лс-444 Пушкин. Уникальность гения по Б. Бурсову

Главенствующая тема А.С. Пушкина -  поэзия, назначение Поэта и природа поэтического творчества
Цель поэзии – поэзия. Она занимается только своим делом – поэтикой. Его суждения сугубо поэтические, хоть и касаются всего на свете. Но вне коридоров добродетели и морали.
Награда Поэту – быть на уровне своего дарования

Иные великие были иными: они жали "чего-то такого", чему бы служило их искусство

Гете высоко ставил поэзию, но видел ее только как средство окончательного познания мира и полного овладения миром (через гнозис)

Достоевский определяет свою писательскую задачу как разгадывание тайны человеческой сущности и вскрытие темных тайников ее души

Толстой был занят проблемой самосовершенствования человека и пытался соединить в себе самом моралиста-евангелиста и художника, терзаемого муками борьбы плоти и духа

Пушкин изначально был Пушкиным и не искал себя как Пушкина и его неизбежная эволюция  - углубление и расширение  возможностей своего дара. И в этом его уникальная цельность.
Он учился у всех и многим подражал, даже заслужив тем у французского критика звания «искусного ювелира и чеканщика», но не стал ничьим последователем

Пушкин сразу стал Пушкиным. Стихи ему были нужны чтобы стать самим собой, самоидентифицироваться и выделиться из толпы и отделиться от черни

Среди первых тем его творений явилась, встала и осталась  тема  Сущего, Конца и Смерти

Вариант первой строфы творения «Брожу лия вдоль улиц шумных…»:
 
Кружусь ли я в толпе мятежной,
Вкушаю ль сладостный покой,
Но мысль о смерти  неизбежной
Всегда близка, всегда со мной.
***
День каждый, каждую годину
Привык я думой провождать,
Грядущей смерти годовщину
Меж их стараясь угадать.

Между строфами 6 и 7 было:

Вотще! Судьбы не переломит
Воображенья суета,
Но не вотще меня знакомит
С могилой ясная мечта.

Творчество для Пушкина – это поединок с роком и судьбой. Его личная жизнь человека кончилась поединком с реальной стрельбой на поражение

Толстой писал Страхову:
«… Венера Милосская может ходить голая, и Пушкин прямо может говорить о своем личном впечатлении. Но, если Венера пойдет голая и старуха кухарка тоже, будет только гадко. Поэтому решили, что лучше и Венере одеться. Она не потеряет, а кухарка будет меньше безобразна. Люди пошли на этот компромисс ... Отсюда крайности уродства, Между тем «мы привыкли».
«
 «Мы» - но не Пушкин.  Исключение сделано графом для Пушкина – для такого гения красота не нуждается ни в каких условностях

Истопник:
Б. Бурсов. Судьба Пушкина. Роман-исследование. –Л.: Сов. писатель, 1985

***
« Я помню чудное мгновенье…»

Это о музе Евтерпе

А  Анну Керн он просто с божьей помощью «у*б»  и письменно в этом признался и не стеснялся.


Рецензии