дисциплины, действиях, которые могут повлиять на безопасность мореплавания, требует записи об этом событии в судовой журнал.
Кодекс поведения определяет следующие виды нарушений дисциплины: неподчинение приказу капитана или офицеров, воровство, хранение и распространение наркотиков, хранение оружия, грубое нарушение несения вахты, сон на вахте, или уход с вахты без разрешения, алкогольное или наркотическое опьянение, курение или применение открытого огня в опасных в пожарном отношении, запугивание или насилие по отношению к другим членам экипажа и ряд других, которые могут негативно влияют на безопасность мореплавания
При таких нарушениях капитан судна формально предупреждает нарушителя (устно) и об этом делается запись в судовой журнал. При повторном нарушении после такого предупреждения может быть объявлен письменный выговор, копия выговора вручается нарушителю и об этом делается запись в судовой журнал. При последующих нарушениях дисциплины, а также в случае серьезных проступках, нарушитель списывается с судна, о чем также делается запись в судовой журнал. Такая практика записей в судовой журнал о нарушениях дисциплины применяется многими Морскими Администрациями государства флага и Компаниями.
Все записи в судовой журнал относительно нарушений дисциплины и принимаемых мерах к нарушителю направляются в Компанию и копии вручаются нарушителю дисциплины.
Форма судового журнала и правила его ведения и регистрации определяется Администрацией государства флага.

Язык, на котором должен вестись судовой журнал, определяет Компания, управляющая судном, что обязательно должно быть отражено в Системе Управления Безопасностью (СУБ)  Компании и судна. Судовой журнал для судна должен поставляться этой же  судоходной Компанией. Не существует единой международной формы судовых журналов, в разных странах имеются большие различия в требованиях ведения записей в  судовой журнал. Кроме требуемого обычного вахтенного Судового журнала (Deck Log Book), обычно на судах ведут черновой журнал, могут вестись отдельные специальные журналы для записей по проведению учений, тревог, проверках судового оборудования, согласно Конвенции СОЛАС 74.

Отдельно может вестись официальный судовой журнал Official Log Book,  куда могут заноситься события не связанные с навигацией (судовождением). Конвенция МОТ  №92, требует записи в судовой журнал об еженедельной инспекции всех судовых помещений. Конвенция МОТ 134-«Предупреждение несчастных случаев на судах в море и в порту» предусматривает учет всех несчастных случаев, происшедших на борту судна.
Также требования предусматривают ведение журнала учета посетителей и нахождения экипажа на борту судна (Журнал увольнений на берег).

Учитывая, что судоходство носит международный характер, и экипажи, как правило, являются многонациональными, поэтому во многих странах рабочим языком на судне является английский язык и судовой журнал ведется на английском языке. Судоходными компаниями, капитанами судов применяются определенные стереотипы записей событий на судне. Например: «CO & SP var MO&PA», что означает – “course & speed various to Master’s Order &    Pilot’s Advice” («курс и скорость изменялись по указанию Капитана и советам лоцмана»); BSp-Beginning Sea passage/ ESp-End Sea passage – (Начало морского перехода/ окончание морского перехода (ходовой режим машины)).
 Такого же рода сокращения используются при швартовных, грузовых  и других судовых операциях, при переписке в телексах, радиограммах.
Международная морская организация -ИМО разработала и рекомендует применение стереотипных фраз для общения на море -“IMO standard marine communication phrases”-  «Стандартные фразы ИМО для общения на море».
С учетом сложившейся международной практики записей в судовом журнале, международные морские организации, такие как  Международная палата судоходства (ICS), BIMCO, CENSA, INTERCARGO, INTERTANCO, ISMA, IFSMA, Морскому Институту (Nautical Institute) и другие подобные морские организации, могли бы разработать и рекомендовать унифицированную форму судового журнала, учитывая класс и специфику работы судна (танкер, балкер, пассажирское и т.д.). Для записи событий в такую унифицированную форму  судового журнала, следует создать стереотипы записей, применяемых в практике  сокращений и включить такие стереотипы записей в -“IMO standard marine communication phrases”.
Такая унификация записей в судовой журнал значительно бы помогла в работе судового и берегового персонала Компаний и была бы очень полезна при необходимости расследования, каких-либо морских происшествий.


Рецензии