Фолк-рок группа Марко Поло. Третий альбом. Звёздны

Проект: «В поисках новой, приятной русской группы или исполнителя (после 20-ти любимых)».

Кандидат: Фолк-рок группа «Марко Поло» (Россия, Москва, 2014 - по наши дни).

Третий альбом «Звёздные капитаны» (2018).


«Дремлющий герой, покрытый пылью вековой, как сединой,
Я снова различаю слабый голос твой
За суетой и пустотой.
Ты, возможно, сам когда-то был тот самый Звёздный Капитан,
Был твёрдо предан идеалам и мечтам,
Но вот устал и замолчал…

Но лишь только ночь спускается,
Грани прошлого стираются,
Обнажается душа перед луной…

Звёздные Капитаны из забытых легенд
В ткани мира, как старые шрамы
Свой оставляют след.
Потаённые струны
Сами вспомнят мотив
И, если увидишь небесные руны, поймешь —
Ты на верном пути…».

Сильно, но как-то слишком личное, что ли. Возможно, что-то наболевшее, прикрытое морской тематикой. С драматизмом, философией. И лирически-поэтическим слогом. И такой же музыкой. Радио и телевидение не возьмут. Да и не все слушатели поймут. Тут особое настроение нужно. А его ждать приходится…

Однако обо всём по порядку…

«Александрия» - 2015 (весна), «Королевы и короли» - 2015 (зима), «Звёздные капитаны» - 2018 (весна). Это хороший показатель. Почему? Потому, что 2016-2017 годы группа провела в гастролях, поучаствовала в различных фестивалях, что позволило им закалиться, стать сильнее, смелее, раскрепощённее на сцене и в психологии общения со зрителями. Также они смогли найти верных и преданных поклонников, почувствовать успех, ощутить дружеские овации, а не «жиденькие» хлопки, стулья, помидоры... Короче, увидеть, понять и осознать, что они нужны, что народ их одобряет, уважает, любит, и ценит. И это несмотря на то, что данная фолк-рок группа занимается, так называемыми музыкальными кино-альманахами – пишет якобы саундтреки к существующим фильмам, знаменитым историям, старинным легендам, героям прошлого. И делает это, кстати, без видеоклипов. То есть, вы можете только послушать их аудиозаписи или же посмотреть на ребят в «живую», придя на концерт, фестиваль. Но на этом всё... Мне, при наличии бурной фантазии, богатого воображения и знаний - хватает и аудио, но, полагаю, что ни радиостанции, ни телевидение с распростёртыми объятиями их не ждут. Тематика слишком особенная. Поэтому важно было бы снять хороший клип, чтобы он блистал также, как знаменитые песни из советских фильмов и мультфильмов, которые мы помним, и любим с детства, но… Этого нет. Однако, за неимением большего, и местные гастроли, фестивали хоть как-то скрашивают скудное положение группы. Потому, как повторюсь: ОНИ УЖЕ ДАВНО ЗАСЛУЖИЛИ ВЫСТУПЛЕНИЕ В КРЕМЛЕ!!!..

Безусловно, я понял главную позицию лидера, основателя, композитора, автора песен, аранжировщика и вокалиста - Людмилы Савостьяновой. Мол, группа существует не во вред основной работе, а это значит, что перед нами хобби, увлечение, нескольких заинтересованных и страстных музыкантов. Но, ёлки-зелёные, если это простое хобби, то я – балерина Большого Театра! У них так классно всё получается, что я поражаюсь их спокойной жизни! Это уровень настоящей профессиональной группы! Тут бы подключить телевидение, радио, устроить гастроли не по близлежащим к Москве городам, а по всему бывшему Советскому Союзу! А что? Музыканты это давно заслужили. Полные концертные залы, видео клипы, сотрудничество со знаменитыми группами. Хоть из нашей Латвии. С “Brainstorm”, к примеру. И неважно, что это фолк-рок. Интересный международный проект можно сделать в любом жанре. Было бы желание. Если с Латвией нельзя (в данный момент), то с кем-нибудь известным из своей России. Словом, идти вперёд!..      

А Людмила Савостьянова испугалась подобного, не позволила друзьям-коллегам бросить основную работу, а фолк-рок группу «Марко Поло» сделала своим особенным хобби. И не просто не бросить, а разрешить участвовать в других различных музыкальных проектах, помимо её коллектива. Впрочем, это нормально. Навыков наберутся, станут сильнее, опытнее. Недаром, теперь это уже «классический» состав… Но вот рост и значимость… Обидно…   

«Э-э, «классический» состав?». 

