Не все коту масленица!

Значительная, и, пожалуй, лучшая  часть из написанного мною, посвящены моему прошлому. С каким азартом,  с какой целеустремленностью я погружался в память  ушедших лет, чтобы, найдя, в деталях разглядеть, а затем любовно описать хранящиеся там образы! При этом особое пристрастие я испытывал к самым глубоким пластам, относящимся к  детству и отрочеству.
Но вот за последние полгода я стал замечать угасание интереса  к тематике прошлого. Сначала я отмахнулся от этого, - мол, просто тему, наконец, исчерпал, но, потом, поразмыслив, такую трактовку отверг, так как,  обращаясь, например, к детству, всегда использовал один и тот ограниченный набор сюжетов и образов, помещая их в разные нарративы, в каждом из которых они начинали  играть новыми красками.
Тогда вспыхнуло другое предположение, повергшее меня в ужас, а именно: что я теряю долговременную память. Для проверки я нырнул на максимальную глубину, в свое раннее детство, совершив экскурсию по дому номер 12 в Малом Козихинском переулке, где жил с 1939 по 1952 годы. Сравнивая увиденное с тем, что было описано в моих произведениях, я не только убедился в том,  что памятью ничего не утрачено, но даже обнаружил некоторые детали, которые ранее не заметил. Изменилось же вот что: раньше после такой находки я тотчас бы засел за новый рассказ, а сейчас мне это не нужно.
Стало очевидным: прежний интерес к прошлому мною утрачен. Так почему же прошлое от меня отодвинулось именно сейчас? Может быть, это следствие деградации личности? Но в последние двадцать лет я деградирую плавно, а данное изменение произошло быстро -  в пределах каких-то полугода.
И тогда я решил, что дело не во мне, а в том, что сменилась эпоха.
Вкратце мое объяснение выглядит так.
Каждая из трех последовательных эпох – XIX, XX, и XXI века, имеет зрелую, характерную для нее стадию продолжительностью  70-80 лет, а между ними расположены переходные периоды длительностью по 20–30 лет.
Между эпохами XIX и XX веков лежит переходная “belle ;poque”, - так называемая «Первая эпоха глобализации», начавшаяся примерно в середине 1880-х, и резко оборвавшаяся в 1914 году с началом Первой мировой войны.
Аналогично переходный период между эпохами XX и XXI веков,  который является «Второй эпохой глобализации», начался в 1991 году распадом СССР, и закончился ковидной пандемией в 2020 году;  только теперь, как я полагаю, начался подлинный  XXI век, -  наступила его зрелая стадия.
Так и случилось, что шок озарения о наступлении  новой весьма неуютной эпохи  погасил у меня наигранное декадентское томление по своему отдаленному прошлому, ибо настает пора настоящей, душераздирающей ностальгии по веселой и легкой жизни в эпоху глобализации, которая очевидно закончились. Не все коту масленица!
                Ноябрь 2021 г.


Рецензии