Что нужно мёртвым?

(Записано сегодня, после разговора с моим другом Артёмом Назаровым. Беседа о том, как он может помочь своим усопшим родителям. После разговора с ним я подобрал соответствующие стихи из седьмой книги Шримад Бхагаватам.)

Наши родные, отцы, матери, деды, многих уже нет рядом с нами, река времени унесла их вечные души в неизвестном направлении, а их бренные остатки, ко всему равнодушные и отрешённые, лежат здесь, под надгробными плитами, монументальными памятниками, крестами.
Да, мы сейчас говорим о умерших.
Тихие уютные кладбища, островки сгустившегося и застоявшегося одиночества, ивовые и липовые аллеи, кованные ограды, уже не живое уходит в землю, а на поверхности остаётся бронзовая чёрточка, зажатая между двумя датами, сухой безжизненный остаток чисел, порог забвения.
Застывшие, молчаливые надгробья и непоследовательные живые цветы, единственные крошечные частички жизни, среди величественного царства мёртвых.
В быстро вянущих лепестках этих цветов больше жизни, чем в сером граните надменных обелисков.
Но вернёмся к нашим усопшим родным и близким, чем и как мы можем им помочь сейчас, когда их уже нет на поверхности сотворённого бытия?
По воскресеньям и церковным праздникам посещать их могилы, приносить туда живые цветы и еду.
Разве мёртвым нужны цветы и приготовленная нами еда?
А что же нужно мёртвым?

Шримад Бхагаватам книга 7, глава 10
Прахлада сказал: «Господи великодушный, позволь мне просить тебя об одной милости, не для себя, но для своего родителя.
Знаю, что он ушёл из жизни свободный от всех грехов, ибо перед самой кончиной узрел Твой лик, но всю свою жизнь до того, не ведая Твоего могущества, хулил и притеснял Твоих покорных слуг, полагая Тебя убийцей своего брата.
Он кощунствовал и поносил Тебя, защитника всех существ и совершал иные грехи в отношении тех, кто дорог Тебе.
Я хочу, чтобы Ты простил все его злодеяния».
Всевышний сказал: «О безгрешный, тебе незачем отдельно просить о спасении твоего отца.
Не он один, а двадцать одно поколение твоих предков избавились от своих грехов благодаря, что ты появился в их роду!
Племя самых отъявленных нечестивцев стяжает славу праведников, когда в нём рождается душа, преданная Господу, благонравная, умиротворённая и беспристрастная, подобно тому, как за один добрый поступок государь прощает преступнику его прошлые злодеяния.
А родитель твой избавился от прошлых грехов, прикоснувшись ко Мне в последний миг своей жизни».

Зима 2000 года, наш маленький полуразрушенный Храм у метро Беговая, утренняя лекция, алтарная полностью забита людьми, застывшими, внимающими, слушающими и прижавшимися к друг другу.
Сегодняшняя тема: Шримад Бхагаватам, седьмая песня, десятая глава, именно эти стихи, которые я опубликовал выше своего комментария.
Лекцию даёт Ниранджена свами, блистательный учёный, интеллектуал, ученик нашего парам гуру, Прабхупады.
Лекция закончилась, начались вопросы и ответы.
Вопрос из зала: «Скажите, мои родители, бабушки, дедушки, они никаким образом не следовали никакой духовной практики в своей жизни, мало того они были советскими воинствующими атеистами и прогрессирующими богоборцами.
Но я, по какой-то неведомой мне причине, встал на путь преданного служения Господу.
Духовная жизнь совсем не легка, аскеза, самодисциплина, приходится многим жертвовать, от многого отказываться и я ещё не знаю, смогу ли в этой жизни дойти до конца, вырваться за пределы мира смерти.
Но в десятой главе, седьмой песни Шримад Бхагаватам, которую мы сегодня разбираем, говорится, что даже неистовые демоны получат освобождение, если в их роду родилась душа, преданная Безграничному Спасителю.
Вам не кажется это не справедливым?
Конечно, я очень хочу помочь своим ещё живым и тем, кто уже умер родственникам, но разве у них есть хоть один шанс получить освобождение?»
Ниранджена свами: «Два уровня ответа на ваш вопрос.
Первое, безусловно, если вы будите продолжать преданно служить Господу, они, ваши родные, получат освобождение!
Второе, что значит в их случае освобождение?
Жить взаймы, как им хочется и в конце жизни с безусловной утратой физического тела получить даром, за чужой счёт освобождение, вырваться за пределы мира смерти и попасть в царство Безграничного Господа, обитель вечности.
Нет, совсем не так, освобождение для них это означает получить в следующей жизни непосредственную возможность встать на путь преданного служения Богу.
А используют они эту возможность или нет это их самостоятельный и индивидуальный выбор.
У многих других, не имеющих в своём роду рабов Божьих, такой возможности почти нет.»

Шримад Бхагаватам книга 7, глава 2
Души творят себе тела своими поступками и своими же поступками уничтожают.
Время плоти конечно, жизнь создает себе плоть и видов жизни великое множество, при этом сама она не относится ни к одному из них.
Жизнь проявляется в вещественных образах, хотя сама она не вещественна.
Как человек мыслит себя единым со своим жилищем, но при этом отличен от него, так и душа мыслит себя плотью, при этом отлична от плоти.
Как огонь скрыто присутствует в поленьях, но не смешивается с ними, как воздух проникает в тело, но не растворяется в нём, как пространство пронизывает предметы, но смешивается с ними, так душа заключена в плоть, но остается в стороне от неё.
Сознание наделяет тело свойствами, но ни одно из этих свойств не присуще сознанию.
То, кого вы оплакиваете живёт и будет жить вечно, а его тело всегда было мертво.
Плоть лишь создаёт видимость жизни, в действительности она безжизненна с самого начала, приводимая в движение лишь сознанием.

Любовь к тем, кто уже покинул нас проявляется не в дымчатом мраморе посмертных обелисков и не в живых цветах на могилах по воскресеньям, она проявляется в нашем предании Господу.
Никакие престижные кладбища, кованные ограды, гранитные надгробия, ухоженные могилы не смогут смягчит участь усопших.
Только вы, вашим сердцем, вашим духовным усердием и подвигом, вашим преданием святому имени Бога можете изменить свою и их диспозицию.
Вручивший целиком и полностью имени Господа свою жизнь обретает бессмертие и пронзая стратосферу вырывается за границы обители смерти.
Следующая и конечная остановка на его пути обитель вечности, царство Безграничного.


Рецензии