Ага, внутренний голос. Так оно и есть.

«Ух, ты! Добрались!». 

Точно. Как я и говорил раннее, с третьего альбома начинается «классический» состав «Марко Поло». Люди перестали приходить-уходить, сформировался прочный костяк, а если кто-то нужен будет в будущем, то его просто могут позвать, поучаствовать в записи, как приглашённого гостя, музыканта. Всё! Ведь свой, основной состав наконец-таки, сформирован! Пятёрка, квинтет, постоянные участники, храбрые «моряки» странствующего «корабля» с гордым именем «Марко Поло»!!!.. 

Людмила Савостьянова – вокал, клавишные (2014 – по наши дни).

Павел Саломатин – бас-гитара (2014 – по наши дни).

Анастасия Пышная – альт, скрипка (2014 – по наши дни).

Николай Ельников – гитара (2017 – по наши дни).

Илья Шаханов – ударные (2016 – по наши дни).

Поздравляем вас, Леди Кэп! За неимением миллионов долларов, евро, подписчиков, вы смогли найти хороших, верных, преданных людей!!! А это стоит ещё дороже!!! Аплодирую стоя!!!.. И снимаю шляпу… Ведь, кто его знает, вдруг они помогут вам когда-нибудь приобрести всё вышеперечисленное. И заслуженное уважение, международное признание (среди бывших 15 стран СССР). А пока…

Пока послушаем (в очередной раз) ваш третий альбом. Тот самый… Где… «Сильно, но как-то слишком личное, что ли. Возможно, что-то наболевшее, прикрытое морской тематикой. С драматизмом, философией. И лирически-поэтическим слогом. И такой же музыкой…»

«Свой храня покой, ты слишком быстро и, уж чересчур легко
Оставил мысли о далёких берегах
И силе звёзд в своих руках.
Знай, Мой Капитан, каким бы ни был безграничным океан
Я отыщу проклятый сломанный компас
И снова поборюсь за нас!

Поменяю стыд на праведный гнев
За эти клетки-правила нам -
Иным, покорным парусам!

Звёздные Капитаны из забытых легенд
В ткани мира, как старые шрамы
Свой оставляют след.
Потаённые струны сами вспомнят мотив
И, если увидишь небесные руны
Поймешь — ты на верном пути».


«Звёздные капитаны» (2018, весна).

1. «Акатава» - 3.57.
2. «Ветер в волосах» - 4.27.
3. «Гималаи» - 3.38.
4. «Африка» - 3.32.
5. «Волчонок» - 3.58.
6. «Хозяин морей» - 4.21.
7. «Звёздные капитаны» - 5.15.
8. «Ирландия» - 4.12.
9. «Менестрели» - 5.33.
10. «Тамплиер» - 6.05.

Музыка, слова, аранжировка всех песен – Людмила Савостьянова.

Так как альбом не расписан в «Википедии» (вообще!), то, «Марко Поло», вам прямая дорога исправлять свою страницу. Я же укажу то, что вижу, чувствую, слышу…

После пяти прослушиваний… Ну…

Будем честными. Первый альбом «Александрия» (2015, весна) я слушал, слушал и никак не мог наслушаться. Успокоился, где-то, после 20-го раза. Второй «Королевы и короли» (2015, зима) - также. А вот этот… Хм… Только пять раз и этого хватает… Разберём подробнее…

1. Условно весь диск можно поделить на четыре части: старое звучание, личные песни, новые песни без флейты (просто хорошие номера), шедевры.
2. К старому звучанию я отношу хит «Волчонок» и заводную «Ирландия». Это отголосок начала «Марко Поло». Сразу видно, что эти песни были записаны раньше других. Тут очень нежная и красивая флейта, что так им подходит и с которой они начали своё творчество. Зачёт!..

«День за днём метель мела
Холод, мгла и только.
Шёл я в дом, да услыхал
В чаще плач волчонка.
Мне противился, как мог
Перепуганный щенок,
Но пригрелся и затих
На руках моих.

Поначалу тосковал
Он вдали от дома,
Каждый звук его пугал
И запах незнакомый.
Но забота и любовь,
Как и время, лечат.
И вот он гордый сын волков
Мне бежит навстречу!»…
               
Класс! Очень мило, красиво, лирично и поэтично! А какое сразу кино в голове возникает! Сказка! Новый хит поместим на сборник лучших вещей. Также я уверен, что он станет нетленкой на концертах! Песня вне времени! Вам бы клип на неё сделать и миллионы просмотров получать! Ну, да ладно… 

«Дороги, мхом поросшие,
Давным-давно заброшенные,
И снова зову вашему
Bнимает капитан!

