Хребет дикой жёлтой лошади

     Остров Барсакельмес в Аральском море. Куланёнок, подтолкнув вымя матери, начал нетерпеливо пить её молоко. При этом он громко чмокал и забавно вертел хвостиком. Куланёнок – это маленький кулан, или, как его ещё называют, онагр. А кулан – это  такая лошадь. Иногда его неудачно обзывают азиатским диким ослом или полуослом. Тот, кто так кличет это животное, заблуждается! Кулан лёгок, строен и высоконог и, как все лошади,  быстро бегает. Например, на коротких дистанциях он может достигать скорости до семидесяти двух километров в час и больше. Да что говорить о взрослых лошадях, если куланёнок через неделю после своего рождения так мчится, что его не догнать! Малыш на протяжении нескольких километров выдерживает темп в сорок километров в час! Разве ослы могут так бегать? Нет, не могут!
     Но я что-то отвлёкся. Так вот, кормится Куланёнок и слышит, как его мама с подругой о чём-то спорят. Прислушался. Оказалось, одна говорит, что мул – это ишак*, а лошак – лошадь; другая настаивает на обратном. «Интересно, кто же из них прав? Наверное, мама. Разве может моя мама ошибаться?» – подумал Куланёнок.
     Чмокнув последний раз, он оторвался от соска. «С полчасика отдохну, а то тяжёлая эта работа – молоко сосать! Заодно послушаю про ишаков-лошаков!» – решил сытый малыш и свалился на травку в тени матери.
     Кобылы продолжали спорить:
     – Мулы – это домашние животные, значит ишаки!
     – А я говорю, что лошаки – одомашненные ослы! Знаешь, какие они неприхотливые?
     – Знаю! Но я ещё слышала, что они обладают силой хорошей лошади! Какие ж это ишаки?
     – Эх, вы! Стыдно не знать своих меньших братьев! – вмешался в разговор папа Куланчика. Он только что подошёл проведать своего сыночка.
     – А тебе, дорогой, откуда о них известно? – спросила его мама.
     – Когда я был маленьким, как наш Куланёнок, я заслушивался рассказами  одного  старого  кулана  по  кличке  Тюльпан.  Он  долго жил на нашем острове. А завезли его сюда с Восточного Тянь-Шаня.
     Этот кулан много повидал, к тому же был очень сообразительным. Представляете, он постоянно посещал одну и ту же усадьбу. Сам открывал вертушки, задвижки на калитках и даже снимал висячие замки, не закрытые на ключ. Никто его этому не учил. Он даже выхватывал из рук человека кнут, когда этим кнутом его пытались отогнать.
    – Вот это жеребец! За такого я, не глядя, замуж бы вышла, – сказала одна из кобыл.
     – Расфыркалась! Его давно нет! А вот что он рассказывал – это интересно. Оказывается, на границе Китая и Монголии, к северу и югу от горных хребтов Байтаг-Богдо-Нуру и Тахиин-Шара-Нуру, обитает дикая лошадь.
     – И что же это за лошадь такая?
     – Лошадь Пржевальского. Названа она так в честь великого русского путешественника и исследователя Центральной Азии Н.М.Пржевальского. Он-то и открыл в далёком 1879 году эту дикую лошадь.
     Куланёнок зашевелился и опять, несколько раз толкнув вымя матери, приложился к соску. Раздалось почмокивание. Но оно никак не мешало беседе взрослых.    
     – Кушай, сыночек, кушай и заодно слушай. Сейчас папа расскажет, чем лошади с Тянь-Шаня от нас отличаются.
     – Да, в общем-то, немногим. Они чуть крупнее нас, вот и всё! А цвета такого же: песчано-жёлтого или рыже-жёлтого. Только у них ноги чёрно-бурые. Кстати сказать, горный хребет Тахиин-Шара-Нуру можно перевести как «хребет дикой жёлтой лошади».
     – Неужели в честь лошади Пржевальского так назвали этот горный массив?
     – Никто этого сейчас не знает, но всё может быть.
     Куланёнок оторвался от своего важного занятия и перебил отца:
     – Папа, ты обещал рассказать про мула и лошака.
     – А что тут рассказывать? И так всё ясно: у мула папа – осёл,  мама – кобылица, а у лошака наоборот: папа – жеребец, мама – ослица. Вот и вся разница! А вообще, и тех и других люди часто называют мулами.
