Толстой и Чага

В статье Толстого «Закон насилия и закон любви» (1908) приведен длинный список отказавшихся от воинской службы. Таких на рубеже веков было немало. Некоторые отказывались под влиянием взглядов Льва Толстого, некоторые имели собственные пацифистские, анархистские воззрения. Среди перечня имен отказавшихся — фамилия Чага. Любопытно то, что Яков Трофимович Чага был еще жив, когда в 1956 году вышел 37-й том со статьей Толстого. Там указан год его  рождения 1882-й, но в других источниках можно прочитать, что родился он в 1880-м. Толстовец, был сослан в Якутскую область, арестовывался при царской и советской власти, участник толстовских коммун и Вегетарианского общества. Год смерти Чаги я не знаю. Но известно точно, что еще в 1958-м он был жив. Лет девять назад, когда писал книгу о духовном монизме Николаева, находил в толстовском фонде Лобачева-Ювченко, хранящемся в обществе «Мемориал», его письма. Источник чрезвычайно интересный, это живые свидетельства эпохи, которая колесом прошлась по людям. 20 января 1904 года Толстой написал Чаге письмо, где были такие слова: «Когда я узнаю про таких людей, как вы, и про то, что с вами случилось, я всегда испытываю чувство зависти, стыда и укора совести. Завидую тому, что прожил жизнь, не успев, не сумев ни разу на деле показать свою веру. Стыдно мне оттого, что в то время, как вы сидите с так называемыми преступниками в вонючем остроге, я роскошествую с так не называемыми преступниками, пользуясь всеми матерьяльными удобствами жизни. Укоры же совести я чувствую за то, что, мож[ет] б[ыть], я своими писаньями, к[оторые] я пишу, ничем не рискуя, был причиною вашего поступка и его тяжелых матерьяльных последствий. Самое же сильное чувство, к[оторое] я испытываю к таким людям, как вы, это — любовь и благодарность за всех тех миллионов людей, кот[орые] воспользуются вашим делом».


Рецензии
Принцип "собаки на сене". И сами жопами сидите на архивах -- недосуг вам! Но и меня не подпустите! Хотя из-за таких же, как ты, Прокопчук, я сижу за штатом музейной работы, на унизительном для меня положении "вольного" исследователя. Не надо мне такой "воли"! ПУСТИТЕ РАБОТАТЬ - к этим письмам и другим архивам, как ШТАТНОГО сотрудника!

Роман Алтухов   04.08.2022 18:40     Заявить о нарушении