Бабушкины щи

  Старый деревянный дом, построенный женщинами-торфяницами после войны, был всегда добрым и гостеприимным. На каждом из двух этажей было по три квартиры и двери этих квартир не закрывались. Квартира моей бабушки была на первом этаже и представляла из себя  прихожую, половину которой занимал шифоньер, тут же стояли холодильник и тумбочка. На тумбочке были ведра с питьевой водой, левей был умывальник- туалет, длинный и узкий, как кишка, правее была кухня, половину которой занимала русская печь с духовкой, ближе к окну стоял стол-буфет. В квартире была одна единственная комната, выполнявшая роль и гостиной, и спальни, посреди стоял стол по стене кровать, кресла, сервант и диван. В этой квартире выросли все мои дяди и тети, двоюродный брат и всех  встречала моя бабушка, она  всегда была гостеприимной, но подчас весьма строгой, потому что она прожила непростую жизнь. Будучи сиротой, воспитывалась теткой, которая особо с ней не церемонилась, выйдя замуж, родила восьмерых детей, двое из который померли, рано потеряла мужа и одна тащила на себе семью и большое хозяйство. Помню момент со своим Крестным, которому было тогда далеко за 30, и он был на тот момент холостяком. Однажды он вернулся вечером домой «под мухой», так бабушка взяла в руки знаменитую мухобойку, состоящую из увесистой деревянной ручки и куска толстого дермантина и взрослый сын прятался и летал по все квартире, закрываясь руками. Вот такой был нрав у бабушки!
  Одним из самых ярких воспоминаний моего детства остались щи, которые готовила бабушка. Может кто -то скажет, что ну что здесь такого, вода и капуста, ан нет! Вкуснее этих щей я более в жизни ничего не ел, потому что у них был особый вкус и готовились они по- особому. Воду для щей приносили из колодца, что был за узкоколейкой где-то в районе километра от дома, свинина была свойская, так же, как и все овощи. Вначале, разжигалась печь и варился бульон, достаточно долго, далее поочередно добавлялись все компоненты и чугунок вновь ставился в печную духовку и щи томились. Их самый непередаваемый вкус был на следующий день и особенно это было неповторимо с горбушкой свежего черного хлеба, натёртого чесноком. Почти каждое лето я проводил в деревне и до сих пор помню поллитровую банку с парным молоком, как правило, вместо ужина. В деревне был сельмаг куда привозили свежий хлеб к 16.00. Чтобы накормить скотину и самому поесть свежего хлеба очередь занимали за 2 часа. В одни руки давали 2 батона, 4 буханки твердого черного и одну-две мягкого. Я отрезал кусочек от батона, посыпал сахарным песком и сверху немного водички и так делали все ребята во дворе, но все эти перекусы уступали тому, что было приготовлено бабушкой в духовке на печи, особенно щи.
  Много лет прошло с тех пор и, честно, я не хочу возвращаться в прошлые места, потому что знаю, что тот старый дом снесли, сараи погорели, скотину никто не держит, огородов не сажают, но там прошло мое самое действительное счастливое и звездное советское детство, детство, которое было пропитано запахом парного молока, навоза и травы,  водой торфяных озер, и зубастой щукой на тройнике, велосипедом « Орленок» и картошкой, коровой Красавкой и поросенком Борькой и всем тем ,что никогда, вы слышите, не заменить ни одним даже самым крутым смартфоном. И на первом месте- щи моей бабушки, вкус и запах которых я чувствую до сих пор.
 


Рецензии