О, эта магия из прошлого,
Манящая до дрожи
И дарящая иллюзию,
Что ты и здесь, и там!

Ооо, о этот дивный сон,
Как будто подо льдом
Застыло время!

Ооо, я доберусь к тебе,
Покуда помню,
Чувствую и верю!

Ирландия-ия, Ирландия-ия!
Как лёд весенний таю я
В твоих руках, Ирландия!..».

Зажигательно. Помню её на одном «Рок-Нашествии» (видел видео). Но только время покажет, мол, останется ли она таким же постоянным и зажигательным номером, как это было в 2017-2018-х годах. Вдруг вещи из новых альбомов её «выбьют». Всё может быть. Поживём-увидим. Пока зачёт. Идём дальше… 

3. Личные песни… «Хозяин морей», «Звёздные капитаны». Напомню, подчеркну и выделю, что это лишь моё мнение. Но так видится. Их не все поймут, да и настроение под них нужное особенное. Тем не менее, они сильные. И морская тематика здорово подходит «Марко Поло». Я «за»…

«Среди туманных островов,
Среди невысказанных слов,
На крыльях пасмурного ветра
Твоя душа застряла где-то
На стыке бьющихся миров.
 
И как нащупать эту нить,
Как не хотеть всё изменить
И, наконец, искать покоя,
Разрушив собственной рукою
Мосты в оставленную жизнь?

Но я такой, какой я есть,
И это гордость, это честь -
Стоять бок о бок неизменно
Со всеми Вами, Джентльмены,
И моё место только здесь!

Нашу историю не утопит время в море,
Если мы сторону примем чести своей!
Значит, "До скорого!" - скажут смерти стройным хором
Джентльмены хозяина морей».

Отмечу в этой песне семь моментов. А) Потрясающую игру на ударных инструментах нового участника коллектива – Ильи Шаханова! Кстати, он вообще, хороший барабанщик. Молодец, что вошёл в коллектив! Б) Гитару Николая Ельникова. Тоже здорово отработал всю запись и достойно влился в ряды «Марко Поло»! Вот так и рождаются «классические составы»! В) Текст и мелодию. Г) Драматизм. Д) Голос, выражение, интонацию и артистизм Людмилы Савостьяновой. Е) Аранжировку и переходы. Ё) Напоминание фильма «Хозяин морей: На краю земли» (США, 2003) с Расселом Кроу в главной роли…

«Люди, лишённые дома и родственников, приговорены плавать в этой деревянной тюрьме без малейшей…
«Стивен, ваше право на собственное мнение я очень уважаю, но с меня довольно и одного мятежника на корабле… Ненавижу, когда вы так отзываетесь о нашей службе. Думаете, я хочу наказывать…? Он рубил верёвки, которые могли спасти его друга от смерти! По приказу! Вы поняли? Единственное, на чём всё-таки держится наш мир, — тяжёлый труд и дисциплина!».
 
4. Новые песни без флейты (просто хорошие номера). И они также понравились! С ними ничего не смогло сделать время! Аж, целых четыре года (2018-2022). Это «Ветер в волосах», «Акатава» и «Африка». Зачёт. Но! Это не сильные хиты. Просто приятные песни… 

«Даже если от нас только пыль и останется -
Мелодия эхом продлится в веках,
И тебе пропоёт её, Вечная Странница,
Теплый ветер, играя в твоих волосах.
Ветер в волосах...».

5. Шедевры… Ну, и на сладенькое… Два шедевра… Первый… «Менестрели». Песня вне времени! Глубокая композиция, которая также может считаться песней со старым звучанием, ибо здесь вновь звучит нежная флейта...
Как-то резко они перестроились, немного потеряв в красоте. Звуки флейты их сильно украшали. Но Людмила и Ко так решили. Ок. Будем привыкать к новому «Марко Поло». А пока… Вспомним, мол, какими они были…

«Помнишь, звонко трубы запели
С площадей и с башенных стен?
Мы глядели на менестрелей -
Певцов свободы и перемен.
Мы глядели на менестрелей -
Певцов свободы и перемен…».

