Социософия, 21

61. Нравственность циклов
62. Духовные и душевные циклы. "Предоставь мертвым погребать своих мертвецов"
63. Примеры морали превосходства в четвертом цикле


НРАВСТВЕННОСТЬ ЦИКЛОВ

Что нравственно в исторических циклах? В первом цикле нравственно исполнять повеления Бога и жить по заповедям Его. И Адаму было заповедано не вкушать плодов от дерева познания добра и зла, но он преступил. Преступление повелений Бога в первом цикле приводит к деградации, но это тоже есть некая эволюция, которая рождает новый мир.

Во втором цикле нравственно почитать родителей земных. «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе», – гласит одна из заповедей, данных Богом через Моисея. Если в первом цикле нравственность связана с исполнением повелений Божиих, получаемых в Богообщении, то во втором цикле нравственность связана с исполнением заповедей, которые даны в откровении через пророка.

В третьем цикле нравственность связывается с служением царю, стране. Нравственность этого цикла – нравственность воина, который при необходимости и жизнь может отдать ради благополучия родины. В Евангелии сказано о нравственности воинов следующее: «Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем».

В четвертом цикле нравственно, когда человек ставит выше своих личных интересов интересы страны, общества. Такая нравственность возможна на подъеме общего энтузиазма. Она была у японских воинов-камикадзе. К такой нравственности, к крайним ее формам, склонялись и в СССР, где люди могли жертвовать личными интересами ради интересов общества (это определялось как сознательность). Но такая нравственность открывает широкие возможности для манипулирования и злоупотреблений. Она может лишить всякой заботы индивидуума ради идеи всеобщего блага.

В пятом цикле нравственно быть независимой личностью, потому что это способствует и независимости других людей, хотя бы потому, что они ничего не должны независимому человеку – ни родственники, ни государство – человек сам заботится о себе. К нравственности пятого цикла также можно отнести независимость суждений, собственное мнение, ибо человек, поднявшийся над общим мнением, способный видеть его как бы со стороны, может помочь другим увидеть свои заблуждения и недостатки, чем оказывает обществу неоценимую услугу.


ДУХОВНЫЕ И ДУШЕВНЫЕ ЦИКЛЫ. "ПРЕДОСТАВЬ МЕРТВЫМ ПОГРЕБАТЬ СВОИХ МЕРТВЕЦОВ"

Иисус называл носителей идеологии душевных циклов мертвыми.

«Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов». Вероятно, все слышали этот фрагмент из Евангелия, тем не менее его считают трудным для понимания, ведь он противоречит нашей обыденной морали, впрочем это не единственный трудный фрагмент Евангелия.

Что же имел в виду Христос? – люди по сей день задаются этим вопросом.

Разница между носителем идеологии духовного и душевного циклов столь велика, что они могут соотноситься между собой как живое и мертвое.

Так соотносятся разные качества – душевное и духовное.

Такова напряженность духовной жизни (в единице). По сравнению с этим напряжением интенсивность жизни в душевных циклах сводится к нулю, к отсутствию. Мы имеем дело здесь с несопоставимыми величинами.


ПРИМЕРЫ МОРАЛИ ПРЕВОСХОДСТВА В ЧЕТВЕРТОМ ЦИКЛЕ

Примеры морали превосходства в четвертом цикле:

– убеждение о расовом превосходстве белых в Америке во времена рабовладения,
– идеология нацистской Германии,
– рабоче-крестьянская идеология СССР.

Мораль превосходства (преобладания) основана на прошлых достижениях ее носителей либо на страданиях, которые они претерпевали в прошлом и которые требуют компенсации в настоящем и будущем.

Культурные достижения белых дали им повод считать себя выше черных в Америке, считать себя вправе распоряжаться их свободой и даже жизнью.

Нацистская идеология в пользу превосходства немцев перед другими народами приводила данные научных (антропологических) исследований. Идеологи нацизма считали, что немцы – потомки высшей расы, посеявшей некогда первые зерна культуры и цивилизации.

Советская идеология тоже опиралась на научное знание – политфилософское учение Маркса, дополненное позже Лениным. Согласно этому учению выходило, что порядочных людей вне класса рабочих и крестьян просто нет и быть не может, что классовый менталитет оставляет неизгладимый отпечаток на представителях классов ("общественное бытие определяет сознание"). Что явилось основанием для гонений и истребления в рабоче-крестьянском государстве представителей буржуазии, дворянства и духовного сословия.

В Османской империи, принадлежность к "правильной религии" дала повод мусульманам репрессировать армян-христиан, которые считались неблагонадежными подданными. Гонение против армян приобрело такие масштабы и такие формы, что сегодня говорят о геноциде армян, при этом Анкара не готова признать факт геноцида.

Нынешний конфликт в Украине тоже надо отнести на счет морали превосходства. Только государство, уверенное в своем превосходстве над другим государством, способно присвоить часть его территории. Но на чем основана эта уверенность Москвы в превосходстве над Киевом (и недоверие)? Не на одном военном превосходстве, и главным образом не на нем, мы говорим здесь о вере в моральное превосходство, без которой столкновение было бы невозможно. Эта вера в превосходство перед Киевом основана на вере в моральное превосходство над Западом как таковым. Последняя в свою очередь сформирована марксизмом-ленинизимом, который убедил, что русскому человеку несвойственен хищнический тип поведения, что это удел Запада с его буржуазностью, который сегодня представляет угрозу и для русских.


Рецензии