Суп из живых консервов

     Вышла слоновая черепаха замуж за крокодила. Вместо свадебного платья – панцирь. Да вот только ошиблась она в выборе мужа. Крокодил прожил всего ничего – сто лет! А черепаха ещё целых семьдесят пять лет жила после этого одна и замуж больше не выходила: боялась, что и второго мужа переживёт! И чего только не случалось с ней за эти годы! Даже моряки брали её с собой в кругосветное плавание, хотели съесть, но потом пожалели и отпустили. Так что пришлось бедной черепахе месяцев двенадцать-четырнадцать  обходиться без пищи и воды, представляете? Целый год в трюме судна, и даже больше! Она и её подруги были для  мореплавателей своего рода «живыми консервами». Вот такое самое выносливое существо на свете! Лишь исполинская черепаха с атолла Альдабра по продолжительности жизни может поспорить со слоновой. Известно, что эти черепахи, пойманные взрослыми, прожили ещё сто пятьдесят лет, причём в неволе!
     Так вот, замуж больше слоновая черепаха так и не вышла, но зато у неё появилась подруга – зелёная черепаха. Правда, встречались они редко. Дело в том, что зелёная черепаха – морское животное, а слоновая – сухопутное. Но когда уж встречались, то наговориться не могли. И многое узнавали друг о друге. Например, слоновая черепаха никак не могла понять, как черепахи, живущие у берегов Бразилии, умудряются проплывать около двух тысяч километров к острову Вознесения, что у западного побережья Африки (там они на песчаном берегу откладывают яйца). Страшно подумать, но они  переплывают Атлантический океан и не теряются. Оказалось, всё достаточно просто. Пересекая морские просторы напрямик, зелёные черепахи ориентируются по запаху океанских течений и по солнцу!
     Но нашему сухопутному гиганту это не грозит. Слоновой черепахе плыть никуда не надо. Да она и ласт не имеет, а куда без них в море? Никуда! Вот и находит это животное на своём острове  то самое место, где задними ногами роет кувшинообразную ямку глубиной в сорок сантиметров. Затем откладывает туда от двух до двадцати двух яиц, и будь здоров! Зелёная черепаха ещё посмеялась над подругой, когда узнала о количестве яиц в её кладке:
     – Тоже мне, забота о потомстве! Вот у меня гнездо так гнездо! Пусть не такое глубокое, как твоё, всего около двадцати сантиметров, но яиц! От семидесяти до двухсот штук!
     – Правильно! Пока твои черепашки от места рождения  доберутся до воды, сколько их останется? На берегу их поджидают еноты, собаки,  оцелоты, хищные птицы. А в воде – тут как тут ненасытные рыбы. Попробуй прорвись сквозь эти кордоны!
     – Я же пробралась!
     – Будем считать, что тебе повезло! У нас тоже есть враги, как без них? Но их намного меньше. Поэтому и яиц в наших кладках меньше, чем в ваших.
     – Животные, птицы, рыбы – это всё так. Но ничто и никто не может сравниться с тем ущербом,  который наносит нам – зелёным черепахам – человек!
     – Да и не только вам! Кстати, ты не знаешь, что это за черепахи такие – суповые? Вот им, говорят, достаётся от человека так достаётся: люди из них суп варят! Отсюда и название такое – суповые.
     Зелёная черепаха на какое-то время закрыла крупные, как и у остальных морских черепах, глаза. Затем тяжело вздохнула и произнесла:
     – Когда-то, ещё в самом начале XVI века, кораблям известного мореплавателя Колумба в Карибском море буквально преграждали путь стада зелёных черепах.
     – При чём тут зелёные черепахи? Я тебя о суповых спрашиваю.
     – Не перебивай! Лучше слушай, что я говорю. Так вот, там, где когда-то было трудно провести корабль сквозь сплошную массу из панцирей, сегодня нелегко отыскать даже одну черепаху! Дело в том, что зелёные черепахи, как и вы – слоновые, на протяжении многих лет служили надёжным источником питания для мореходцев, китобоев, флибустьеров.
     – Послушай, дорогая, мы сейчас поссоримся! Колумб – это понятно, а зелёные черепахи – это не суповые!
     – Вот здесь ты и ошибаешься! Второе название зелёных черепах – суповые  черепахи!  Люди  считают,  что  из  нас  получается бесподобный черепаховый суп, как ни прискорбно об этом говорить.
     – Так вот оно что! Извини, пожалуйста! Не знала, что вы и есть суповые черепахи.
     – Называй нас лучше зелёными, так приятнее.
      Черепахи замолчали. Каждая думала о своём.
     Нарушила молчание слоновая черепаха:
     – Слушай, а может быть, вам, да и нам тоже, глубже закапывать кладки своих яиц?
     – Надо подумать над этим. Вон кожистая черепаха  выкапывает  яму до метра глубиной! Представляешь? Не яма, а ямища! А, отложив яйца, она так тщательно утрамбовывает  сверху песок, что кладка практически недоступна для хищников, которые без труда раскапывают наши гнёзда.
     – И людям возиться с таким глубоким и плотным сооружением – только время терять. Лучше уж найти кладки других морских черепах. Не так ли?
     – Так оно и есть! 
     – Вот тебе и пример! Учись! И другим подскажи.
     Зелёная черепаха, похоже, стала медленно разворачиваться. Было видно, что это давалось ей с трудом.
     – Извини, мне пора! – произнесла она.
     – И куда ты теперь?
     – К побережью Коста-Рики. Там, у местечка Тортугеро, я  периодически устраиваю свои гнёзда. Надо оправдывать своё основное предназначение – давать жизнь себе подобным!
     – Ты уж береги себя, подруга! И потомство своё закапывай так, чтобы никто не смог вырыть яйца, будь то учёный-герпетолог или енот-коати.
     – И тебе того же, дорогая! Прощай!
     – Лёгкой воды и приятной погоды! Если что – приплывай!

     Неуклюже толкая своё двухсоткилограммовое тело вперёд при помощи передних ног-ласт, зелёная черепаха направилась к воде. После довольно изнурительного марафона она с облегчением  плюхнулась в свою стихию. Это был её ДОМ с постелью и кухней и со всеми остальными радостями! А на песке от пластроны* и ног зелёной черепахи остался лишь след, похожий на след гусеничного трактора.
 

     *Пластрона – брюшной щит панциря черепахи («Жизнь животных», том 4, часть 2, стр. 153).



     *Использованы материалы из следующих пособий и книг:
      - "Жизнь животных", научно-популярное зоологическое справочное пособие;
      - "Животный мир земли", У.Зедлаг;
      - "Зоология в цифрах", В.Е.Заика.


Рецензии