Челноки в Уральске

90-е годы. С прилавков магазинов мгновенно исчезли  самые необходимые продукты потребления: продукты,  одежда, обувь, в аптеках – лекарства. Закрывались заводы и фабрики, появилось много безработных, которые метались в поисках средств существования и выживания.  С безработной   архитектором Наташей  в дни школьных осенних каникул в поисках  товара  отправились в Казахстан, понимали, что  товар массового потребления хлынул из Китая через Казахстан. Границы были  открытыми, сборы  недолгими. Денег у каждой совсем немного.  Быстро добрались до  казахского города Уральска. На вокзале  полюбовались самим зданием,  барельефами, прославляющими героя гражданской войны Василия Ивановича Чапаева. И вскоре  оказались  на рынке. Удивил аналогичный ассортимент товара и почти такие же цены, как на нашем рынке. Вначале расстроились зря потраченному времени.
     Но  интуиция подсказывала, что здесь мы должны встретить  оптовиков, доставляющих товар из Поднебесной. Быстро нашли пожилого уйгура, который с удовольствием согласился продать нам свой товар,  предложил идти с ним на съемную квартиру, что  невдалеке. За продавцом пошли по улицам старой части города. Неожиданно  повстречали его коллегу по бизнесу. Несколько минут шел диалог на незнакомом языке, затем, на чистом русском нам объявили о том, что и второй продаст нам свой  товар. Мы  покивали головами в знак согласия, и продолжали шагать в незнакомую квартиру. Друзья расстались.  Огорченный уйгур ругал себя за излишнюю откровенность. Подвел нас к старому дому барачного типа, на  двери  которого висел огромный замок. Было ясно, что в этой халупе самое ценное –  товар уйгура, поэтому предложили ему подходящей железкой убрать дверную петлю. Что он и сделал. И вот мы в комнате. На стеллажах мужские и женские утепленные плащи, очень нужные в это время года. Когда торг был в самом разгаре, в открытой двери появился второй продавец, который приглашал  в другую квартиру.  А наш уйгур вновь ругал себя, предложил навестить его на Родине, что на самой границей с Китаем,   вручил нам записку с домашним адресом, номером телефона,  посвятил в то, как они пересекают границу. Но приезжать за границу и возвращаться в Уральск мы не планировали.
  Мы отправились в другую квартиру. В ней нас ожидало огромное количество спортивных костюмов фирмы «Адидас» неизвестного пошива. Вдруг, во время торга открылась входная дверь, в которую вошел милиционер. Мы замерли от испуга, но продавец   успокоил: «Он покупает товар для своей жены». И здесь быстро закончили с покупками.  Благополучно пересекли  границу.   Был воскресный день, мы сошли с поезда в соседнем  городе Ртищево, на местном рынке распродали плащи, вечерней электричкой вернулись домой. Нам повезло с покупкой плащей, а  со спортивными костюмами нет. Куртки и трико оказались разного размера. Пробовали продавать по отдельности. Не получилось. Пришлось одеть в эти спортивные костюмы   близких и дальних родственников и знакомых.
     Вспоминаю поездку в гостеприимный Уральск, продавцов – уйгуров, время, которое вынудило учителя  без заработной платы и  безработного архитектора  стать челноками. А ведь нас ожидало немало  подобных поездок. Те годы вынудили многих, как и нас, перейти из планового социализма в дикий капитализм.


Рецензии