лс-444 Пушкин. Уникальность гения по Б. Бурсову
Цель поэзии – поэзия. Она занимается только своим делом – поэтикой. Его суждения сугубо поэтические, хоть и касаются всего на свете. Но вне коридоров добродетели и морали.
Награда Поэту – быть на уровне своего дарования
Иные великие были иными: они жали "чего-то такого", чему бы служило их искусство
Гете высоко ставил поэзию, но видел ее только как средство окончательного познания мира и полного овладения миром (через гнозис)
Достоевский определяет свою писательскую задачу как разгадывание тайны человеческой сущности и вскрытие темных тайников ее души
Толстой был занят проблемой самосовершенствования человека и пытался соединить в себе самом моралиста-евангелиста и художника, терзаемого муками борьбы плоти и духа
Пушкин изначально был Пушкиным и не искал себя как Пушкина и его неизбежная эволюция - углубление и расширение возможностей своего дара. И в этом его уникальная цельность.
Он учился у всех и многим подражал, даже заслужив тем у французского критика звания «искусного ювелира и чеканщика», но не стал ничьим последователем
Пушкин сразу стал Пушкиным. Стихи ему были нужны чтобы стать самим собой, самоидентифицироваться и выделиться из толпы и отделиться от черни
Среди первых тем его творений явилась, встала и осталась тема Сущего, Конца и Смерти
Вариант первой строфы творения «Брожу лия вдоль улиц шумных…»:
Кружусь ли я в толпе мятежной,
Вкушаю ль сладостный покой,
Но мысль о смерти неизбежной
Всегда близка, всегда со мной.
***
День каждый, каждую годину
Привык я думой провождать,
Грядущей смерти годовщину
Меж их стараясь угадать.
Между строфами 6 и 7 было:
Вотще! Судьбы не переломит
Воображенья суета,
Но не вотще меня знакомит
С могилой ясная мечта.
Творчество для Пушкина – это поединок с роком и судьбой. Его личная жизнь человека кончилась поединком с реальной стрельбой на поражение
Толстой писал Страхову:
«… Венера Милосская может ходить голая, и Пушкин прямо может говорить о своем личном впечатлении. Но, если Венера пойдет голая и старуха кухарка тоже, будет только гадко. Поэтому решили, что лучше и Венере одеться. Она не потеряет, а кухарка будет меньше безобразна. Люди пошли на этот компромисс ... Отсюда крайности уродства, Между тем «мы привыкли».
«
«Мы» - но не Пушкин. Исключение сделано графом для Пушкина – для такого гения красота не нуждается ни в каких условностях
Истопник:
Б. Бурсов. Судьба Пушкина. Роман-исследование. –Л.: Сов. писатель, 1985
***
« Я помню чудное мгновенье…»
Это о музе Евтерпе
А Анну Керн он просто с божьей помощью «у*б» и письменно в этом признался и не стеснялся.
Свидетельство о публикации №222080300265