Сосна

Вспоминаю историю про исполинскую сосну в наших вологодских краях
вблизи одного вновь созданного после войны лесопункта.
Это была огромная сосна. Встречаются иногда такие исполины
во вроде бы равномерном среднем лесу.
Сосна была раза в полтора выше остальных деревьев и значительно толще их. Гладкий без сучков ствол вертикально уходил в небо  и терялся в  живой,  мощной кроне сосны.
Рядом с таким исполином люди смолкали, испытывая волнение и трепет.
За неимением церкви стали собирались вокруг сосны на богомолье верующие.
Власти боролись с этим "мракобесием".
Сосну спилили...
Люди стали собираться вокруг пенька широкого, как стол.
Пенёк трактором выкорчевали...
На месте пенька забил из-под земли ключ...
Ключ оборудовали бетонным кольцом со сливной трубкой, а сверху закрыли тяжёлой крышкой. Вода была вкусная. Помню, как столичные гости отзывались о воде, смакуя её: "Чуть-чуть подсоленная с пикантной  горчинкой".  Кто-то даже себе что-то этой водой излечил.
Место обрастало легендами и становилось всё более намоленным...
Народ собирался на моления, праздники и просто по случаю.
Лесопункт за тридцать лет лет выбрал весь деловой лес на этом месте и его ликвидировали.
Люди ушли. Место одичало.
Бетонное кольцо за 50 лет почти рассыпалось, но в центре его всё ещё клубится фонтанчик родника.
Материал заинтересовал.  Пораспрашивал старожилов. Казалось, что спилить дерево с диаметром ствола более двух метров это так не просто. Но уже тогда в 1951—1952 гг. начали внедряться бензопилы «ВАКОП»  с длинной пильной  шиной до 3-ёх метров. Обслуживали её два оператора: один на приводе, второй тянул за ручку на противоположном конце шины, обеспечивая её врезание в древесину.
Дерево распилили в сортаменты, но отправить потребителю так и не смогли, то сортамент не помещался по высоте при погрузке, то у потребителя не помещался в станки. Так эти исполинские брёвна и валялись несколько лет. Потом ими заинтересовались частники. Одни пробовали из дранки, полученной из отпиленных от бревна и проваренных в кипятке сосновых кряжей что-то плести.  Но дранка получалась толстая до пяти мм и корзины получались тяжёлые. Толщина дранки определялась расстоянием между соседними годовыми кольцами (прирост за год).
    Возможно, и сосна, являясь ровесницей соседок, выросла такой большой за счёт питательных веществ, приносимых ей родником. Прирост сосны в пять мм за год - это чудо! Исследовать бы это явление. Внедрение его и доведение до производства-
это переворот  в лесоразведении, лесодобыче и переработке(с такого дерева снимали бы только годовой прирост за фиксированный период (год, два, три и т.д.
А вот крыть крыши домов этой дранкой получалось хорошо. Нижней кромке дранки  придавали любую форму волной,зубчиком, треуголкой и т.д. Смотрелась такая крвля замечательно. После этого брёвна быстро оприходовали. Пилой и клиньями разделали их на кряжи. Кряжи проваривали в кипятке и разделяли их на дранку, которую и использовали в основном на кровельных работах.
Мы пацаны использовали кору этой сосны для изготовления поплавков на удочки. Толстые куски коры отваливалась от нижней части ствола.  Кора была стойкая, и даже после 10-20 лет лежания на земле под дождём и снегом не теряла свих свойств плавучести и хорошо обрабатывалась. Мальчишки давали волю своим фантазиям: делали поплавки коротенькими пузатыми для ловли мелкоты в тихих заводях и длинными с высокой ножкой. Это на крупную рыбу на широких просторах реки, продуваемых ветрами. Окрашенные в яркие цвета поплавки смотрелись не хуже покупных.
По прошествию плувека от начала функционирования родника мы находили его непременно действующим. Идя за ягодами по осени (брусникой, клюквой), планировали и посещение родника. Дорога к нему сама по себе долгая, но первые сорок два километра мы пилили по УЖД на тепловозе, который тащил в тайгу пустые платформы "сцепки" для вывоза леса хлыстами. Но потом УЖД (узкоколейную жел. дорогу), а вернее её сорок километров  разобрали, причём сняли не только рельсы, но и шпалы, что делали довольно редко при обилии здесь же в лесу неограниченного количества любых новых шпал из стоящего леса. И что совсем необъяснимо - песчаную насыпь УЖД разровняли как будто её и не было вовсе.  Щит, указывающий направление движения от остановки  тепловоза на старые делянки №№ 3 и 4 и служивший раньше ориентиром роднику исчез. А без этого ориентира и без километража УЖД даже охотники не сразу выходили к роднику. Место было отдалённое, а зверья там всегда полно было. Бывало, по-тихоньку пилишь на тепловозе по краю вырубки,  которая вся просматривалась с господствующего возвышения километров на десять не меньше,  И то в одном краю стая ворон с сороками взлетит, то в другом на падаль слетевшиеся птЫчки  или на убоину медвежью, волчьей стаи рыси, росомахи и подбирают мясные остатки чьей-то удачнойохты.  Роднику лет семьдесят сейчас. Прогнозирую,что за это время всё там развалилось и исчезло, заросло. Хотя возможно что-то ещё и указывает на прежний объект. Человека там лет пятьдесят не было, точно.


Рецензии
Здравствуйте, Юрий!

С интересом прочитала ваш жизненный рассказ.

Кому-то помешала эта удивительная сосна.
Вероятно, этому же человеку помешал родник.

Возможно, за прошедшие десятилетия без людей,
выросла на том чудесном месте новая сосна. Кто знает?..

С добрыми пожеланиями! Татьяна.

Татьяна Карелина7   21.05.2023 18:22     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Татьяна!
Всё возможно.

Юрий Кутьин   21.05.2023 19:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.