Письмо 24

   Александр  Голубов

"Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!..."

-А.С. Пушкин, "Евгений Онегин"

Мне хочется в этом отрывке заменить слово "Москва" на "Земля обетованная".  Ибо я жил в Москве в свои лучшие годы, но вынужден был отправиться куда глаза глядят на поиски Земли обетованной...
И сейчас, нашедши её, мне хочется рассказать о ней.  Но, начну я, пожалуй, со свидетельства другого русского человека, нашедшего её...

"Меня не покидает мысль: «Почему за 4 года работы в американской инженерной фирме в Дакоте и Техасе из любых сложностей на работе я всегда выходил без единого конфликта, без единой обиды в мой адрес. За 4 года мне никто не испортил настроение дурным словом или поведением. Почему?
Почему американский менталитет в моих глазах - образец христианского миролюбия?..."

Вот, об этом мне и хочется рассказать на своём опыте...

И я работал в инженерных фирмах, и даже в государственном учреждении - Dept. of Roads, откуда и ушёл на пенсию.  И я не могу вспомнить ни одного серьёзного конфликта или обиды на кого-нибудь или на что-нибудь за всё время работы здесь в Америке.  А начинал я в свои 42 года с работы подсобником каменщика на стройке, потом работал в охране...
Путь мой был не гладким.  Меня здесь никто не ждал и не встречал.  Я был здесь один, как перст...
И тем не менее, все американцы, встреченные мною здесь на моём пути, искренне стремились мне помочь.  Никто не пытался воспользоваться моим положением, извлечь какую-то выгоду из него.
Уже имея американский диплом инженера, для чего потребовалось сдать экзамен, я четыре года не мог найти работу по специальности.  Как я понимаю это теперь, из-за моего плохого разговорного английского языка, на котором я научился сносно разговаривать только совсем недавно...
Но речь не обо мне, а об американцах.  Поэтому, я думаю, лучше привести некоторые примеры из личного опыта, чем просто разглагольствовать.

Первое время я жил в семье спонсоров в их доме, которые не выбирали меня, а я их.  И тем не менее, за те три-четыре месяца, которые я провёл у них, они стали мне родными людьми, можно сказать, заменили мне отца и мать.  Вскоре после того, как они помогли мне найти первую работу, я купил свою первую машину и нашёл себе квартиру, а они продали дом и переехали на восточное побережье поближе к детям.  Я ещё пару раз ездил к ним в гости, как к себе домой, перезванивался и переписывался с ними до самой их смерти...

Между тем, я ничего не могу сказать положительного о своём опыте с русскими и украинскими эмигрантами здесь.
Помню, как я в первый раз за длительное время оказался наконец за одним столом в молодой семье из Ростова.  Наверное, такая обстановка подействовала на меня расслабляюще и я быстро упился...
Проснулся я на утро в своей квартире, моя машина стояла под окном, как обычно, но как я добрался до дома, я не мог вспомнить.  Позвонил своим новоявленным друзьям и они мне рассказали, что это заслуга американца, их друга, который был с нами в тот вечер.  Он вынес меня от них, погрузил в машину, отвёз до моего дома и выгрузил меня.  А они только сопровождали его на своей машине, чтобы забрать его потом.  К сожалению, я его больше не видел, ибо он стал избегать моих друзей, насмотревшись достаточно...
Как-то я отправился с ними на охоту, у них оказалось лишнее ружьё для меня.  Подъехали к опушке леса, где была разрешена охота, припарковались на стоянке, где мы были одни и отправились в глубь леса по дороге.  Отошли далеко, на километр или больше и вдруг нас догоняет запыхавшись американец и сообщает нам, что мы забыли выключить свет в машине и у нас может сесть аккумулятор, если не выключить его...
Меня удивила такая забота о незнакомых тебе людях тогда, вместо того, чтобы позлорадствовать беде ближнего, что более обычно для нас и только много позже я понял, что это типично американское христианское миролюбие и забота о ближнем.  Это заповедано человеку в Библии - любить ближнего, как самого себя, и они впитали это в себя с молоком матери.

