6. Исконные названия местечек

ИСКОННЫЕ НАЗВАНИЯ ИЛИ ТОПОНИМЫ
       
Географические названия рек, озер, лесов, урочищ и другие уже названы выше. Повторять их не будем. А пойдем дальше по нашим местам – пешочком, да с ветром в волосах.    
      
Дорожечки-тропиночки ведут и ведут за собой по лесу, по лугам заливным, по суходольным покосам, пашням, увалам, ложбинкам, мимо проток, заливов, заводей, болотин, к большим и малым урочищам, к рямам и дальним озерам - к местам с интересными названиями.
      
О топонимах земли нашей расскажет Сергей Дмитриевич Евдокимов, один из немногих людей, сохранивших в памяти все названия, переданные родителями и дедами.
      
- Названия эти давние, как бы вечные, - говорит он, - за мою жизнь ни одного не прибавилось, если не считать птицефабрику.  Раньше у каждой кочки, у каждого куста свое название было, немногие старожилы их уже и помнят. А молодежь, так и совсем не знает. Для них это просто лес, просто луг, просто поле… Но это же -  родная земля, где родился, где рос.
      
В XIX веке земля делилась на надельные души, то есть на каждого мужчину в семье. И, видимо, многие названия, такие как названия урочищ, покосов, полей, остались с тех давних времен. Некоторые названия закрепились по имени проживающего поблизости человека, а иные указывали на примечательность места.
      
Пять дорог было из Онохино по правой стороне Пышмы. Одна дорога - на Головино через Цынгишный мостик на Цынге и Горбатый мостик на Куруцынге, на котором часто переворачивались с возками. Другая дорога - на Червишево через поля и покосы, по Панаеву и Тришкину логам, как тогда говорили: «Первый лог прошел, второй прошел – вот ты и дома». Третья дорога вела на Солонцы. Четвертая дорога – Карасевская, на которой сейчас стоит птицефабрика. И пятая - Дубровная дорога, по которой можно было пройти на Курбатиху, по ней же ходили к Табанакову болотцу, замечательному месту, знаменитому груздями, смородиной, сенокосами.

А по левую сторону реки, в Припышминском бору, через урочище Михеиха был проложен старый зимник на Тюмень, который через Тулубаево и Лебяжье выходил на Ожогино. По этому прямому пути возили в город на продажу дрова, сено и другой товар.
      
Колокольник – этим красивым названием именуется группа колков между Онохино и Червишево, которые находятся по левую сторону от дороги при выезде из села. Есть там Орлиное место, Спорное место, из-за которого постоянно спорили онохинцы и червишане. За Солонцами, около ракитничков и березок, расположился сенокос Курбатиха.
      
Вымочка – низкое, заболоченное место, где драли мох, косили сено, собирали клубнику. Находится Вымочка за птицефабрикой, слева от Карасевской ляги.
      
Редка – это болотистое место с редким березнячком, которое находится южнее садового общества Черемушки. Там всегда росло много клубники, а на болоте добывали торф. Раньше это место называлось Залежи, потому что здесь находились залежные, резервные земли, которые засеивались редко.
      
Мочище – это заливной луг, раскинувшийся по правую сторону от моста через Пышму, сразу за селом. Постепенно этот луг, да и другие пойменные луга начинают зарастать тальником, который любит брошенные места. Раньше вездесущему тальнику не давали расти пасущиеся на лугах коровы, телята, козы. Они объедали, вытаптывали растения. Сейчас же табуны деревенской живности очень малочисленны. Поэтому, кроме тальника, здесь дружно пошли в рост и молодые сосенки.
      
Рёлка – заросший кустарником островок на Пышме, который находится справа от моста. Здесь когда-то были три русла реки. Сначала усохло одно русло, затем и второе, и островок сросся с берегом. На этом островке водилось много зайцев. Местные жители ставили на них петли. Здесь же резали прутики для плетения коробок под мордушки и для других нужд.
      