У этой композиции есть ещё одна особенность. Она идеально подходит второму альбому «Королевы и короли» (2015, зима). Возможно, они поспешили выпустить диск, ведь, напомню, он - мини-альбом (там всего 5 песен), но, судя по всему, этот шедевр был выпущен вдогонку ещё не отошедшей от этой темы Людмилы. Он резко выделяется, а текст его настолько сильный, что… Показывает нам, кто такие на самом деле «Марко Поло»! И закрепляет их успех после первых двух «выстрелов»…

«И до боли струны задели,
И невольно веру зажгли,
Что не так уж твёрдо сидели
На троне жестокие короли.
Что не так уж твёрдо сидели
На троне жестокие короли…».

Это чистой воды 10 баллов! И для этого шедевра не нужно ждать никакого особенного настроения! Просто ставишь, представляешь себе всё это и «улетаешь»… В пятый, в десятый, в сотый раз… Только учишь его наизусть, напевая вместе с этой талантливой женщиной…

«Что свобода всем нам даётся
От рожденья и до седин,
И покуда сердце бьётся
Каждый – сам себе господин.
И покуда сердце бьётся
Каждый - сам себе господин…».

И да, это снова кино-альманах. Несуществующий саундтрек к старым фильмам! Где ваше воображение показывает события прошлого, создавая подходящую атмосферу…

«Но уехали менестрели
И под гнётом бед и забот,
Позабыв о праведном гневе
Роптать не смея, живёт народ.
Позабыв о праведном гневе
Роптать не смея, живёт народ.

И однажды весть раздаётся
Из темниц королевской тюрьмы
Что, увы, уже не поётся
Тем, кому верили свято мы.
Что, увы, уже не поётся
Тем, кому верили свято мы».

Сколько чувств, правды. Это нечто… Людмила нашла своё слово… 

«И тогда, устав от смиренья,
Побросав свои кандалы -
Встали новые менестрели
Из тех, с кем тайно шептались мы.
Встали новые менестрели
И вместе с ними запели мы!!!».


Аплодирую стоя! И мысленно ставлю этот шедевр во второй альбом! Вот так вот. Ему там самое место. О! А я так и сделаю. Песня явно не для третьего… 

1. «Чужестранка» - 4.01.
2. «Короли и королевы» - 3.47.
3. «Пилигрим» - 5.11.
4. «Колдовская тропа» - 3.46.
5. «Новое путешествие» - 4.34.
6. «Менестрели» - 5.33.

И только, было, я готов успокоиться, ведь весь альбом приходилось настраиваться, слушать с паузами, растягивать прослушивание, ждать подходящего настроения, как они выдали второй шедевр…

«Тамплиер». И он не мог не напомнить мне о… Крестовых походах!.. Точнее, время перед Третьим Крестовым походом. Конец XII-го века. Иерусалимское королевство, Султанат Аюбидов, осаду Иерусалима Саладином (Салахом ад-Дином). И я вновь «улетел», вспомнив…   

«Церковь — это дело рук людских. При слове «церковь» я вижу толпы фанатиков, рьяно рвущихся исполнять божью волю. Святость — она в твоих делах, в защите тех, кто не может за себя постоять и в милости, что Господь являет. Святость здесь (в сердце) и здесь (в мыслях), и от твоих решений зависит, благочестив ты или нет».

«Мы не в силах загадывать о том, что ждёт впереди. Король может требовать повиновения, отец послушания, но запомни, кто бы ни был государем, владыкой, ты один в ответе за свою душу. И как бы ты ни играл, кто бы тобой ни играл, твоя душа в твоих руках; даже если над тобой стояли короли и ты исполнял их волю, перед ликом Господним ты не сможешь сказать: «Мне приказывали поступать так», или «Честь и достоинство тогда было не в моде» — это не будет оправданием. Запомни это!».

«Что для тебя Иерусалим?».
«Ничего… и весь МИР!!!».

«Исход битвы конечно решает Бог, но и решимость воинов, их число, отсутствие болезней и запасы питьевой воды. Невозможно вести осаду, когда в тылу враг. Сколько побед дал вам Бог до того, как я взошёл на трон? Скажи... Сколько до того, как я был избранным?
«Немного... Потому что мы были грешны».
«К этой войне мы сейчас не готовы...
«Тогда боюсь тебе царствовать недолго...
«Все мы пыль пред Богом, но я избран!..

Эхо: «Избран, избран, избран…».

«Выжжет солнце нервы слабым
Правду вычистит песок
Для святых и для лукавых
Двери распахнул восток.

Но не жди себе пощады
Если всё давно решил
Жизнь отдать земному аду
Во спасение души!

Дай мне, Господи милосердный,
Мудрости и сил!
Словом или мечом от скверных
Твой очистить мир!
Знай, покуда Тебе я верен,
Душа моя чиста!
Так прими же Тамплиера - воина Христа!».