Помню случай на дороге.  Отправился я в соседний город км. за 80, на новой для себя машине и на обратном пути, на выезде из города, заметил, что у меня не работает датчик температуры антифриза.  Остановился на обочине, чтобы проверить мотор, поднял капот и пытаюсь понять, в чём дело.  Тут же за мной остановилась ещё одна машина и ко мне подошёл парень с вопросом - не нужно ли помочь?...
Мы вместе осмотрели мотор, но всё было в порядке.  Парень предложил мне продолжить путь, а он поедет сзади, чтобы подстраховать меня на случай, если мне понадобится помощь.  Так он и ехал позади меня до самого Линкольна, пока не отвернул где на каком-то из въездов в город.  Я даже не успел узнать его имени...
В другой раз, когда я себе купил джип "Чероки", я отправился зимой в соседний штат за 1500 км.  Но на середине пути, обнаружил неполадки с передним приводом.  Решил продолжить путь, надеясь отремонтировать в большом городе в соседнем штате, и загнал передний привод окончательно, пока добрался до него. 
Потребовалось три-четыре дня на ремонт, так как им пришлось заказывать детали, чуть ли не с завода и обошлось мне всё больше $ 2000.  Но на обратном пути привод полетел опять, еле-еле добрался до дома.  На следующий день позвонил в фирму, которая делала ремонт, но меня вежливо отфутболили, сказав, что это моя вина.  Пришлось искать мастера дома.  Первый же попавшийся механик, к которому я обратился, показал документы о ремонте, осмотрев машину сказал, что это вина фирмы, которая делала ремонт.  Позвонил им, указал на это, но они продолжали упорствовать, отрицая свою вину.
Тогда механик предложил мне оставить у него машину до тех пор, пока он не разберётся с фирмой, что я и сделал.  Он звонил им несколько раз, доказывая им их вину, пока они не согласились прислать своего представителя.  Который, осмотрев машину, согласился с механиком и фирма оплатила ему ремонт почти в том же размере, который я заплатил им.  Так что, мне не пришлось платить дважды...

Когда я возвращался с Аляски через Вайоминг, меня дважды останавливали полицейские за превышение скорости, один раз даже в зоне строительства, где штрафы удваиваются.  Я гнал, как бешеный, намереваясь добраться до дома в тот же день, ибо мотели уже надоели...
Но оба раза они видимо пожалели меня, видя мой усталый вид и побитую машину с вмятиной в боку, без глушителя и бокового стекла в окне (я сделал аварию в Британской Колумбии в Канаде ещё по пути на Аляску!...).  Оба раза они выписали мне предупреждение, что со мной до сих пор не бывало.
Это заставило меня обратить внимание на этот штат, я стал ездить туда в отпуск, присматриваться и, в конце концов, я туда переехал.  О чём никогда не пожалел, здесь люди ещё лучше.

Однажды, когда я после снегопада чистил снег на дороге, где парковалась моя машина, напротив остановился трачок, из которого вышли отец с 12-13- летним сыном, достали свои лопаты и стали помогать мне.  Я запротестовал, говоря, что справлюсь сам, но отец пояснил мне, что он так учит своего сына - не проходить мимо, если можешь помочь...
Другой раз, когда я ехал в источник и добрался до него, рядом остановилась машина, вышел водитель и подсказал мне, что у меня не горит сигнал поворота.  Он специально доехал со мной до места, где я остановился, хотя ему это уже было не по пути, чтобы сообщить мне об этом.
А когда я зимой застрял в снегу в каньоне три-четыре года назад, молодая семья с двумя грудными детьми остановилась, чтобы помочь мне.  Не только муж, но и жена оставив детей в машине вышла помогать.  Нашлась у них и верёвка, за которую они вытащили меня из сугроба.  Я спросил их имена, они оказались из Термополиса, но больше их не встречал ещё...