Масалиха – так называется залив в старом русле Пышмы, сразу за Онохино. Рядом в переулке жила Марья Масалова по прозвищу Масалиха, поэтому и заливчик называли ее именем-прозвищем.
      
Черепашка - заросший рям или болотистое место, которое в лесу огибает действующая дорога на Тюмень.   
      
Урочища Рачковое, Коловское, Макариха расположились за Винокуренным ручьем напротив Крестов.
      
Урочище Мартышка расположено за Цынгишным бором. Там еще до коллективизации, во время сухого закона, онохинские мужички, как и на Винокуренном болоте, варили самогон.
      
Малый Тахтымчик находится примерно в пятистах метрах от соединения Тахтыма с Пышмой вниз по течению. Тахтымчик собирает воду с болота Мешково и других лесных болот и течет малым ручейком в Пышму.
    
Самсонов заездок – это соединение Леушкиной заводи с Курьей, перешеек, где любят рыбачить рыбаки. Находится он на лугу возле озера Кривого, в излучине Пышмы.
    
Мотовы кусты растут за Леушкиной заводью. Жил когда-то там дед Мотов. Рыбные ловы там богатые, так как в лога заходит вода, и еще до основного половодья рыба ловится хорошо.
         
Большая Береза – это памятник самой природы, местная достопримечательность. Растет она в центре луга за Поповским озером. Это вековое, высокое и толстое дерево, которое обхватить могут только два мужика. Когда-то дерево было двуствольным, но один ствол кто-то спилил. Большая Береза - замечательный ориентир, который служит маяком любителям охоты и рыбалки. Ее видно даже из Онохино.
       
Хазовые заворы (ворота) – разборная изгородь – стояла на тех же лугах. Заворы делались для того, чтобы скот и лошади не разбегались далеко от деревни. Прежде чем проехать за изгородь, нужно было вынуть жерди из связанных вицами столбов.      
      
У Хазова На Хрену – так называлась пашня у Малого Хазового озера, на высоком южном берегу которого были богатые заросли хрена.
      
Никифоровы Штаны - поле среди колков, формой очень похожее на разложенные штаны.

      
- С последними названиями произошла курьезная история, - рассказывает Сергей Дмитриевич. - Был здесь колхоз «Коминтерн», образованный в 1929 году. Из районного управления в колхоз приехала весной уполномоченная - узнать, как идет сев зерновых: не отстают ли колхозники, не торопятся ли. И вот на собрании в конторе агроном докладывает, сколько гектар пшеницы засеяно в разных полях, и перечисляет названия этих полей. Так, без всяких задних и передних мыслей, доходит до следующих полей: «У Хаз;ва На Хрен; посеяли 12 гектар пшеницы, у Никифора в штанах посеяли 18 гектар…» И тут покрасневшая уполномоченная вскакивает с места: «Вы что, издеваетесь надо мной?!» - «Да какое там издеваемся? – опешил агроном, - если у нас такие названия здесь».
      
Запросто могли дать и кличку человеку по названию местечка, как Сине (Аксинье) Заворотной. Сина жила в крайнем домике в конце улицы 8 Марта, только домик этот почему-то оказался за изгородью, которой огораживалась деревня, за Полевскими воротами. Так и осталась в памяти народной Сина Заворотная, а настоящей фамилии уже и не помнят.
      
На другом конце деревни, где сейчас находится улица Полевая, близко к домам подступал Ерасихин колок. Как вспоминают старожилы, там жила Мария, отца ее звали Герасим, а по-нашему, по-сибирски, попросту Ерасим. В том колке водились волки, особенно много их было после войны. Даже частушка есть такая: «В Ерасихином колке задавилася коза. Кому роги, кому ноги, кому целая нога». За этим колком был второй – Заерасихин колок. В эти колки вся местная ребятня любила бегать по весне за березовым соком, потому что в лес за речку не пройдешь – мост разбирался, а лодки были не у всех.

Полная статья "Все это - вечно. Онохино. О природе и ее использовании" с множеством фотографий находится здесь: https://vera-lynx.ru/все-это-вечно/


Рецензии