Комбат

   
   Комбат бы среднего роста, крепыш такой. Бокс любил. Не знаю был ли он профи или любитель, но боксерскими приемами владел. Один случай со мной я описывал. Но был у нас и первый раунд. Если точнее его тренировка на живой "груше". Ещё до присяги находясь в карантине, приходит в часть из гражданки на меня уголовное ранее закрытое дело и штрафы оплаченные. И вот вызывают в кабинет. Сидят комиссар, начальник штаба и вызвали старшину первой роты и ещё сержант, командир первого взвода первой роты - типа понятые.  Комбат протягивает два листа исписанных красивым почерком, писарь постарался, читай! Смотрю ,а на столе папка "Дело" № и мои Ф.И.О. Прочитал. "Моё" чистосердечное признание. Всё произошедшее в хуторе Тимошовка.
   Сначала душевно, но я почувствовал фальшь, ты здесь нужнее, говорит, чем в зоне, присягу ещё не принял, мне прикажут- придется этапировать. Рассказал всё как было (описано мною в рассказе "Проводы в армию").
Говорит - читал в деле что для тебя правильно. Уже с жёсткой интонацией и сжавши кулаки. Глаза прищуренные, блестят опасностью. Жутко стало, хотя я не из трусливых, до армии был всегда за любой кипиш. Отказался подписывать и тут же удар за ударом, и я под столом в нокауте, я даже сгруппироваться не успел. Вытащил меня - подписывай! Нет! Дальше не буду эту жуть описывать. Очнулся в умывальнике- под краном дневальные отмачивали. Дали закурить. Всё тело болело, нос, второй раз сломан. Зашёл дежурный по части. зачем сразу не подписал, а я разве подписал? У него все подписывают! В деле сказал, которое я "подписал", Витька крайний.
  Итог -другу два года тюрьмы.
   Позже, когда в отпуск приезжал, удалось узнать, суд открытый был, что терпилу убегая, Витька столкнул  с моста и он  четыре километра по камышам в воде домой пробирался. Мы же с Витькой до моста моста метров шестьдесят-семьдесят были.
    Ещё в карантине, после ужина, сидим в курилке. Подходит комбат и старшина первой роты с сержантом из первой роты, поволжские немцы. Ребята крепкие, здоровые, в первую роту всех крепких и образованных набирали. Показательная, пыль в глаза пустить надо же начальству с гарнизона и выше. Такие времена, сейчас застоем называют, были. Мы встали, комбат рукой махнул -мол сидите. Закурил. И тут повалила толпа танкистов из столовой.
    Их казармы рядом с нашими стояли. Казармы сборно- щитовые, мы их сборно- щелевые называли, Брусья стойки, снаружи вагонка и изнутри. Между ними опилки. Вагонка давно рассохлась, опилки наполовину высыпались. Изнутри конечно "утеплитель" был - слоёв пять-шесть наклеенных обоев!
         Да простят меня читатели, но без этого куплета песни не получится.
   Все танкисты рванули в наш сортир с выгребной ямой, дырок на восемь, рядом в десяти метрах их стояли два таких же, но зимой намерзали, от естественных надобностей, сталактиты. Мы свой изнутри и снаружи чистили ломами и на плащ- палатках вытаскивали за пределы части на пустырь. Летом приезжал золотарь на машине и откачивал.
   Когда "коробочка" наполнилась, ротный сержантам - пора. Сержант брус в руки, подпирают и держат. Командир дымовую шашку в окно, стёкол  не было, окна высоко, под самой крышей- по четыре на каждой стороне. В такой ситуации в окно по два танкиста помещалось выпрыгивать наружу. Но память короткая два-три раза за зиму, проводил комбат для танкистов "учения".
           Я уже не очевидец, а описываю по рассказам старослужащих.
   На весеннюю поверку командир приказал выдать новую форму (хлопчатобумажную) для марша на плацу. Из Белогорска сам комдив прибывал со свитою. "Торжество" прошло нормально и после него баня. Все новую форму переодели и сдали на склад. Кроме первой роты. Они решили при "цивильном" ещё и баньку сходить. Баня городская -по улице надо идти.   Помывшись ,вышли строиться. И тут сюрприз - комбат на машине подъезжает. Ехал домой и увидел. Водитель- азербайджанец из нашей роты. Он мне и поведал эту историю. Остановился и даже не распекая, что приказ не выполнили ,заставил раздеться. Форму в в машину. Роту строевым да еще и с песней в часть! Сам сзади ехал. Представьте глаза горожан! Идёт рота строевым с песней, в белом исподнем, у нас кальсоны и такие же рубашки были. На голове пилотки, на поясе ремни и сапоги на ногах. Зрелищнее парада на Красной Площади!
