Письмо 23. Америка глазами очевидца...

Александр  Голубов

Америка глазами очевидца...

Не знаю, ребяты.  Но, чем больше я здесь живу, тем более очевидной мне становится та пропасть, лежащая между нами и американцами, в отношениях людей между собой здесь и там, а особенно, отношение правительства, власти к своему народу.  Ну и соответственно, отношение народа к своему правительству...
У нас я видел пропасть между народом и властью, и фальшивые отношения между ними, когда в народе говорили, что "они делают вид, что платят нам, а мы делаем вид, что работаем"...
У меня, конечно, есть свои соображения, почему это так, но не об этом хочется сказать сейчас, а о том, что я вижу своими глазами здесь.

Вот, вчера я ездил в военный музей - National Museum of Military Vehicles, км. за 200 от Термополиса, организованный одним ветераном в честь погибшего товарища. 
Меня интересовал, в первую очередь, Ленд-Лиз, мне было интересно, как американцы видят и оценивают свою помощь Сов. Союзу во второй мировой войне.  Ибо у нас я, кроме уничижительных, презрительных оценок её, ничего больше не слышал от властей.  И мало было её, и поздно она стала оказываться, и вообще сыграла незначительную роль, мы бы вполне могли обойтись без неё и т.д.  Хотя, в народе говорили, что без американской тушёнки мы вряд-ли бы смогли воевать...

Но о Ленд-Лизе в музее было на удивление мало информации, хотя музей огромный, чтобы обойти все павильоны надо было пройти около трёх км.  Поэтому и входной билет действителен два дня...
Я нашёл лишь копию одной газеты от 1943-го года, где говорилось о нём и в сопроводительном пояснении лишь цифру в 17 с половиной миллионов тонн поставленной помощи и замечание, что Сов. Союз вряд-ли бы смог выиграть войну без этой помощи.  Хотя, я здесь слышал от людей, как трудно приходилось им в войну.  И талоны у них были на некоторые виды продовольствия, например, на сахар, сливочное масло и другие продукты, на бензин и многое другое...

Надеялся я увидеть и машины военного времени, Студебеккеры и другие; на некоторых из них довелось поездить мне самому ещё в юности у нас в Азербайджане.
Но там оказалось столько различных модофикаций, что ничего похожего я не увидел, кроме джипов, которых тоже оказалось столько модификаций, что у меня глаза разбежались.  Между прочим, в войну в Сов. Союз было поставлено 400 000 грузовиков и джипов.  Знаменитые "Катюши" были смонтированы на шасси Студебеккеров...

Зато в разделе оружия я обнаружил немецкий автомат до удивления похожий на автомат Калашникова!  Скорострельность у него была 500 выстрелов в минуту, это около 10 выстрелов в секунду...
В сопроводительной надписи указывался и год его выпуска -1944-ый.
А на следующем стенде и сам знаменитый на весь мир автомат Калашникова, который начал выпускаться в 1947-ом году. 
И вспомнил историю, которую я читал когда-то о том, что автомат Калашникова был позаимствован у немцев и сам Калашников в дальнейшем лишь внёс в него несколько усовершенствований. 
Всё ложилось на свои места.  И русские, и американцы ограбили побеждённых немцев по части патентов.  Особенно преуспели в этом американцы, как я читал здесь.  Можно сказать, что весь послевоенный бум в Америке связан с этим...

Вспомнилась история со строительством Тольяттинского автозавода "Жигулей" по лицензии итальянского "Фиата".  В газетах напирали на то, что советские инженеры внесли много изменений в конструкцию автомобиля, о которых многозначительно не упоминалось.  Всё, что я помню, это - "утопили" дверные ручки...
Всё это до боли напомнило советский анекдот "Советский слон - самый лучший слон в мире!"...

Мою знакомую интересовал раздел, посвящённый войне в Корее и Вьетнаме.  У неё отец воевал во Вьетнаме и было много знакомых ветеранов, пострадавших от дефолиантов, которые там широко применялись, так что мы посетили и его...
В связи с этим, я вспомнил несколько знакомых, страдающих от таких последствий.  Один из них живёт в соседнем городке.  Несколько лет назад при очередном регулярном физическом обследовании у него нашли какую-то болезнь, вроде разновидности лейкемии.  Впрочем, врачи успокоили его, говоря, что он умрёт не от неё, ибо она очень долго развивается, а лет ему уже под восемьдесят.
Тем не менее, нашли связь между его службой во Вьетнаме и болезнью, которая могла возникнуть у него от возможного контакта с "agent Orange", как называется дефолиант, и  стали выплачивать ему компенсацию.  Теперь у него пенсия $5000!  Он шутит: теперь моя задача - прожить подольше!...
Находится под наблюдением в госпитале для ветеранов, ездит каждые полгода на обследования, болезнь не прогрессирует, а сам он её не замечает и не чувствует...

Какой контраст с нашими ветеранами, особенно, с безногими инвалидами, раскатывавших на самодельных колясках с подшипниками после войны и клянчившими милостыню, которую они тут же пропивали от горя, обиды и унижения!  Даже в народе их называли "самоварами"... 
А через несколько лет после войны их без шума всех собрали и отправили на Соловки с глаз долой, чтобы они не портили вид городов.

Результат бросается в глаза.  В Америке народ ещё не утратил веру в своё правительство и в себя.  В то время, как у нас она утрачена давно, после революции 1917-го года.

А как американцы заботятся о своих солдатах на поле боя!  Я уже много читал об этом здесь и в это верится, ибо я воочию наблюдаю здесь отношения между людьми и могу засвидетельствовать, что американец американцу - друг, товарищ и брат!  Что безуспешно пытались воспитать в нас лозунгами... 
Но хочу вспомнить случай во время войны в Югославии в 1999-ом году, когда сербы сбили американский самолёт-"невидимку".  Лётчик выпрыгнул с парашютом и приземлился где-то в лесу в горах.  Подал радиосигнал и за ним организовали десант, нашли и успели спасти его до того, как его обнаружили сербы...
Мыслимо-ли такое дело у нас, то бишь, у вас...

Не скажу про живых, а покойников мы бережём!... -Высоцкий

http://teksty-pesenok.pro/2/Basta/tekst-pesni-Rayskiy-sad


Рецензии
УВАЖАЕМЫЙ ЗЕМЛЯК! Вы оправдываете своё имя, и я ВАМ верю. С большим интересом прочитаю всё. Я благодарна Азербайджану,который принял нас, эвакуированных из Ленинграда в 42-м.Так получилось, что и после войны семья, потеряв отца, остались жить в Баку. У меня самые близкие подруги- азербайджанки. Баку был во все годы интернациональным городом, где все нации были равны. И если бы армяне не кичились,
" асма, МЫ!" ( а у них в Баку была шоколадная жизнь- работа и деньги, намного лучше, чем в родной Армении), до сих пор бы жили там, а не мотались по миру...
РАДА ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ВАМИ! С уважением. Эмма-ханум.

Эмма Гусева   20.09.2022 09:29     Заявить о нарушении
Прекрасный отзыв, благодарю

Азад Абасов   21.03.2023 22:37   Заявить о нарушении