Вот, вроде бы, всё мелочи, но почему-то я не помню таких мелочей из Союза.  Кажется, они мне и запомнились только потому, что были для меня внове.  Я мог бы привести ещё много таких "мелочей", ибо они здесь на каждом шагу и в порядке вещей...

К нам сюда приезжает много туристов, у источника я вижу номера машин со всей Америки, от Аляски и Канады до Флориды и Техаса, и от Нью-Йорка до Сан-Франциско.  И я недавно обратил внимание, как легко и непринуждённо американцы общаются друг с другом, заговаривают с незнакомыми людьми в источнике так, как будто знакомы всю жизнь, рассказывают встречному-поперечному такие подробности, что диву даёшься.  Таких простых человеческих отношений между людьми я не видел больше нигде.  Я ещё не видел никаких склок в бассейне, хотя людей там собирается много иногда, а я здесь уже 11 лет...

Я начал это письмо сегодня утром, а потом собрался на безплатную экскурсию со своей знакомой по окрестностям Термополиса, которую устраивала местная группа экологов.  В начале пути нас ожидал лёгкий завтрак с кофе, другими напитками и печеньем, а потом мы погрузились на платформы, в которых вместо сидений были тюки с прессованным сеном и поехали с гидом.  Это называется Hey Ride.  Услышали много интересного о геологии местечка, откуда и почему здесь горячие источники и т.д.  Рассказали нам, как они борются с сорняками в дикой степи, показали примеры, полюбовались на бизонов с детёнышами, пасущихся в степи. 
А на обед мы остановились в парке, где нас ожидали горячие шашлыки на рёбрах, которые жарились при нас семейным бизнесом, у которого это всё было заказано заранее организаторами.  Ну и опять, всякие прохладительные напитки.  Было нас больше 20-ти человек, причём количество было не ограничено, женщина-организатор сказала мне, что им было важно только знать, сколько человек будет, чтобы заказать на всех.  Нам это не стоило ни копейки.  Хотя, я и заплатил за нас чаевые поварам по наводке моей знакомой, про остальных не знаю...
Вот, такое гостеприимство на Диком Западе!  На местных женщин любо-дорого посмотреть, любая из них коня на скаку остановит и сделает всё, что нужно и как надо, я уже не раз здесь в этом убеждался.  Макияж здесь не в ходу, берут цветущим здоровьем.  Совсем не заметно кокетства, всяких ужимок и уловок, на которые так способны наши женщины в наш, испорченный век...

Я когда-то окрестил американцев про себя - непуганые идиоты, по аналогии с названием книги Марка Твена "Innocents abroad", в которой он повествует о путешествии американцев в Россию и встрече с каким-то царём в Ливадии, что было для них в диковинку...
Здесь всё гораздо проще, чище и без экивоков.  Не зря, у американцев нет отчеств.  Неважно, как ты обратишься к человеку, важно, как ты к нему относишься на самом деле!  Тут многое понятно без лишних слов...
Так вот, о непуганых идиотах.  Я замечаю, что уже и сам становлюсь таким, и становится легче дышать...
Американцы - у себя дома, и ведут себя соответственно.  У них не было революций и им нечего бояться из тех бедствий, что довелось испытать людям в Европе, а, особенно, в России.  В этом смысле, они действительно непуганые идиоты, на наш взгляд. 
Это и отличает их от нас, а вовсе не то, что подаётся о них из всех "утюгов" властелинами мнений...

Ну, а Земля обетованная, это не то место, где ты родился волею судеб, а то, которое ты себе нашёл сам и из которого тебя не тянет уже никуда.  У меня давно уже просрочен заграничный паспорт и продлять его я не собираюсь.
Москву вспоминаю редко, как дурной сон, в котором ты борешься с невидимым молохом, высасывающим из тебя все силы.
Вот, такие метаморфозы...


Рецензии