   Ещё одно, хобби было у комбата , за большие, самоволка или пьянка, косяки избивал сержантов, комвзводов, да и старшинами рот не брезговал. А с рядовыми, говорил, сами   разбирайтесь.  В оружейке, кроме уставных укомплектованных вещмешков, был комплект тяжелее для профилактики. Иногда он за нарушение подымал роту по тревоге и кросс, километраж зависел от настроения. Потом это сошло на нет. Нашему призыву не "повезло" -не было кроссов. Раздевал, до белья, и выводил за казарму Иммитировал расстрел.
   Ушли как то "фазаны", в самоход и нарвались на патруль, двое сбежали ,один попался в задержку. Это заведение откуда пойманных, без увольнительных или не по форме одетых, бойцов ротный должен забрать в течении трёх суток. Этот промежуток времени зависел от настроения ротного и отношения к задержанному. Меня забрал в конце вторых суток.
   Кормить там не кормили, караул водил к колонке за водой, там сердобольные бабули  бутерброды совали - "солдатик возьми мой тоже служит - может и его кто- нибудь накормит. Кто "мой" не уточнялось. Караул был не против, даже пехота - наши лучшие враги, ведь лучшее они себе забирали. Потом ротный решал, хватит профилактики или ещё на трое суток гауптвахты, по- простому губы. Губа, гарнизонная, находилась в пятидесяти метрах от наших казарм. но речь не о ней, Об этом  судьбуломающем, многим бойцам, заведении, напишу в следующем своём "опусе". Дальше о печальном для комбата и в радость автобаттовцев.
   Как -то попался в самоходе сержант и комбат по обычаю, своему, он его "проинструктировал", после отбоя, что можно, а чего нельзя. Видимо комбат перестарался и сержант сбежал из части той же ночью. Хорошо ночью снег прошёл и чистя дорожки  кто- то обратил внимание на следы, ведущие в сторону леса. К обеду разыскали, живой!, но не в адеквате, никого не узнаёт и лепит какой -то бред. Срочно в санитарный пункт ,оттуда в госпиталь. Сотрясение мозга! Забегая вперёд , скажу, - мозги вправили, госпиталь- то военный. да и суд его показания принял. Сержанта земляки уважали, зная его ещё по гражданке. Решились написать в Красную звезду - главная всесоюзная газета армейская. Местные особисты  замяли бы. Сор из избы...
   Письмо отправляли через гражданское лицо, наши письма проверялись. Хорошие земляки всё продумали! Через три недели, как снег на голову, комиссия :четыре офицера, звание самое младшее - майор корреспондент. Старший генерал майор и два полковника - особисты - по выправке определили сразу. Никаких встреч и церемоний. Засели в штабе и давай всех шерстить. Я  в то время в Новокиевском увале был в командировке. ( за 300 километров с гаком  от Свободного.)  Возил на  131- м кирпичи клиентам  завода. А когда на Зее вставал лёд ,приезжал в часть уже с нашим кирпичом. Формировали колонну и по ледовой дороге в путь. Дорога укорачивалась более чем на  половину. Зачем нам "золотой" кирпич? Да и призыв Леонида Ильича: "Экономика должна быть экономной!"- был актуален. На всех больших и маленьких управленческих зданиях висел. Вот поэтому меня и не дёрнули.
   За два- три дня, особисты прошерстили, комбата арестовали и в Благовещенск отбыли. со следствием тоже не тянули. Суд был открытый, свидетели, да и так ребята ходили. В г. Свободный, я как обычно, в командировке. Впаяли три года, сыграло чистосердечное. На суде комбат плакал и всё время повторял: " Только из армии не выгоняйте". Выперли!

      
       Спасибо за помощь:
     Сослужиацу и писателю:-Григорию Спичак.
                Г.Сыктывкар.
     Педагогу и моей сестре:-Любови Скрибченко
                Ст. Кущёвская.


Рецензии
Немного рекламнул твои мемуары... счас счетчик должен показать...

Григорий Спичак   06.08.2022 06:57     Заявить о нарушении