     – А я слышала, что есть ещё домашние лошади. Так ли это? – спросила кобыла.
     – Да, ты права. Во многих странах и районах лошадь остаётся важным домашним животным. Существует более ста различных пород этих высоких красавцев. Обычно различают породы южных лошадей: быстроаллюрных, верховых. Это – арабские, донские, английские кровные, ахалтекинские.
     – А северных, получается, не различают?
     – Почему же не различают? И их можно разделить на две группы: более мелкие – восточные, такие, как сибирские, монгольские, якутские и более крупные, так называемые тяжеловозы для транспорта и земледелия, такие как арденнские, брабансоны, владимирские.
     – А знаменитые орловские рысаки, киргизские, терские и другие – это что за лошади?
     – Это – породы смешанного происхождения.
     – Так сразу и не разберёшься в этих породах. А кроме домашнего хозяйства, где-нибудь ещё используют этих лошадей?
     – В средние века они были незаменимыми на охоте и на войне. Сами посудите, куда бы дошёл рыцарь в тяжёлых доспехах, если бы не конь? Два шага только и осилил бы! А в мирное время они постоянные участники конных соревнований. Лошади со стороны людей подвергаются изнурительным тренировкам. Иначе в забеге на каком-нибудь ипподроме не выиграть.
     – Жаль лошадок! И что им дают эти соревнования?
     – Кроме славы – ничего!
     – А что, есть знаменитости среди лошадей?
     – Конечно, есть! В начале двадцатого столетия прославился жеребец по кличке Крепыш, а в восьмидесятых годах этого же столетия в бегах не было равных славному рысаку Соренто!
     – А я слышала, – вмешалась вторая кобыла, – что в конюшне школы верховой езды при Центральном московском ипподроме прославился белый конь по кличке Состав.
     – Не белый, а серый! Специалисты считают, что белых коней не бывает, – поправил её папа-кулан.
     – Подумаешь, не бывает! Главное-то не в этом.
     – А в чём? – спросила кобылу подруга.
     – А в том, что этот конь выступал в Большом театре в операх и балетах – «Князе Игоре», «Дон-Кихоте» и других.
     – Ничего себе!
     – И ещё Состав знаменит тем, что его торжественно проводили на пенсию. Целое представление устроили в честь этого артиста с  танцем из балета «Щелкунчик» и арией из «Бориса Годунова»!      
     Куланёнок взвизгнул, взмахнул головой и стал впереди отца:
     – Папа, а бывают маленькими взрослые лошадки?
     – Бывают! Есть лошадки размером с большую овцу! Люди их называют пони. Таких игрушечных лошадей довольно много. А вот лошадей-карликов, пожалуй, единицы. 
     – Что это за карлики такие?
     – У карликов голова и туловище как у обычной лошади, а ноги коротенькие. Такая лошадь по кличке Лапоть долгое время работала в Московском цирке с клоунами Карандашом и Юрием Никулиным.
     – Ох, и достаётся же домашним лошадям! Кем они только не работают, даже в цирке выступают! Бедные лошадки!
     – Нам, пожалуй, повезло больше! Никакие удила никогда не будут рвать наши губы. Дело в том, что кулан оберегается во всех странах как замечательный памятник природы. Так что, паситесь спокойно!   

     Вдруг на спину жеребца уселась галка и стала выдёргивать волосы для своего гнезда. Кулан дёрнулся и рванул в сторону. Но причиной тому оказалась не птица, а откуда-то приблудившаяся овца. Эти лошадки почему-то овец не любят. Вот так, каждому – своё: кому-то ипподром, кому-то цирк, а кому-то овцы пастись мешают! А в целом, лошадь – это прекрасное творение природы! Любите её, берегите её! ОНА ЭТО, НЕСОМНЕННО, ЗАСЛУЖИЛА!


     *Ишак – домашний осёл («Жизнь животных», том 6, стр.422)


     *Использованы материалы из следующих пособий и книг:
      - "Жизнь животных", научно-популярное зоологическое справочное пособие;
      - "Животный мир земли", У.Зедлаг;
      - "Зоология в цифрах", В.Е.Заика.


Рецензии