Мать эрара! Чтоб мне всю жизнь одни лимоны кушать! Вот! Вот о чём я говорил! Это сила, душа и сердце «Марко Поло»! Кино-альманахи! Этим они меня удивили, привлекли внимание, согрели и насытили! За это я и полюбил группу! Этот русский фолк-рок! Вот он, несуществующий саундтрек к фильму «Царство Небесное» (2005) Ридли Скотта!!!..

«Здесь вода дороже крови
Даже, если кровь вино!
И не знают страха воины
Саладина самого!

Да, не мной тот бой был начат,
Но закончен будет мной!
Разве стены что-то значат
Для тебя, Спаситель мой?

Дай мне, Господи милосердный, мудрости и сил!
Словом или мечом от скверных
Твой очистить мир!
Знай, покуда Тебе я верен,
Душа моя чиста!
Так прими же Тамплиера - воина Христа!».

Ёкарный бабай! На фоне этого шедевра меркнет почти половина альбома! Я так сильно обалдел, когда впервые услышал. Это что-то!!!.. Воображение играло не на шутку. А Люда в конце композиции ещё и добила… 

«Там, далеко за закатом дня -
Царство Небесное ждёт меня!
Град Золотой, Иершалаим
Если он твой, то с ним и весь мир…».

Одуреть… 10! Высший балл! Шедевр! Третий «выпад» «Марко Поло»! Третий подряд, кстати говоря. Я это запомню… 


Что ж, Людмила…

«Классический» состав показал хорошую сыгранность, силу и характер.

Отсутствие флейты немного сказалось на звучании группы, но те три вещи, где она была – сильно порадовали.

Гитары стало больше и это было мило. Также стоит отметить и то, что этот новый товарищ (Николай Ельников) здорово вам подошёл.

Барабанщик Илья Шаханов - также новый, но он появился годом раннее (в 2016). Удачная находка!..      

Ваши личные песни («Звёздные капитаны» и Хозяин морей») я оценил. 10!.. 

За два шедевра («Менестрели», «Тамплиер») и хит «Волчонок» – низкий поклон!!!..

По закону жанра сейчас должна была быть оценка в 10 из 10, но… Вот вам - ложка «дёгтя» в бочку мёда…

«Гималаи»… Буду честен и выражать самого себя. Не так я себе представлял эту песню. Про такую великую горную цепь просто так не спеть. Тут глубокий подход нужен. Такой, какой у вас получится на пятом альбоме «Шёлковый путь», при исполнении «Кайласа». Там супер! Здесь, увы, нет. Слишком просто. Не впечатлило. Извините. Не чувствую снежного покрова высочайшей горной системы мира. Даже «Земляне» с «Эверестом» вас сделали. Без обид…   

Итог: 8 из 10. Минус за «Гималаи» и за поиск особого настроения (неровно слушается альбом, паузы нужны). Раньше, при прослушивании «Александрии» и «Королевы и короли» - ничего такого не требовалось. А значит, они сильнее. Всё честно. Там 10 из 10, тут 8…

Да и обложка альбома слишком детская. Тут бы что-то другое подошло, а не вид ребёнка, глядящего в ночное окно. Тогда бы уже нарисовали со стороны, указали бы его взгляд на море, где недалеко от берега стоял бы в ночи корабль. А над всем этим - звёздное небо… Тогда бы напомнило о детстве великих моряков, кто хотел отправиться в таинственное путешествие, когда вырастет... Вышло мило, но я бы не надел такую майку… 

Но всё равно. Это зачёт, проход и три ноль в вашу пользу! Чаши весов пока значительно перевешивают в положительную сторону. И я с вами, сударыня…

«Когда костлявая рука
Старухи в чёрном так близка
- Невольно видишь без изъяна,
Кого ты выбрал Капитаном -
Безумца, или смельчака.

Надежда гасла, но едва
Он произнёс свои слова,
Казалось, услыхали Боги,
И Перст Судьбы невольно дрогнул,
И нрав умерила волна...

Да, я такой, какой я есть,
И это гордость, это честь,
Стоять бок о бок неизменно
Со всеми Вами, Джентльмены,
И моё место только здесь!

Нашу историю не утопит время в море,
Если мы сторону примем чести своей!
Значит, "До скорого!" - скажут смерти стройным хором
Джентльмены хозяина морей».

Увидимся на четвёртом альбоме группы!


Благодарю за внимание!

Алекс Джей Лайт. 


Рецензии